На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Стихира о Страшном Суде: «Помышляю день оный и час»


Версия для печати
09.03.13, 13:43

Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься сегодня на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


Страшный Суд. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря

В Неделю о Страшном суде, 1-я стихира на хвалитех:

Помышляю день оный и час,
егда имамы вси
нази и яко осуждени,
неумытному Судии предстати,
тогда труба возшумит вельми,
и основания земли подвижатся,
и мертвии от гробов воскреснут,
и возрастом единем вси будут,
и всех тайная явленна предстанут пред Тобою,
и возрыдают, и восплачутся,
и во огнь кромешный отыдут,
иже никогдаже покаяшася;
и в радость и веселие
праведных жребий
внидет, в чертог небесный.
Греческий текст:

Ἐννοῶ τὴν ἡμέραν ἐκείνην καὶ τὴν ὥραν,
ὅταν μέλλωμεν πάντες,
γυμνοὶ καὶ ὡς κατάκριτοι,
τῷ ἀδεκάστῳ Κριτῇ παρίστασθαι·
τότε σάλπιγξ ἠχήσει μέγα,
καὶ τὰ θεμέλια τῆς γῆς σεισθήσονται,
καὶ οἱ νεκροὶ ἐκ τῶν μνημάτων ἐξαναστήσονται,
καὶ ἡλικία μία πάντες γενήσονται,
καὶ πάντων τὰ κρυπτὰ φανερὰ παρίστανται ἐνώπιόν σου,
καὶ κόψονται, καὶ κλαύσονται,
καὶ εἰς τὸ πῦρ τὸ ἐξώτερον ἀπελεύσονται,
οἱ μηδέποτε μετανοήσαντες,
καὶ ἐν χαρᾷ καὶ ἀγαλλιάσει,
ὁ τῶν Δικαίων κλῆρος,
εἰσελεύσεται εἰς παστάδα οὐράνιον.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Помышляю о том дне и часе,
когда предстоит нам всем
нагими и подобно осужденным
неподкупному Судии предстать.
Тогда труба возгласит громко,
и основания земли поколеблются,
и мертвые из гробниц воскреснут,
и в одном возрасте все окажутся,
и всех тайны явно предстанут пред Тобою;
и будут бить себя в грудь и плакать,
и в огонь внешний отправятся
те, кто никогда не каялись,
и в радость и веселие
войдет праведных жребий –
в чертог небесный.

В воскресенье накануне начала Великого Поста мы будем вспоминать печальное событие, с которого началась история человечества на земле, – изгнание наших прародителей, Адама и Евы, из райского сада – Эдема. Нынешний же воскресный день посвящен событию, которым, напротив, некогда окончится течение земной истории, – Страшному суду Христову.

Представление о последнем Суде мы можем почерпнуть прежде всего из того евангельского фрагмента (Мф 25:31–46), который иногда не вполне точно именуется притчей о Страшном суде. Между тем это не притча, не иносказание, а слова Спасителя, в которых Он достаточно прямо изображает то, как будет происходить Суд в конце времен и каковы будут критерии окончательного разделения людей на проклятых и благословенных. Этот отрывок из Евангелия от Матфея читается на сегодняшней воскресной литургии.

Триодные песнопения службы Недели о Страшном суде исполнены трепета и страха пред грядущим испытанием, стихиры и тропари насыщены покаянным чувством, осознанием нашего недостоинства – но вместе с тем здесь есть место и надежде, и упованию, и радости: «Возжеленнаго Твоего гласа, святыя Твоя зовущаго на радость, да услышу и аз окаянный, и обрящу Царствия Небеснаго неизреченное наслаждение» (канон на утрене, 1-я песнь, 5-й тропарь).

Стихира на хвалитех, о которой у нас сегодня идет речь, изображает Бога как неподкупного судью (по-славянски – неумытный судия; в слове неумытный тот же корень, что и в хорошо известном нам слове мытарь; оба эти слова происходят от существительного мыто «пошлина, плата; взятка»). На земле неподкупные, беспристрастные судьи встречаются столь редко, что, на первый взгляд, Страшный суд – это не так уж и плохо: по крайней мере, никакое злодеяние, как можно думать, не останется безнаказанным.

Но на этом последнем Суде отнюдь не будет места злорадству, нам некогда и незачем будет наблюдать тогда за тем, какие обвинения будут выдвигаться против других людей – нам вполне будет достаточно собственных грехов и проступков. Все мы, как говорит песнописец, будем стоять перед Судьей, будто нагие и уже осужденные, – ибо ничто не укроется от Его взгляда, равно как ничто невозможно будет нам спрятать от суда нашей собственной совести.

Далее в стихире изображаются обстоятельства конца мира, заимствованные отчасти из Евангелия, отчасти из Откровения Иоанна Богослова: звук последней трубы, землетрясение, подобное тому, которое случилось по кончине Спасителя, воскресение мертвых… И здесь же мы видим строчку, в которой отражено известное представление о том, что в Царстве Небесном все мы будем одного возраста (притом, как нередко говорят, именно возраста Христа – 33 лет).

В этой короткой заметке мы не беремся проследить истоки такого представления; обратим лишь внимание на греческое слово ἡλικία, которое часто означает не просто возраст, как это переведено на церковнославянский и русский языки, но возраст зрелый и одновременно цветущий – т. е. в Царстве Божием не будет дряхлых стариков и не будет неразумных младенцев, но все будут в полном расцвете своих жизненных сил.

Триодная стихира в своей заключительной части говорит о печальной участи одних и радости и веселии других. Здесь явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» (ср. Мф. 25:30) предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не вняли призыву Спасителя (Мф. 3:2), не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов, с просьбой об исправлении своих путей.

Ясно, что это изменение должно быть не одной лишь декларацией о намерениях – оно должно найти подтверждение в самой нашей жизни, и прежде всего в делах милосердия по отношению к нашим ближним, в которых Христос велит нам видеть Себя самого (Мф. 25:40, 45).

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Версия для печати

Тэги: Язык богослужения  Всенощное бдение  Великий пост  Масленица 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Стихира о Страшном Суде: «Помышляю день оный и час»

Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься сегодня на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.