На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №5 (22)'2006

Женщины, которые говорят
В наш век феминизма церковное отношение к женщине, на первый взгляд, кажется дискриминационным, даже возмутительным. Но это только на первый взгляд, со стороны. Судя по проведенному нами опросу самих женщин, они так вовсе не считают


Версия для печати
14.07.06, 12:57

«Жены ваши в церквах да молчат…» (1Кор 14:34) Женщинам не дозволяют быть священниками. Их не пускают в алтарь и на Афон. Не чувствуют ли православные христианки себя обиженными? -- спрашивали мы у известных женщин страны.

Анна ЛЮБИМОВА, редактор сайта «Православие и мир»:
-- Я никогда не понимала движений «за права женщины в Церкви». Такая борьба была понятна в XIX веке, в обществе, когда единственной возможностью реализации в обществе для женщины было замужество. Сейчас все наоборот. В церковном устроении у меня никогда не было желания что-то реформировать -- с того времени как я начала ходить в храм, у меня было глубокое внутреннее чувство правильности Церкви.
На самом деле, теоретически можно объяснить почти все. И я могу с полной уверенностью пройти перед мужчинами, например, на помазание или на причастие, понимая, что мы разные, но равные, и пропускать мужчин -- это только благочестивая традиция. Но если подойти после мужчин, помня благочестивую традицию, мне будет спокойнее.
Если бы женщины говорили меньше, было бы лучше: большая часть книг на религиозную тематику, написанных женщинами, нередко слишком восторженны, бестактны или прямолинейны, полны излишней паники, критики или лубочности. Такой стиль, кстати, встречается и в работах мужчин о религии, но это именно женский стиль. Несомненно, есть много прекрасных книг, написанных женщинами, все мы знаем и о том, что в советское время прихожанки спасали церкви: ложились под церковные стены, не давая взрывать храмы, пели, читали, писали иконы, помогали в алтаре (!).
Когда-то, возможно, разрешат все. Придут турагенты, допустим, и скажут, что с сегодняшнего дня всем можно на Афон, монастырей там больше нет, земля принадлежит другому государству -- поезжайте. Поехать-то можно, только зачем?
Сегодня на женщинах большая миссионерская нагрузка: человек нецерковный первым делом идет к свечному ящику, от того, как встретят его там, как ответят на вопросы, не оттолкнут ли, во многом зависит, останется ли он в Церкви. А за ящиком -- женщины. Так было и у меня -- батюшек я поначалу просто боялась, поэтому, не будь приветливых слов и добрых наставлений от сотрудниц храма, может быть, и не дошла бы я до исповеди.
В Церкви не бывает так, что какая-то дорога закрыта навсегда. В истории христианства много женщин-стариц, у которых совета спрашивали епископы, так что достигай святости, если хочется значимости в Церкви. Но вот только те старицы, у которых спрашивали совета святые, ни в малейшей мере не чувствовали, что они «самые-самые» главные, что их права соблюдаются. Они чувствовали себя недостойными и грешными. Потому и шли к ним, чтобы научиться смирению.

Наталья Лосева, руководитель интернет-проектов РИА «Новости»:
-- На мой взгляд, не мешает вернуть некоторые традиции поведения мужчин и женщин в церкви: например, обычай стоять женщинам слева, а мужчинам справа.
Думаю (насколько вообще позволено мне комментировать апостолов), что слова «женщина в Церкви да молчит» верны на все времена. И в буквальной их интерпретации, подразумевающей благоговейную тишину. Сама сколько раз себя обрывала, кода стоишь ко кресту и коротаешь минуты в болтовне с подружкой, а рядом идут причастники, которые переживают в это время свою Тишину, читаются благодарственные молитвы или начался молебен. Тем более верны они, на мой взгляд, в том значении, что не дело женщине проповедовать у алтаря, и в этом нет ничего обидного или уничижительного, потому что отеческие законы и предания несут не обрядовый, а глубинный, сакральный смысл.
А вам обидно, что мужчина не рожает детей и не имеет регулярных недугов? А то, что вы не можете отпустить бороду? Почему каждый из нас готов спокойно и естественно принять разность телесную, физиологическую, но кто-то противится разности иной, более тонкой. Скажу вам более того, я боюсь, что однажды в угоду псевдолиберальности женская нога ступит на Афон. Есть традиции, которые нужно держать зубами, даже если их полный, настоящий, безусловный смысл мы не можем вместить.
Недавно мы с друзьями говорили, перебирая свою «православную тусовку», что если мужчина пришел из нецерковной семьи в зрелом возрасте в Церковь, то это цементное прилепление. В вере они сильнее.

Ирина Яковлевна Медведева, православный психолог:
-- Я думаю, что слова апостола относятся к тем временам, когда проповедовать в храме имели право не только священнослужители, но и миряне мужского пола. Мне совсем не обидно, что меня не пускают в алтарь. Гораздо обиднее, когда мужчины не уступают женщинам место или не подают руку при выходе из транспорта. А самоутверждаются за счет женщины только слабые и неполноценные в каком-то отношении мужчины. Ведь женщина несомненно слабее мужчины, если речь идет о великодушии и снисхождении.

Антонина Васильевна Митигуз, подполковник внутренней службы Министерства юстиции РФ:
-- Если придерживаться церковных правил, то к кресту и к чаше мужчины подходят первыми. И мне приятно пропустить мужчин вперед -- это моя дань уважения тем немногим мужчинам, которые ходят сегодня в храм.
У женщин очень часто язык опережает ум, поэтому распространенная фраза: «Язык мой -- враг мой», к сожалению, характеризует большинство женщин. Стараюсь также не забывать слова преп. Амвросия Оптинского, который предупреждал о том, что «разговаривающим в храме посылаются скорби».
Из своих личных наблюдений могу сказать, что если уж мужчина пришел к вере -- он сделал это осознанно и серьезно. Более того, он, скорее всего, будет истинным воином Христа и не станет выставлять напоказ свою веру и свои добрые дела. Женщина же любит внешние проявления и обсуждения своих дел и зачастую умиляется своему внешне благочестивому виду. Во время поста женщина нередко уделяет серьезное внимание ограничениям в пище, а не работе над своим внутренним содержанием.

Игумения Ново-Тихвинского монастыря Любовь (Нестеренко):
-- Достаточно того, что это сказал апостол Павел, и можно было бы дальше уже не рассуждать. Слово Божие непреложно. В Книге Притч говорится: "Не прелагай (т.е не переходи, не нарушай) предел вечных" (22, 28), и Сам Спаситель сказал: "Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут". Это -- вечное законоположение и оно для нас свято. Можно привести такой пример из Первой Книги Паралипоменон. Когда везли ковчег Божий, Оза, не будучи священником, прикоснулся к нему и умер в то же мгновение. Казалось бы, что плохого он сделал? Он всего лишь хотел поддержать ковчег, чтобы тот не упал с колесницы. Но он устремился к служению, для него не предназначенному. Точно так же, когда мы дерзаем преступить пределы, положенные Словом Божиим относительно нашего служения, то умираем. Причем мы можем даже не почувствовать эту смерть, поскольку мы живем более душевной жизнью, чем духовной, и какие-то духовные вещи нам совершенно неизвестны. Но если мы не почувствуем этого сейчас, во дни нашей земной жизни, то последствия этого непременно явятся, когда мы перейдем порог смерти.
Если мы искренно верим, а не просто называемся христианами, то с любовью покоряемся Божественному Откровению. Тогда у нас формируется соответствующее сердечное устроение, и нам даже не приходит в голову размышлять о том, притесняют нас или нет. Если же мы выходим за рамки Священного Писания, то входим, так сказать, в область страстей, и естественно, в нас восстает тщеславие, гордость, недовольство своим положением и ропот на Божественные установления.
Священное Писание отводит женщине определенную роль. Если мы обратимся к Книге Бытия, то увидим, что Господь создал Еву именно как помощника. Что такое помощник? Даже в нашем современном представлении это человек с ограниченными возможностями.
С точки зрения природных дарований, женщины уступают мужчинам в телесной крепости, да и в интеллектуальном отношении тоже. Кто из женщин прославился в области философии или богословия? С другой стороны, мы как христиане не должны говорить только о природных способностях. Для нас важнее другой вопрос: кто выше в отношении богопознания? И вот об этом-то самом важном для нас предмете Священное Писание говорит, что в этом мы равны -- "несть мужеский пол, ни женский" (Гал. 3, 28). В отношении богопознания -- следует подчеркнуть: не теоретического, а живого, опытного богопознания -- женщины ни в чем не уступают мужчинам. Когда идет речь о богообщении, даже какие-то природные "недостатки" покрываются Божественной благодатью. Например, если говорить о телесной немощи, можно привести в пример мучениц, которые силою Христовою претерпевали вышеестественные муки, муки не меньшие, чем те, что выпадали мужчинам. Вспомним мученицу Фелицитату. Она не могла сдержать криков, когда рожала (ее заключили в темницу беременной), а через несколько дней без единого стона перенесла страшные муки за Христа. Так же в отношении глубины рассуждения не только на мужчинах, но и на женщинах исполнялись слова Спасителя: "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить" (Лк. 12, 11–12). Итак, мы равны в самом главном, у нас одно призвание, и на нашем пути к Царствию Божию имеет значение только наша собственная решимость, ревность ко спасению.

Елена Соболева, автор книги “Пятый ангел вострубил”, кинорежиссер, преподаватель отечественных и зарубежных киношкол:
-- Меня вообще очень трудно притеснить -- я все-таки кинорежиссер, умею за себя постоять в любой ситуации. Но меня, вообще, никто никогда не задевает, ведь люди чувствуют просто по первому взгляду какой-то статус личностный.
Нам нет такой уж необходимости заходить в алтарь. Зато могут быть подвержены обсуждениям вопросы о, допустим, непокрытой голове или пересмотрено отношение к макияжу. Я не думаю, что наши царственные новомученики -- царицы и царевны -- ходили без украшений и без макияжа. Однако это не помешало им стать святыми.
Наша история движется к концу света. Это проявляется и в том, что мужской пол становится все более декоративным. Он уже абсолютно не соответствует тем традициям, которые существовали на протяжении тысячелетий в человеческом обществе. Почти за каждым политиком торчат женские ушки. Кто сделал, к примеру, Клинтона Клинтоном, а Горбачева Горбачевым?
У женщины меньше вот этого стремления погарцевать, посоревноваться. Мужчины от рождения до смерти друг с другом соревнуются. А женщине свойственно самопожертвование -- она заботится о муже, о детях. Поэтому женщине более свойственно постоянство. А мужчина -- он одноразовый. Он -- мечом помахать, один раз проявить мужество, совершить подвиг и голову сложить. Это же самый изменчивый такой отряд человечества -- мужчины. И поэтому на них особенно сказываются современные и экологические проблемы, и социальные.

Фредерика-Мария де Граас, психолог и массажист, добровольный сотрудник Московского хосписа:
-- Мужчин в церкви мало, значительно меньше, чем женщин, и никакого притеснения с их стороны я не чувствую.
Я думаю, апостол призывал женщин оставить праздные разговоры для того, чтобы почувствовать свое единение с Богом в Храме. Женщине это сделать гораздо проще, чем мужчине, поскольку она более чуткая и интуитивная. Апостол говорил о том, что женщина должна оставить свое любопытство, зависть и стремление поговорить -- тогда у неё включится природная способность воспринимать присутствие Божие. Ей легче воспринять это, чем мужчине. «Женщина в церкви да молчит» для того, чтобы служить Богу и быть к Нему ближе.
Алтарь -- место настолько святое, что человек может туда войти только с чувством колоссального трепета, ведь это место, где находится Всевышний. Я еще не доросла до этого -- мне достаточно просто быть в храме. И мужчины и женщины в храме едины, никакого разделения я не чувствую -- мы все «Одно Тело Христово». Просто стоять в храме для меня уже очень много. На Афоне мне, конечно, хотелось бы быть, т.к. там тихое и удобное для молитвы место, но раз Божья Матерь решила, что там должны быть только мужчины, то я туда не стремлюсь. То, что женщинам нельзя быть на Афоне не означает, что мужчины лучше женщин. Я думаю, что афонским монахам нужно, чтобы рядом не было женщин, т.к. это место для усиленной молитвы, там не должно быть соблазнов и искушений. Афон -- это святое молитвенное место. Миру необходимы эти молитвы. Поэтому нет никакого разделения -- мы все одно «Тело Христово», это милость Божья для всего мира.
Я думаю, что воля и физическая сила у мужчин сильнее развиты, чем у женщин. Женщина больше привязана к земле. Мужчина может целеустремленно идти к намеченной цели и не замечать ничего вокруг, женщина же видит мир более широко. У мужчины меньше эмоций и это помогает ему идти к намеченной цели. Но зато у женщины больше развито сердце и способность любить. Мужчине же сложнее открыть свое сердце.
Меня совершенно не тянет быть священником, ведь священник -- образ Христа, который «положил душу свою за паству свою». Сам Христос так заповедовал -- так установлено. Священник должен забыть про себя, отсечь свою самость ради Христа -- к этому далеко не все готовы.

Тутта Ларсен, ведущая МТВ:
-- Я, скорее, соглашусь со словами апостола. Если в храме и возникает какой-то источник суеты -- происходит это чаще всего именно по вине женщин. Всем известные «бабульки» делают замечания тем, кто приходит в храм. А приходит зачастую невоцерковленная молодежь в штанах и без косынок. Важно в этот момент их не спугнуть -- человек должен до всего дорасти сам. Я считаю, что в храме не должно быть укоров и осуждения, -- это недопустимо. Но если замечание будет сказано священником в мягкой форме, прихожанин наверняка не обидится и поймет все правильно. А, вообще, решение прийти в храм, т.е. сделать первый шаг -- очень непростое решение.
Как-то я пришла в Даниловский монастырь на Рождество, и меня попросили отойти от алтаря -- этот факт меня тогда очень возмутил и огорчил. Сейчас я отношусь к этому нормально.
Женщина более эмоциональна, она может своей женской энергией и своими эмоциями как созидать, так и разрушать, например, гармоничные отношения в семье. Мужчина же должен женскую энергию обуздывать и направлять в нужное русло. А сила женщины, на мой взгляд, заключается в том, что она рожает детей, хранит очаг, то есть является «живой водой», которая мужчину укрепляет и делает его сильнее.
Я думаю, что женщина не может быть священником в силу своей слабости. Наверное, она создана для другого -- для своего мужа и для детей.

Оксана Федорова, ведущая программы «Спокойной ночи, малыши»:
-- Я прихожу в храм для того, чтобы побыть наедине с собой, и мужчины мне в этом абсолютно не мешают. Я думаю, апостол не имел в виду то, что женщина должна молчать в самой церкви. Он имел в виду семью как малую Церковь. Жена должна прислушиваться к своему мужу, то есть не брать на себя руководящей функции.
Церковью было так установлено, что женщина не должна входить в алтарь, и спорить с этим мы не должны. Хотя, я слышала о том, что монахиням, находящимся в монастыре уже давно, то есть достигших каких-то духовных высот, входить в алтарь разрешается.
Женщина слабее мужчины физически, но психологически она сильнее. На женских плечах лежит многое: семья, дом, дети и создание атмосферы в семье. Всю мелкую работу выполняет женщина -- она более усидчива. А когда нужно принимать оперативные решения и действовать быстро -- здесь пальма первенства отдается мужчине потому, что он более логичен и трезв. У женщин преобладают эмоции. В этом есть свои плюсы и минусы. Как говорят, если ветка жесткая -- она быстро ломается, а если она гибкая, как женщина, то она живучая, способная ко многому приспосабливаться.
Есть женские монастыри, где настоятельницы монастыря -- женщины, но службы все равно ведутся мужчинами. Когда священник служит, он уподобляется Христу. Поскольку Христос был мужчиной, то, наверное, священником должен быть именно мужчина.

Елена Чудинова, писатель, автор книги «Мечеть Парижской Богоматери»:
-- Я была просто потрясена волной внимания и уважения, высказанной мне со стороны духовного сословия, которую вызвало появлением моего романа «Мечеть Парижской Богоматери». Я встретила столько одобрения, понимания, поддержки и вопросов ко мне как к писателю, как к мыслителю, со стороны духовенства! На фоне всего этого мне было бы смешно говорить о том, что существует дискриминация женщин в церкви. Но это одна сторона медали. С другой стороны, я могу себя рассматривать как рядовую, верующую женщину. И как таковая я должна -- и это совершенно естественно и не вызывает у меня протеста -- помнить о том, что жены в храме молчат. Мы же православные, мы не еретики, которые рукополагают женщин в епископы! И женщина в храме не проповедует. Видимо, тут подразумевается и некоторое смирение, то есть покрывание головы. Ведь все-таки мы исповедуем то, что несем грех прародительницы Евы. Следовательно, это естественно, а если кому это кажется не нормальным, тому нужно выбрать другую религию, более «толерантную» и «политкорректную».
Но встречаются эпизоды лично меня огорчающие. Недавно на митинге на Пушкинской площади из уважения к тем, кто пришел на этот митинг, я сообразно моему статусу замужней женщины, покрыла голову, надев нарядную шляпу. И очень хорошей священник попросил меня снять шляпу. Потом я у него так, в шутку немножко, спросила: «Отче, ну что же вы замужнюю женщину опростоволосили?» Он мне простодушно ответил: «Был бы у меня платочек в кармане, я бы сам предложил». Причем это был достойный пастырь, вызывающий всякое уважение. Видимо, подразумевалось, что модная шляпа чем-то не хороша. Вы понимаете, я не должна носить платочек, потому что я не «баба», мой муж не «мужик». По социальному статусу я -- дама, и адекватный головной убор для дамы -- это шляпа. Шаль, допустим, но никак не платочек. Я думаю, что это ужасный пережиток, когда женщины с дипломом искусствоведа или филолога входят в храм, повязывая какие-то безобразные старушечьи белые платочки!

Марина Андреевна ЖУРИНСКАЯ, редактор журнала «Альфа и Омега»:
-- Проблема женского равноправия в Церкви, на мой взгляд, поставлена с некоторой несвоевременностью, с попыткой опередить исторические процессы, и чем меньше об этом говорить, тем лучше. Но коль скоро спрашивают…
Слова апостола Павла о безмолвии женщин во время богослужения никакого внутреннего протеста у меня не вызывают: по себе знаю, что женщина -- существо эмоциональное. Женщины (при определенных условиях) могут прислуживать в алтаре, поют на клиросе, читают -- где же здесь ущемление прав? А главное наше право -- это молиться, и его никто не отнимает. В жизни не видела и не слышала, чтобы прихожане-мужчины в храме высказывали претензии к женщинам именно потому, что это женщины. А вот внутриженские распри бывают…
Да, в Писании нет запрета на женское священство, как и на многое множество других вещей, которых избегают «по умолчанию». Но зато сказано, что Господь сотворил женщину как помощника мужчине. Здесь есть о чем подумать. Дело не в том, что женщина слабее мужчины, у нее просто другие задачи. Увы, повсеместное утверждение, что женщины «ничем не хуже», на практике вызывает только дурные реакции: с женской слабостью не хотят считаться, женщину уже можно и ударить, и обругать, и посылать на подземные и дорожные работы. А вот в осетинском фольклоре есть очень красивая идея: Бог сотворил мужчину для подвигов, даже определил каждому «норму подвига», но выполнить эту «норму» может только тот, кого жена любит и почитает. А при невнимании жены мужчина слабеет.
Говорят, что, с другой стороны, от засилья женщин Церковь может погибнуть. Не так-то просто ее погубить; многие пытались. Но некоторые тенденции огорчают. Так, набожная-пренабожная женщина считает себя вправе не уделять внимания ни мужу, ни дому -- а это пренебрежение к таинству брака. Наверное, единственный способ для женщины привлечь к Церкви мужа -- это окружить его такой заботой, чтобы он поверил, что церковные законы не направлены лично против него. Пожалуй, еще печальнее, когда жена берет на себя роль духовного лидера семьи, считая, что она-то продвинутая, а муж у нее непродвинутый. Но для сильной воли может найтись множество областей применения: вести дом как следует не так-то просто, и для воспитания детей недостаточно распихать их в разные кружки и учебные заведения (даже православные) -- им нужна мама. А кто в состоянии еще и работать -- никто не мешает, нет такого запрета.
Когда рассуждают о том, что в Церкви женщина-де ущемлена, почему-то волнуются в основном, что «поговорить не дают». Очень хочется представительствовать на соборах, писать какие-то документы, решать вопросы… А между тем можно заниматься с детишками в воскресной школе, обучать церковному пению (и чтению -- я такой случай знаю); можно ухаживать за больными в церковных приютах и за стариками в богадельнях, и просто на приходе ведь много стариков, нуждающихся в помощи, то есть можно не говорить, а делать. И в это делание вкладывать тепло женской души.
Что делают женщины в нашей Церкви? Возглавляют женские монастыри. Пишут иконы, как монахини Иулиания (Соколова), которую даже называют основоположницей современной лаврской школы иконописи, и монахиня Иоанна (Рейтлингер). Составляют богослужебные тексты, службы святым, как схимонахиня Игнатия (Петровская). Работают в церковных издательствах и даже сами пишут статьи и книги. Поют и читают в храме. Преподают в церковных учебных заведениях, а подчас их и возглавляют. Делают великолепные вышивки и шьют облачения, -- очень благодатная работа и очень женская. Ведут дела милосердия и воспитания. Наконец, женщины в Церкви -- матушки, жены священников, и это настолько важно, трудно и значительно, что даже сказать трудно.

Подготовили
Мария ВЛАДИМИРОВА,
Анна ПАЛЬЧЕВА
Б

Версия для печати

Тэги: Личность  Женщины в Церкви 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.