Когда лет двадцать назад начали организовывать первые паломничества к святыням Западной Европы, удивление многих православных вызывал сам факт: какие ж на Западе могут быть «святыни»? Вспомнили историю, неразделенную Церковь, признали — святые в Европе есть. Но вопросы остались: а как же, если «наш святой» (неразделенной Церкви) лежит в их католическом храме? Или «наша икона» — там же? Как вести себя в этом храме? Оказывается, в свое время эти вопросы волновали даже архиереев-эмигрантов.
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ
У Достоевского есть один неожиданный эпитет, всплывающий в памяти при паломничестве по Европе: «Страна святых чудес…»
Чем же она была чудесна и свята для писателя-архипатриота? Ведь ему и изысканная Флоренция казалась «хуже Сибири», как он писал друзьям. Отчего? Потому что во Флоренции не было русских, и писатель там отчаянно скучал (сейчас подобной причины для скуки у него бы не имелось). Противны были Достоевскому, как и любому «настоящему» русскому, мещанство, меркантилизм, пошлость европейцев. Но все-таки в Европе, по Достоевскому, — чудеса. И они — святые. И он их видел, любил, вспоминал. Шпили миланского собора, готика, «святые камни» навязчиво появляются, к примеру, на полях его многих рукописей.
Русская культура — и от этого никуда не деться — европоцентрична. Наши оценки материального и иных миров идут по европейским шкалам. Пусть мы отсчитываем и нашу эру от события, произошедшего на Ближнем Востоке, но он тогда принадлежал Риму, а его жители были подданными императора, именем которого мы называем самый жаркий месяц в году (он наказал своим подданным отдыхать именно в августе, и мы до сих пор его слушаемся). И родная Византия хотела быть Европой, Вторым Римом, а мы, ее дети, чаяли того же прототипа. Даже когда мы хотим «отвернуться» от Европы, мы оказываем ей честь — ведь отворачиваться надо от чего-то значительного.
Не было лукавством заявление последнего советского лидера, что «Европа — наш общий дом». Можно уточнить, что это — наша «коммуналка», где нам приходится делить с соседями кухню, ванную, гигиенические «удобства», с соответствующими трениями. Но мы делим с ними и святыни. А они воистину общие, и к ним едут все. Это вселенские святыни.
…Мой знакомец, доминиканский монах из Барграда, раз признался, что они, доминиканцы, изучили состав российского священноначалия на предмет посещения их базилики, выяснив, что у них были «все». Даже самые несгибаемые критики латинства и его заблуждений и отпадений, и те приехали в дальний католический храм. А как иначе — тут Никола!
Но если мы едем в Италию ради Чудотворца, то что нас может остановить на пути к мощам апостолов, мучеников и подвижников в Испанию, Германию, Францию, на пути к иконам Спасителя и Богородицы или к реликвиям Страстей Господних? А у Европы-«коммуналки» есть в каждой комнате свой красный угол, со своими лампадками, образками, реликвиями. Некоторые из них они унесли при удобном случае от своих же соседей (в первую очередь от греков) и положили в свою комнатку, под спуд. Но святость их от этого не оскудела.
Мы жили вместе, одной общиной, тысячу лет, десять самых главных европейских веков — времени апостолов, раннего христианства, борьбы с Арием и Несторием за Символ веры, борьбы за иконы и прочее. Десять веков католики были тоже православными, а мы — тоже «католиками» (от греч. «кафоликос» — «вселенский»).
Потом Запад и Восток пошли своим путем. Разными стали и отношения к святыням. На Востоке — благоговейное, полное тайны, на Западе — скорее «практическое», деловое. Но тот же благоразумный Запад, пряча святыни под спудом», их уберег, спас от и от неверных, и от безбожников. А сколько «чудес» безвозвратно потерял «мистический» Восток — Византия и ее восточноевропейские наследники — не счесть. И не зачтется ли Западу то, что он увез к себе и спас мощи и иконы, и мы теперь к ним, со всеми западными удобствами, едем?
Кто же они, в конце концов, свои или чужие? Вот важный вопрос, который встает перед паломником в Европу. Похоже, что чужие — молятся не так, да и безвкусное украшательство, пышность, релакс вместо веры. Но вроде бы и свои: Христа и Его Матерь почитают, любят, а в храмах полно народу.
И вот этого общего, если начинать сравнивать, оказывается больше, чем чужого. И паломничество на Запад в итоге оказывается не только поиском святых мест, но и обнаружением, порой неожиданным, этого общего: Бога, Богородицы и святых.
Если ехать на инославный Запад с таким вселенским настроением, то многое дастся.
Российские епископы-изгнанники, попав в Европу не как паломники, а как беженцы (XX век), обосновались тут сначала как будто временно, потом — навсегда с похожим настроем. В Париже они, а за ними и их паства, открыли Геновефу (святую Женевьеву, покровительницу Парижа, VI век), в англоязычном мире — Патрика (VI век), у поляков — Ченстохово.
Многие из них впервые попадали в инославные храмы. Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал о недоумении: что делать? Креститься или нет? Ответ нашли — в духе поиска вселенскости: надо найти крест, который есть всегда, — и перекреститься.
Следуйте соборному решению наших епископов — эмигрантов: осеняйте себя крестным знамением и в инославном храме. Не стесняйтесь! Ищите крест — а на Западе он еще водружен, несмотря на настойчивые попытки его низринуть, — и креститесь.
Надо заметить, что западный человек креститься не разучился, пусть и перемещает свою десницу слева направо, а не так, как мы. Он даже крестится там, где, казалось бы, мы им должны показывать пример. К примеру, итальянцы творят крестное знамение, проходя или проезжая мимо кладбищ. «Чаю воскресение мертвых».
А вот поклоняться святыням, это правда, они разучились. Пусть у них в каждой епархии организуют поездки по святым местам, но смахивает это больше на «религиозный туризм». Раз я случайно попал на приходское собрание, посвященное грядущему паломничеству. Наибольшее внимание как падре, так и пилигримы уделяли выбору на маршруте… пунктов питания (хотя, может, это и чисто национальный, итальянский порок).
И тут мы, «правильные» паломники, можем опять-таки помочь нашим западным соседям. Примером. И уже помогаем. Не раз мне приходилось слышать удивленное:
— Кто они? Почему так делают?
— Это православные, ортодоксы… Поклоняются святыням…
И те, кто эти святыни сохранил, но позабыл о них, начинают припоминать. Срабатывают таинственные механизмы памяти, матрицы, гены. Европеец вспоминает «дорогу франков», по которой его пращур, Карл Великий, шел в Рим и далее плыл через море в Палестину, вспоминает своего крестоносного родоначальника, воевавшего за Гроб Господень. И увидев взволнованных богомолок в платочках, европеец готов изменить свое отношение к святыне: прошли те времена, когда в эйфории отмены анафем Запад передавал Востоку мощи, иконы, реликвии. Теперь Запад приглашает Восток — идите к нам, поклоняйтесь, молитесь, сколько вашей душе угодно. Все для вас открыто и доступно — но строго по расписанию, не раньше и не позже, и с обеденным интервалом.
Но ведь это уже пустяки, так, мелочи воспитания.
Текст: Михаил ТАЛАЛАЙ, историк, представитель ИВИ РАН в Италии, заведующий культурными инициативами Патриаршего подворья в Бари
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Корфу: остров святителя Спиридона и оливковых деревьев Греческий остров Корфу позволяет совместить летний отпуск на море с паломничеством и средиземноморский загар — с осмотром достопримечательности разной степени древности. Кроме храма святителя Спиридона Тримифунтского и его мощей, на острове множество святынь
Святыни Европы: карта паломника Лето еще на закончилось, а стало быть есть еще шанс отправиться в отпуск. Куда? Обзор привлекательных паломнических маршрутов и настоящая паломническая карта венчает наш «сериал» посвященный христианским святыням Европы.
Святыни Европы: в Рим по стопам апостолов Выбрать одну, да еще главную, святыню в Италии, в городе-колыбели христианства, невозможно. Мы решили опереться на святоотеческий авторитет. Иоанн Златоуст где-то писал, что он любит Рим, потому что здесь проповедовали, примирились (были в непростых отношениях) и приняли смерть первоверховные апостолы: Петр и Павел
Выложен PDF июньского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами июньский номер "Нескучного сада". Тема номера - Главные святыни Европы
«Как я обретал мощи» 18 лет назад в Америке были обретены мощи свт.Иоанна Шанхайского. В конце сентября Церковь празднует это событие. О том как были обретены мощи святителя корреспонденту журнала «Нескучный сад» рассказывает очевидец, протоиерей Петр Перекрестов:
Святыни Европы: Первейзе Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) — один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан
Святыни Европы: Трир В Северной Германии, в маленьком городе Трире с 13 апреля по 13 мая 2012 года происходило то, что здесь происходит всего несколько раз в столетие: Хитон Спасителя — величайшая святыня христиан — был выставлен на поклонение
Святыни Европы: терновый венец В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции — соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира — Терновый венец Спасителя
В гости к св.Иоанну Кронштадтскому В день памяти св.прав.Иоанна Кронштадтского публикуем репортаж из его квартиры и трех музеев, где хранятся его подлинные вещи. Смотрите нашу виртуальную экскурсию по экспозициям в Санкт-Петербурге, Кронштадте и Пюхтицком монастыре. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Испания: Апостол Иаков — покровитель паломников Самому древнему паломническому маршруту Европы — пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима»
Июньский номер «Нескучного сада»: святыни неразделенной Церкви Тема нового, июньского номера журнала Нескучный сад о путешествиях. Сейчас модно путешествовать по Европе. А знаете ли вы, какие в Европе есть святыни, которых нет в России? Итак – главные святыни Европы в журнале Нескучный сад в июне
Успение Богородицы по-гречески В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы
Святые-на-Неве Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни — здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней
Венеция: Мощи святителя Николая есть не только в Бари Этот город представляется нам местом романтиков, поэтов и художников. Это так. Но Венеция и город паломников. Среди его многочисленных святынь примерно одна пятая часть мощей святителя Николая. О святынях Венеции и жизни местного русского прихода в честь святых Жен-мироносиц рассказывают священник Алексий ЯСТРЕБОВ и Марина НЕФЕДОВА
Путешествие на родину императора Константина В этом городе родился и правил император Константин Великий. Здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства — Хитон Господень. Здесь пострадали тысячи мучеников. Город, в котором была решена судьба христианства — не Рим и не Константинополь, а маленький немецкий Трир
От места убийства до места молитвы Святыни Екатеринбурга связаны в первую очередь с нашей недавней историей и семьей последнего русского императора Николая II. В советское время на екатеринбургском (тогда еще свердловском) вокзале экскурсоводы, приглашавшие посетить достопримечательности города, в их числе называли «дом, где расстреляли последнего русского царя».
Святая Мария Магдалина: первая отшельница Во Франции равноапостольную Марию Магдалину почитают и как покровительницу монашества и как покровительницу невест, и потому множество людей совершает паломничество к пещере в горах Сент-Бом, где она молилась в уединении. Нам удалось побывать в этой пещере и увидеть, как из Ниццы туда привезли частицу мощей святой. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
Остров цыган: как празднуют Успение Богородицы греческие рома Для православных цыган в Греции Успение Пресвятой богородицы является едва ли не более важным праздником, чем Пасха. Со всей Греции Рома стекаются на остров Тинос, чтобы проползти на коленях до храма и получить исцеление от чудотворной иконы
Православные святыни Турции: Никея – родина православного Символа Веры Лето – пора отпусков, многие наши сограждане предпочитают проводить свой летний отпуск в Турции, чьи курорты очень популярны у русских туристов. Малая Азия, то есть территория современной Турции – колыбель восточного христианства, земля богатая уникальными христианскими памятниками. Одно из уникальных исторических мест современной Турции – город Изник, или Никея, родина двух вселенских соборов и православного Символа веры, который мы читаем за каждой литургией.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.