Скандальные публикации о Церкви в газетах и сети – это не обязательно результат заговора, механизм тут гораздо проще. Своими наблюдениями делится журналист Александра СОПОВА.
Типы публикаций о церковной жизни в светских СМИ — информационные справки о том или ином празднике, новости из официальной жизни, «колонки» светских экспертов (часто на тему «как обустроить РПЦ») и публикации о скандалах — к сегодняшнему дню примерно такие же, как и типы публикаций о Большом театре.
Информационные сообщения типа «Православные празднуют Крещение Господне», как и десять лет назад, имеют интонацию любительского этнографического очерка: «сегодня туземцы освящают веточки вербы». Эти публикации неплохо читают.
Каждый год в новостях информагентств возникают казусы типа «Мироносицы не обнаружили в гробу тела Иисуса, сообщили РИА-Новости». Однако процент таких «катехизических», а скорее «этнографических» публикаций все меньше — не потому что их меньше, а потому что больше публикаций других типов.
При этом родился запрос на информацию о том, как все устроено в Церкви, с большим погружением в тему и экспертными комментариями. (Вспомним, как журнал «Большой город» посвятил целый номер от 10 апреля 2013 года устройству Русской Православной Церкви, заказав статьи православным профессиональным журналистам. Речь шла и об административных структурах Церкви, и о употребимых во внутрицерковных дискуссиях терминах, и о приходском бюджете.)
Публикации с глубоким погружением бывают и в других СМИ: речь может идти и о изменениях в церковном календаре или святцах, и о монастырской жизни, и о церковном искусстве.
Официальные новости — о встречах Святейшего Патриарха с чиновниками высоких рангов, о подписании разнообразных договоров о сотрудничестве (Церкви и Министерства здравоохранения, Церкви и уполномоченного по правам ребенка, Церкви и Федеральной таможенной службы) имеют место, но при этом гораздо меньше пишут о патриаршем служении в храме и о той повседневной работе, ради которой подписываются все упомянутые соглашения.
В православных кругах стало общим местом убеждение, что в 2011–2012 году в СМИ имела место кампания по дискредитации Церкви. Об этой кампании успели выйти как минимум две книги. Во-первых, «Что это было? Весеннее антихристианское обострение» принадлежит протоиерею Владимиру Вигилянскому, на момент развития «антицерковной кампании» в СМИ — руководителя пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла (на момент выхода книги из печати он уже оставил этот пост). Еще одна книга «Территория Церкви. Информационная атака на РПЦ МП в 2011-2012 годах» — принадлежит главному редактору портала RELIGARE «Религия и СМИ» Александру Щипкову. Также на канале НТВ вышел публицистический фильм Бориса Корчевникова «Не верю», посвященный нападкам на Церковь.
Позволю себе высказать частное мнение рядового корреспондента: конечно, антицерковные настроения в России есть, в том числе у людей богатых и влиятельных. Однако внутри редакции изготовление «скандальных» публикаций о Русской Православной Церкви и о Большом театре происходит примерно одинаково.
Статья о скандале в труппе собирает на порядок больше читателей, чем рецензия на постановку. Спрос рождает предложение: скандалы ищут и находят, а раз найдя, тему развивают.
Был период, когда упоминание скандальной панк-группы в заголовке статьи на порядок повышало количество прочтений текста. СМИ, стремящееся к большому количеству просмотров текста, принято называть «желтыми», но так или иначе понятно, что во многих СМИ тему поддерживали потому, что она читалась, а читаться она продолжала не в последнюю очередь потому, что ее активно поддерживали.
В период следствия о «панк-молебне» я как журналист, например, попала в самовоспроизводящийся цикл: по несколько раз в неделю я писала о скандальной группе, притом что вовсе не нанималась к феминисткам в пиарщики. Уцепившись за этот «информационный локомотив», в топ новостей постарались попасть многие. Автоматически всякий, кто использовал «раскрученный» бренд панк-группы, получал свою долю публикаций, будь то современный художник, пририсовавший женщине в балаклаве нимб, или активист, сорвавший в городе футболку с таким изображением с прохожего. До сих пор по инерции, если в тексте хоть каким-то косвенным образом упоминается панк-группа, это выносят в заголовок, хотя такого магического действия на количество просмотров публикации, как во время следствия и судебных разбирательств, это уже не оказывает.
Может ли Церковь рассчитывать на особое отношение светских СМИ — вопрос спорный. Сотрудникам Большого театра тоже хотелось бы, чтобы у них брали интервью о балете и опере, а не о нецелевом расходовании средств или выговорах сотрудникам. С точки зрения рядового корреспондента, особое отношение к Церкви — дело доброй воли редактора СМИ. Приятно, если это особое отношение есть, но требовать его не приходится.
Конечно, обидно, если СМИ пишет об освящении Морского собора в Кронштадте не то, какой это грандиозный храм и какова его судьба, а что пришедшие на службу пенсионеры не попали внутрь и стояли на солнцепеке. Однако и говорить из-за публикаций о «гонениях» и «войне против Церкви» тоже странно.
Не «подставляться» общность такого размера, какова Русская Православная Церковь, просто не может, и, например, на патриарших богослужениях все желающие стабильно не поместятся внутрь (хотя снаружи практически всегда устанавливают панели с видеотрансляцией и звукоусилители). Соответственно, на информационном поле Церковь будет постоянно проигрывать (не пускать в здание часть прихожан, так что СМИ всегда смогут написать, что пенсионеры стояли на солцепеке/ под дождем/ просто негде было присесть).
В любом случае, опыт 2012 года показал, что сама по себе дискредитация Церкви в СМИ не столько отвращает от нее прихожан, сколько способствует самоопределению людей: кто в Церкви, а кто вне. На Пасху 2012 года, в самый разгар антицерковной кампании, московские священники и Патриарх Кирилл отмечали, что в храмы пришли значительно больше людей, чем в предыдущие стабильные годы.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Прот. Владислав Свешников: частные проявления кощунства связаны с образом жизни всего общества Недавно все православное общество было потрясено кощунственной акцией в храме Христа Спасителя. Мы спросили у настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках, автора книги «Очерки христианской этики» доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, что такое кощунство с его точки зрения
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя Если Церковь официально благословит акции Дмитрия Цорионова, то отпугнет от себя интеллектуалов, – считает священник. Когда мы попросили батюшку прокомментировать недавнее интервью Дмитрия Энтео нашему журналу, отец Константин обрадовался. Оказалось, что он следит за феноменом православного акционизма и сам хотел высказаться по этому поводу.
«Духовная брань»: бой с тенью К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?
Искать ли в логотипах скрытый смысл? Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.