Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.
Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.
Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).
Мария Магдалина — эту святую называют «апостолом апостолов» за то, что ей первой явился воскресший Спаситель, и она рассказала об этом Его ученикам (см. Ин. 20, 1-18). С именем Марии Магдалины связана традиция красить яйца на Пасху — у святой вышел спор с императором Тиверием: тот утверждал, что скорее куриное яйцо, которое она хотела преподнести в дар императору, может стать красным, нежели Христос мог воскреснуть из мертвых. Тогда яйцо в руке Марии покраснело.
Слева: Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Справа: Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария Магдалина
Фива — одна из первых диаконисс в истории Церкви. Апостол Павел писал о ней: «…помощница многим и мне самому» (Рим. 16, 1).
Прискилла — мученица, жена апостола Акилы (см. Деян. 18, 2-3; Рим. 16, 3-4). Апостол упоминает их с мужем как первых христианских вероучителей, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников».
Священномученица Иустина — пострадала за Христа в III веке вместе со своим бывшим мучителем и искусителем Киприаном. Тот, будучи колдуном и волхвователем, обратился ко Христу, видя веру Иустины. Св. Иустина — одна из многих мучениц, которые собственным примером обратили в христианство своих преследователей.
Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Обнаружила местонахождение хитона Господня.
Святая мученица Иулитта — была сожжена на костре в 304 (или 305) году, отказавшись отречься от веры. В беседе на память мученицы Иулитты святитель Василий Великий, ставя ее в пример христианам, восклицает: «Не попустите, мужи, чтоб вам оказаться в благочестии худшими жен!»
Преподобная Синклитикия — основательница женской монашеской традиции, она, ища возможности посвятить себя Богу, после смерти родителей раздала все их имущество нищим и со слепой сестрой удалилась в гробницу, принадлежавшую ее родственникам (IV век). После того, как место ее уединения было случайно обнаружено, сюда стали стекаться женщины, также искавшие подвига. Преподобная написала наставления монашествующим женщинам, она стала одной из трех амм, высказывания которых приводятся в Древнем патерике (патерик содержит высказывания 117 святых отцов).
Диаконисса Олимпиада — преданная ученица свт. Иоанна Златоуста. В 405 году по ложному обвинению была брошена в темницу, святитель утешал ее в дошедших до нас письмах: «Твое сокровище, которое ты собрала, неприкосновенно, и достоинство, созданное этими страданиями, не знает смены и не ожидает конца».
Елена Черкасова. "Письма к Олимпиаде"
Преподобная Макрина — жила в VI веке. Была обручена с благочестивым юношей, но после того, как он до свадьбы скончался, избрала девственную жизнь. Своим примером увлекла на монашеский путь собственную мать Емилию. Младшие братья Макрины — святые учители Церкви Василий Великий и Григорий Нисский своим учителем называли именно ее, ссылаясь на то, что она знала Священное Писание лучше них.
Преподобная Мария Египетская — после раскаяния в своих грехах ушла в пустыню за Иордан и прожила там сорок семь лет в полном уединении без крова, одежды, почти без пищи (VI век). Ее жизнь — монашеский идеал, пример глубокого духовного преображения. Воспоминанию о ее подвиге посвящена специальная покаянная служба во время Великого поста — «Стояние Марии Египетской».
Преподобная Кассия — жила в IX веке в Византии. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Автор основной части канона Великой Субботы «Волной морскою», стихиры Великой Среды «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество...», стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли...». В общей сложности ей приписывают 2 канона и 49 тропарей, а также духовные стихи и мудрые высказывания. Одно из них гласит: «Я ненавижу тишину, когда время говорить». Однажды Кассия дорого поплатилась за смелость высказывания. Император Феофил, выбиравший себе невесту, на смотринах, где были собраны красивейшие и знатнейшие девицы, был поражен красотой Кассии и, решая испытать ее, спросил: «Не через жену ли произошло зло?» Она отвечала: «Но через жену же берет начало и лучшее». Император решил, что она слишком умна и не взял ее замуж. Правда, по другой версии, Кассия специально возразила императору, чтобы он отверг ее, так как не хотела становиться женой императора-иконоборца.
Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с прп. Феодором Студитом, свв. Космой Маюмским и Андреем Критским. После того, как император отказался на ней жениться, Кассия основала в Константинополе монастырь, которым восхищались современники. Считается, что письма, которые писал прп. Феодор Студит некоей девице Кассии, были адресованы именно инокине-гимнографу. Преподобный пишет: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице». Кассия-гимнограф прославлена Греческой Православной Церковью в чине преподобных.
Святая равноапостольная княгиня Ольга — после смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.
До крещения Ольга была очень суровой правительницей. На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Святая благоверная княгиня Феврония — благочестивая дочь простого крестьянина-пчеловода, она поразила муромского князя Петра рассудительностью и находчивостью и стала ему достойной женой. Муромские бояре опасались ума и проницательности княгини и не раз предпринимали попытки рассорить супругов и «заменить» Февронию, ссылаясь на ее низкое происхождение. Но Феврония терпением, смирением и мудрым поведением сохраняла мир в семье и побеждала боярские козни. Супруги умерли в один день и час в 1228 году, приняв перед этим монашеский постриг.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — жена св. блгв. князя Михаила Ярославича Тверского. Ее муж, два сына и внук были убиты татарами в Орде. Святая, мужественно переносившая удары судьбы, окончила свой жизненный путь в монастыре в 1338 году. «В женском естестве мужескую крепость имела еси...» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Это единственная в истории Русской Церкви святая, которую деканонизировали во время раскола со старообрядцами указом патриарха Иоакима в 1677 году, запретив поклонение ее святым мощам. (Старообрядцы считали ее своей покровительницей.) Но в 1908 году Анну Кашинскую снова причислили к лику святых.
Св. праведная Иулиания Лазаревская, милостивая — русская святая конца XVI века, прославленная как благочестивая мирянка за свое служение ближним. Выйдя замуж за владельца села Лазаревское, святая дневное время суток посвящала молитве и заботе о семье — Иулиания родила десять сыновей и троих дочерей — а по ночам занималась рукоделием. Свои работы она продавала, а на вырученные деньги помогала нуждающимся. Когда наступил голод, она тайком от родственников кормила голодающих. После смерти любимого и почитаемого мужа святая раздала семейное имущество бедным. Во времена еще более страшного голода 1601-1603 гг., когда дело доходило до людоедства, Иулиания пекла хлеб из лебеды и древесной коры, чтобы кормить людей. Но и в эти тяжелые годы она, как пишет ее сын, «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».
Блаженная Ксения Петербургская — после внезапной кончины мужа решила принести покаяние за то, что он умер без исповеди, приняла тяжелейший подвиг юродства: отказа от дома, родных, всех мирских благ, на деле исполнила заповедь Христа, став «нищей духом». Скиталась по городу, жила подаянием, тайно совершала добрые дела. Почиталась в Петербурге как святая уже при жизни. Скончалась около 1803 года. Канонизирована в 1988 году.
великая княгиня, вдова великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). Воспитанная в протестантской семье, после замужества, видя веру своего супруга, после многих молитв и раздумий, несмотря на протесты родственников, сознательно и сердечно приняла Православие. После убийства мужа террористами оставила светскую жизнь, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия — принципиально новую форму служения ближним в России, сочетающую молитвенную и деятельную стороны. Организовала широкую службу помощи больным, сиротам, инвалидам. Сама обходила притоны, собирая брошенных детей для своего приюта. Отказалась покинуть Россию после революции. Была арестована в 1918 году. В числе других мучеников была брошена в шахту около г. Алапаевска, где, несмотря на собственные страдания, до последнего часа помогала раненым.
Мученица Татиана (Гримблит) —
жительница Томска. Когда в 20-е годы в Сибирь стали прибывать ссыльные, Татьяна почти все свои средства отдавала на продукты и вещи и передавала заключенным. Среди них были архиереи и священники. В 1923 году была арестована по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, переписке с ними, в ведении «религиозных разговоров». На эти обвинения Татьяна отвечала: «Своей веры я никогда не скрывала», «Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок, а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще есть, а оставшиеся деньги посылать нуждающимся в них», «Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой». Расстреляна 23 сентября 1937 года в Бутове.
Блаженная Матрона Московская — слепая с рождения, с десяти лет из-за болезни не могла ходить. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году. Одна из наиболее почитаемых недавно прославленных святых.
Преподобная Мария Гатчинская (Лелянова) *(1874-1932) — последняя по времени из канонизированных Русской Православной Церковью святых женщин, причислена к лику святых 17 июля этого года. Родилась в состоятельной купеческой семье в Санкт-Петербурге. Успела окончить гимназию, затем заболела энцефалитом и в течение 20 лет была парализована. Несмотря на болезнь, утешала верующих в годы гонения на Церковь, давая им духовные советы. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, приняла в 1922 году постриг с именем Мария. В ответ на жалобу одного человека о мучительной и безысходной тоске, избавиться от которой он не мог, матушка говорила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния». Арестована ОГПУ в 1932 году. Скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Могила Марии Гатчинской на Смоленском кладбище находится недалеко от часовни св. Ксении Петербургской.
____________ * По материалам сайта ПСТГУ, http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_2/0718maria.shtml. Информационная база по пострадавшим за веру в годы гонения на Церковь Назад
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
Личный опыт: Почему я перешла в православие? Начать, наверно, надо с того, что я никогда бы не стала православной, если бы не встретилась с протестантами - адвентистами седьмого дня. Религиозные вопросы меня всегда волновали, но Православие в силу ряда причин казалось мне чем-то страшным, а православные вызывали отвращение или иронию.
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Наталья Свешникова: «Многие почему-то думали, что раз я матушка, то должна быть безупречной» Моя мама, матушка Наталья Свешникова, родилась в эшелоне. Чтобы выдать бабушке метрику, ее на сутки сняли с поезда, а уже на следующий день они отправились дальше. В нашей семье никогда не принято было делиться своей жизнью. Очень немногое о себе рассказывала мне бабушка, примерно столько же мама. Только теперь я узнала о том, как она училась быть женой священника.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
В России - как на войне И вот когда я как-то сидела с больным, вдруг в голове проскакивает непонятная мысль: просить благословения у мамы, чтобы поехать в Россию. А у нас в семье слов-то таких не знали -- «благословение»! Через несколько недель я была у мамы в Голландии. Мы сидим в саду, уже осень. И я спросила: «Мам, а что ты думаешь, если бы я переехала в Россию?» Она, даже не подумав, говорит: «Переезжай!» И я увидела в ней столько света в этот момент! Она по натуре очень боязливая, ничего не знает про Россию, не знает, почему я хочу там быть, она одна и полуслепая… И вот она щедро так сказала: «Переезжай -- и лучше скорее, чем позже, потому что ты уже немолодая!»
Татьяна Горичева: путешествие из России в мир Во время застоя она боролась в России с коммунистическим режимом за права человека и свободу веры. Тогда ее стали называть православной диссиденткой и в 80-е годы выслали из страны. Но если в России Татьяна Горичева боролась за западные свободы, то в эмиграции она, выступая перед тысячными аудиториями, рассказывала о России и Православии. Объездив десятки стран, от Латинской Америки до Южной Кореи, от Непала до Парижа, она рассказывала, что за железным занавесом в страшной, непонятной Советской России жива православная вера. Ее книги переведены на тридцать с лишним языков
Старшее поколение Они прожили долгую жизнь. И все они кажутся героями, даже те, у кого нет медалей и наград, кто прожил жизнь свою скромно и тихо. У каждого своя история, и слушая их, понимаешь, что это люди особой породы
Баба Нюра — приходской ангел В православных приходах бывает одна, а иногда несколько удивительных бабушек. Им за восемьдесят, а они ездят в храм каждое воскресенье за много километров, стоят на службе, как свечки, полны доброты и мудрости. На приходе их знают все и они знают всех. Откуда берутся такие бабушки, и как живет одна из них Анна Андреевна ФАДЕЕВА, выясняла Марина НЕФЕДОВА
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Старшая сестра Жена американского президента и бездомный, выпускник детского дома и доброволец — для всех у сестры милосердия найдется доброе слово. О том, как бросила светскую работу и пришла работать в храм, в трапезную, она рассказывает как о празднике. Молодые сестры чувствуют в ней опору — «как скала», другие говорят — «как мама». Как становятся сестрой милосердия в наши дни? Рассказывает Татьяна Павловна ФИЛИППОВА, главная сестра сестричества во имя св. блгв. царевича Димитрия г. Москвы.
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Священник Феодор Котрелев: моя Церковь обабилась? Из-за недостатка мужчин Церковь потеряла свою мужественность, прихожане боятся священников и относятся к ним так, как покорная жена к плохому мужу – прощают и терпят даже то, чего терпеть нельзя, считает священник Феодор КОТРЕЛЕВ
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.