Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
16 сентября в Москве пожилой мужчина облил чернилами две иконы в Храме Христа Спасителя. Кто знает, может быть, завтра подобное может произойти и в вашем храме.
Недавно газета «Взгляд» провела опрос – как вы отреагируете, если станете свидетелем подобной акции. Ответили 13 708 человек. Самым популярный ответом стал ответ «вмешаюсь с целью помешать». Его выбрали 43.5% читателей. На втором месте вариант «вызову полицию» – 26%. Пункт «буду с удовольствием наблюдать» выбрали 7.9% ответивших.
Что думают по этому поводу священники, и как они советуют реагировать на хулиганство своим прихожанам? Мы решили спросить об этом трех известных московских пастырей.
Настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, магистр богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов
У нас случаев хулиганства в храме почти не было. Наш храм стоит во дворах, поэтому случайные люди там не появляются. Решаются такие проблемы просто – нужно вежливо, очень вежливо, попросить человека так не делать.
Если вежливого тона хулиган не слушается, то попросить молодых прихожан, которых у нас много, чтобы они довели пьяного человека до двери. Мы никогда насилие не применяем и никогда людей не пугаем – это противоречит церковному принципу отношения к людям. За двадцать лет случаев хулиганства у нас на приходе было всего два.
Даже если икону обливают чернилами – это поругание, которое Господь терпит. Он и нас терпит. Если человек с чернилами больной, это вскоре выяснится. Если он не больной, а хулиганит специально, то, как я читал в интернете, ему будет грозить какое-то наказание.
Но это уже не церковное дело, а дело властей. А наше дело – терпеть и спокойно, выдержанно стараться этого не допустить. Даже пьяные люди понимают, когда с ними хорошо разговаривают – мягко, но решительно. Но если человек попытается силой прорваться в алтарь – его пускать нельзя. Мирянин не должен в алтарь заходить, тем более, если он настроен против Церкви.
У меня был случай, когда маршал Советского Союза Соколов (он в самом конце августа умер) подошел к храму, и стал ходить, словно какой-то очень крупный начальник. Я подумал, что это из какой-то надзирающей организации, хоть он и был без формы. Я испугался, подумал, что он начнет нашу территорию инспектировать, и вежливо-вежливо так говорю: «Знаете, вот вы здесь так гуляете, а вообще-то здесь церковь, здесь территория для верующих людей». И стал его потихонечку к выходу продвигать. В это время из храма вышла женщина, его жена: «Ой, что там мой маршал опять наделал?». Я говорю: «Слушайте, что же вы меня не предупредили, чтобы я стал по стойке смирно? Я бы маршалу честь отдал – рядовой Правдолюбов, и все».
А она посмеялась, он тоже посмеялся. Я никогда до этого маршалов живых не видел. Я подумал, он из другой организации, а оказалось просто маршал Советского Союза. Так что ничего страшного здесь нет – люди понимают, что мы опасаемся за храм, за его территорию, и наводим порядок, даже если перед нами переодетый маршал.
Каких-то драк у нас ни разу не было. Мы не у метро стоим. А даже если драка… В шестидесятые годы, в хрущевские времена, молодежь набрасывалась во время ночной Пасхальной службы на Пасху на приход, шумела, включала транзисторные приемники и всячески старалась испортить Праздник.
И батюшки терпели. В Троице-Сергиевой Лавре даже камнями в крестный ход бросались. И вытерпели все. Я не вижу здесь никакого криминала – ах, наше общество стало плохое. Да нет. Это просто люди, которые насмотрятся по телевизору всяких вещей, начинают повторять увиденное.
Подражание... Вот недавно кто-то Брейвику подражал, в Нью-Йорке кажется, и стал стрелять в людей, насмотревшись этого Брейвика. И что же, поставить какую-нибудь рамку и всех тормозить, никого не пускать в храм? Да пускай ходят все. Слава Богу, у нас люди довольно доброжелательные. Я не вижу никакого напряжения на нашем приходе. Никто на нас не нападает, не хулиганит, все тихо-потихонечку. Церковь все выдержит.
Конечно, если происходит что-то, что выходит за рамки пьяного поведения и хулиганства, если это угрожает зданию храма и жизни людей, то обязательно надо вызвать полицию. На то полиция и существует, чтобы пресекать вещи, которые выходят за рамки нормального существования нормальных людей.
Протоиерей Максим Первозванский, штатный священник Храма 40 Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
Когда в храм доставляются великие святыни, вокруг них и так есть соответствующая охрана. Но к каждой иконе дежурного конечно не поставишь. Поэтому в храмах, которые действуют в штатном режиме, должен быть дежурный.
Если дежурный видит хулиганство, он должен задержать хулигана и вызвать полицию. Задерживать хулиганов можно и нужно. При необходимости прихожане и алтарники должны быть готовы оказать дежурному посильную помощь. Чтобы не допустить самоуправств, нужно провести инструктаж и рассказать об этом прихожанам на проповеди. В нашем храме мы давно, еще до всех этих скандалов, переместили место дежурного от входа в храм на промежуточное место, с которого одновременно виден и вход и все внутреннее пространство.
Если человек нарушает ход богослужения какими-нибудь криками или непристойным поведением, но не совершает актов вандализма, то надо его просто силовым способом удалить из храма. На этот случай у нас в храме во время службы появляется второй дежурный.
Если человек хулиганит, то удалить его из храма, совсем не нарушив благолепия богослужения, не получится. Если после выдворения человек начнет драться или хулиганить, то нужно также вызвать полицию. Если нет, то просто удалить с территории. У нас на приходе в последнее время ничего не изменилось — эксцессы происходят раз в несколько лет, обострения ситуации мы не видим. Больных на голову всегда привлекало пространство храма – что тут сделаешь?
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. При храме действует благотворительная столовая для бездомных.
У нас, когда мы кормим бездомных в храме, бывает, что приходится кого-то не пустить, если он совсем грязный. У нас такое условие, что кормим мы только людей, прошедших помывочную и обработанных от насекомых. Но разворачивать приходится в единичных случаях, потому что все бездомные знают о наших правилах.
Если человек обливает чернилами икону – это, наверное, сумасшедший. Сейчас такое время – всплеск агрессивных проявлений. Нужно подождать, чтобы все утихло. Не надо драматизировать сегодняшнюю ситуацию, а стоит отнестись к ней со спокойствием. В нашем храме был один такой случай, правда давно — женщина что-то кричала во время богослужения.
Пришлось ее вывести и вызвать милицию. Заниматься этим должен дежурный по храму. У нас их двое, дежурят круглосуточно. Если нужно, они же вызывают и скорую помощь.
Задерживать хулиганов, применять к ним силу, если не считать выдворения из храма, наверное, не нужно. Я даже думаю, что всякие законы об ужесточении ответственности, которые сейчас собираются принимать, вызовут противоположное действие.
Мы должны надеяться на защиту от Бога. А ужесточение уголовной ответственности и тому подобное симпатий к Церкви не вызовет. Нужно оставаться в рамках того законодательства, которое есть. У нас же несут ответственность за хулиганские действия? Ее вполне достаточно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Храм построили благодаря бунту заключенных Историю бунта заключенных, произошедшего несколько лет назад в одной из российских тюрем, рассказал священнослужитель, очевидец этих событий. По его словам, протест – это не всегда плохо
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Самуцевич освободили на обычных условиях Мосгорсуд не стал накладывать на Самуцевич дополнительных обязательств в связи с ее условно-досрочным освобождением. Условия вполне стандартные для УДО – необходимость отмечаться, подписка о невыезде и отсутствие правонарушений
Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя Если Церковь официально благословит акции Дмитрия Цорионова, то отпугнет от себя интеллектуалов, – считает священник. Когда мы попросили батюшку прокомментировать недавнее интервью Дмитрия Энтео нашему журналу, отец Константин обрадовался. Оказалось, что он следит за феноменом православного акционизма и сам хотел высказаться по этому поводу.
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
«Духовная брань»: бой с тенью К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Искать ли в логотипах скрытый смысл? Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.