На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура 9 (68)'2011

Стенопись тяжелых времен


Версия для печати
15.09.11, 10:54

Культура России начала первой четверти XVIII века прочно ассоциируется с преобразованиями Петра Великого и светским характером всего изобразительного искусства. Под началом государя-реформатора активно развивались гражданская архитектура, скульптура, живопись на аллегорические сюжеты, а в возводимом Петербурге работали приглашенные иностранные архитекторы и художники. Мало кто знает, что от этой эпохи до наших дней сохранились не только дворцы с барочным декором, гравюры и полотна, созданные с оглядкой на западное искусство, но и великолепные храмовые росписи. В них продолжали жить многовековые традиции древнерусской монументальной живописи.


Рождество Христово. Роспись свода ц. Николы в Меленках. 1705-1707 гг. Ярославль

Храмы и фрески


В 1700-1710-е годы более десятка храмов в разных городах России были украшены росписями. Каждая из них открывала перед молящимися огромный мир христианской истории, представляла подробные картины притч и житийных событий. Все эти памятники были яркими отблесками расцвета поздней храмовой живописи, пришедшегося на вторую половину XVII века. Но если фресковые ансамбли церкви Троицы в Никитниках в Москве (1650-е), церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680) и собора Ипатьевского монастыря в Костроме (1684) стали известны как шедевры мирового уровня, то росписи начала XVIII века оказались забытыми и практически не исследованными даже специалистами.

Чаще всего они выполнялись в храмах, построенных в конце предыдущего столетия. Так, Знаменский собор в Новгороде, возведенный в 1682-1688 годах, был расписан костромскими изографами в 1702 году. В ярославской церкви Святителя Николая в Меленках 1672 года работы по украшению интерьера фресками начались только в 1705 году. Собор московского Сретенского монастыря стоял нерасписанным почти тридцать лет с момента возведения. С вышедшим в 1714 году царским указом о запрете каменного строительства во всех городах, кроме Санкт-Петербурга, для художников-монументалистов наступили тяжелые времена. Некоторые из них уезжали на заработки в новую столицу, другие писали в основном иконы. Новые храмы не возводились, крупные заказы были единичны, и 1720-е годы стали временем угасания искусства стенописи.


Страшный суд. Деталь. Роспись западной стены Знаменского собора в Новгороде Великом. 1702 г.
Знаменский собор в Новгороде, возведенный в 1682-1688 годах, был расписан костромскими изографами в 1702 году. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны, собор многие годы является музеем, сохраняющим фрески. К сожалению, они дошли до наших дней не полностью.

Два Федора


Принцип работы изографов в начале XVIII века был традиционен. К росписи храма приступала большая артель, во главе которой стоял самый опытный художник-знаменщик, размечавший («знаменивший») основные композиции. Выдающимися знаменщиками петровской эпохи были два ярославских мастера — Федор Игнатьев и Федор Федоров. Оба они были художниками, сформировавшимися в XVII веке, имели блестящую выучку, уверенно владели рисунком и живописными приемами. Из летописных надписей, располагавшихся на стенах церквей, достоверно известно, что под руководством Федорова были выполнены росписи в Николо-Меленской церкви в Ярославле. На ее сводах, стенах, арках и столпах написаны более четырехсот сюжетов, отличающихся необычайно захватывающим повествовательным языком. Под началом Игнатьева в 1711 году создавались фрески церкви Рождества Богородицы в Больших Солях (ныне поселок Некрасовское Ярославской области), воспевающие Пресвятую Деву в композициях акафиста и сценах из ее земного жития. Игнатьев и Федоров в 1715 году вместе работали над созданием ансамбля Федоровской церкви в Ярославле (ныне кафедральный собор города). В многочисленных циклах этой росписи, исполненной с неподдельным артистизмом, перед зрителями разворачиваются сцены морских и сухопутных сражений, а на фоне сложных архитектурных и пейзажных кулис идут многолюдные крестные ходы.


Юный пастух. Деталь композиции «Рождество Христово». Роспись собора Сретенского монастыря в Москве. 1707 г.
Собор московского Сретенского монастыря (1679) стоял нерасписанным почти тридцать лет с момента возведения. Росписи собора производят впечатление прежде всего своим крупным масштабом.

Смерть Федора Игнатьева в 1720 году совпадает с началом отмеченного нами упадка монументальной живописи. Однако Федор Федоров, будучи уже семидесятилетним стариком, в последний раз руководит росписью ярославской церкви Михаила Архангела в 1731 году, передавая свои бесценные знания новому поколению художников.

С пестротой без простоты


Хотя в стенописях двух первых десятилетий XVIII века нет той полноты бытия, жизнерадостности и грациозности, что содержалась в образцах предыдущего века, они обладают своим неповторимым очарованием. В них сохраняется стремление представить зрителю как можно больше реалистичных подробностей, сближая, таким образом, мир земной и мир небесный. Художники создавали ощущение открытости и доступности святых, живущих во фресках в том ритме и в той обстановке, которые близки и понятны активному деятельному человеку Нового времени. В этих чертах росписи Никольской и Федоровской церквей схожи с их предшественницей — чрезвычайно насыщенной сюжетами и деталями стенописью церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль, 1694).


Роспись Федоровского собора в Ярославле. Фото 1911 г., выполненное С.М. Прокудиным-Горским.
Выдающимися знаменщиками петровской эпохи были два ярославских мастера — Федор Игнатьев и Федор Федоров. В 1715 году они вместе работали над созданием ансамбля Федоровской церкви в Ярославле (ныне кафедральный собор города). В многочисленных циклах этой росписи перед зрителями разворачиваются сцены морских и сухопутных сражений, а на фоне сложных архитектурных и пейзажных кулис идут многолюдные крестные ходы.

Всматриваясь в поздние фрески, поражаешься остроте чувства, с которым в них переживаются библейская история и особенно последние дни земной жизни Спасителя. Состав росписей, иконография, подбор редких сюжетов и святых свидетельствуют об энциклопедических познаниях их создателей. Источниками служили разнообразные сборники проповедей и поучений. К примеру, в роспись церкви Благовещения на Волжском берегу в Ярославле (1709) включены чудеса Пресвятой Богородицы, описанные в книге «Небо Новое» архимандрита Иоаникия Галятовского. Современные художникам умонастроения также находили отражение во фресках. В связи с церковными реформами и обостренностью вопросов веры с конца XVII века становятся популярными повествовательные циклы с изображениями святых апостолов, которых подвергают мучениям и казням за проповедь христианства. Они широко представлены в росписях Никольской церкви в Меленках, Федоровском соборе, церкви Иоанна Предтечи в Вологде (1717). В росписи собора Сретенского монастыря (1707), которой присущи сдержанность и лаконизм, эта тема не получает драматической трактовки, однако крупные ростовые фигуры апостолов с символами их мучений занимают подпружные арки сводов. В алтаре этого собора располагаются иконные портреты (парсуны) иерархов Русской Православной Церкви, включая последнего патриарха Адриана. Безусловно, эти изображения явились реакцией на изменения в атмосфере церковной жизни начала XVIII века. Хотя до учреждения Синода оставалось еще несколько лет, беспокоивший всех факт, что за прошедшие годы после смерти Адриана так и не был выбран новый предстоятель, отразился в росписи.

Сохраняя или теряя


Каждый памятник монументальной живописи — уникальная иконографическая, композиционная и колористическая система. Несмотря на принадлежность росписей к одной эпохе и даже одним мастерам, они удивительно прекрасны в своем многообразии. Так, фрески церкви Иоанна Предтечи в Вологде измельчены и имеют несколько дробный характер, тогда как росписи собора Сретенского монастыря производят впечатление прежде всего своим крупным масштабом.


Роспись ц. Иоанна Предтечи в Рощенье. 1717 г., Вологда
С конца XVII века становятся чрезвычайно популярными повествовательные циклы с изображениями святых апостолов, которых подвергают мучениям и казням за проповедь христианства. Они широко представлены в росписях церкви Иоанна Предтечи в Вологде (1710).

Забвение, которому были преданы храмы, а с ними и поздние русские стенописи на протяжении почти всего XX века, приводило к значительному ухудшению их сохранности. Благодаря самоотверженному труду реставраторов спасены многочисленные росписи в Ярославле. Знаменский собор в Новгороде, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны, многие годы является музеем, сохраняющим фрески. К сожалению, они дошли до наших дней не полностью. В 2005 году раскрыты из-под многолетней копоти и грязи фрески Сретенского монастыря. Росписи церкви Иоанна Предтечи в Вологде, находящиеся в холодном, даже летом не прогревающемся храме, еще только ждут реставрации. Хочется надеяться, что все эти памятники со временем займут достойное место в истории искусства петровского времени и откроют прекрасный мир русского человека, жившего в непростую эпоху рубежа XVII и XVIII столетий.

Текст: Светлана ЛИПАТОВА

Версия для печати

Тэги: Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Стенопись тяжелых времен

Культура России начала первой четверти XVIII века прочно ассоциируется с преобразованиями Петра Великого и светским характером изобразительного искусства. Но мало кто знает, что от этой эпохи до наших дней сохранились не только дворцы с барочным декором, гравюры и полотна, созданные с оглядкой на западное искусство, но и великолепные храмовые росписи. В них продолжали жить многовековые традиции древнерусской монументальной живописи

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.