Как молиться перед иконой, на которой символически изображена молитва? Обращаться к Отцу можно, но можно ли Его изобразить? А изображать глобус – с экватором и меридианами, – иконописцу уместно ли? Миссионерская икона для неграмотных настолько сложна, что ее саму нужно пояснять? Икона «Отче наш» ставит много вопросов.
Икона «Отче наш» круга Гурия Никитина, XVII в.
«Поучительная икона», – так называл искусствовед Никодим Кондаков сложные иконные композиции, созданные на основе текстов Священного Писания, молитв и песнопений. Эти иконы, настоящие богословские трактаты в красках, стали распространяться в Московской Руси в XVI-XVII в. В их число входят иконы, передающие слова молитвы Господней «Отче наш» и исповедания веры.
Сложные аллегорические изображения действительно привлекают внимание – в них есть что-то таинственное, непривычное. Небесные сферы, мандорлы, надписи на хартиях, солнце и луна с человеческими лицами, поклоняющиеся лики святых и ангелов…. Образа хочется рассматривать, пытаясь разгадать их детали. По идее, они и должны были наглядно объяснить малограмотным людям, «како веруеши» и уберечь их от ересей, а тем, кто был начитан, – показывать учение святых отцов более ярко и броско, оживить цитаты, объяснив их в символических изображениях. Т.е. иконы были, говоря современным языком, «миссионерскими».
Действительно ли такая икона поучает и просвещает? Или развлекает ум, превращается в некое подобие комикса? Есть ведь различие между тем, как «созерцали» иконы прп. Андрей Рублев и Даниил Черный и таким разгадыванием символов.
На Руси обо всем этом спорили со времени распространения «поучительных икон». В 1553 г. произошел знаменитый разговор между вт. Макарием, митрополитом Московским, и главой посольского приказа Иваном Висковатым. Дьяк настаивал на том, что «поучительные иконы» - это плод воображения художника, а значит, и не должны писаться. Он, приводит пример изображения Бога Отца, которого никто не видел во плоти, на иконе «Символ веры», а также Четырехчастную икону, написанную после пожара 1547 года для Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона объединяет изображения «Почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Приидите, Трипостасному Божеству поклонимся» и «Во гробе плотски».
Митрополит Макарий, иконописец и сторонник поучительных икон, пояснял, что на иконах Бог Отец пишется не «по существу», а «по пророчествам», а символические иконы не являются новшеством, а опираются на старые образцы. Через год воззрения Ивана Висковатого рассматривал Собор, который отлучил его от Церкви. Вскоре отлучение было заменено трехлетним покаянием и отлучением от причастия. Первый год «министр иностранных дел» кроме того должен был стоять у ворот церкви и просить прощение у каждого ходящего.
Большой московский Собор (1666-1667) принял обратное решение – о невозможности изображения Бога Отца и разрешении изображать Святого Духа в виде голубя только на иконах Крещения Господня. Тем не менее
Зачем была написана икона «Отче наш»
Самая ранняя русская икона, иллюстрирующая молитву Господню, была написана в 1668 году для московской церкви святителя Григория Неокесерийского в Дербицах. Сегодня икона находится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.
Появление именно этой композиции среди икон храма было исполнено глубокого смысла. Свт. Григорий Чудотворец (III в.), был автором исповедания веры, которое легло в основу того Символа, который был принят в 325 г. отцами Первого Вселенского собора и который ежедневно поется всем народом на Литургии. Хотя «автором» святителя Григория можно назвать условно. Как сообщает его житие, правильному учению о Святой Троице его научили в видении Богородица и апостол Иоанн Богослов.
Поэтому и в местном ряду иконостаса была установлена икона «Символ веры». Раз есть икона, иллюстрирующая «Верую», то, конечно, в паре к ней должна быть и икона, поясняющая молитву Господню. Так и было. Икона «Отче наш» находилась как раз напротив «Символа веры» – за клиросом.
Храму покровительствовал царь Алексей Михайлович: здесь служил его духовник протопоп Андрей Саввинов, здесь же государь венчался со своей второй женой Наталией Кирилловной Нарышкиной, будущей матерью Петра I. Поэтому неудивительно, что над иконами для только что остроенной заново в камне церкви трудились лучшие царские изографы.
Дореволюционный знаток иконы Александр Успенский говорит о «Верую» и «Отче наш» как о шедеврах древнерусской живописи. И действительно многофигурные композиции поражают сложностью построения и богатством деталей. При этом в иконах уже явно чувствуется, что традиция переживает упадок. Изломанные позы, молитвенно сложенные на груди руки, воздетые к небу лица – во всем чувствуется напряжение и аффект. То, что характерно не для иконописи, а для западного искусства барокко.
В монографии о мастере Гурии Никитине, участвовавшем в создании икон для церкви свт. Григория Неокесарийского, искусствовед Вера Брюсова отмечает, что в самих иконах «Верую» и «Отче наш» можно увидеть значительную разницу в манере письма из авторов. Разницу между продолжением традиции и новыми веяниями. Так она сравнивает подвижность и беспокойство молящихся в сцене «Но избави нас от лукаваго», приписываемой Сергею Рожкову, со спокойствием и молитвенным настроением Божией Матери и апостолов в никитинской композиции «И восшедшаго на небеса» иконы «Символ веры».
Можно ли изображать Отца?
Вверху иконы находится изображение Новозаветной Троицы, т.н. Сопрестолие – Бог Отец в виде Ветхого Денми, Сын – Иисус Христос и Святой Дух в виде голубя, парящего над державой. Триипостасному Божеству поклоняются ангелы. Так проиллюстрированы начальные слова молитвы – призывание «Отче наш». Что характерно, Бог Отец изображен только легким контуром, а Сын – полностью. Брюсова замечает, что едва ли образа царского храма могли создаваться без ведома патриарха Иоасафа, лишь годом ранее принявшего соборное определение о невозможности изображать Бога Отца. Икона «Отче наш», 1813г. Павлово-на-Оке (Василий Рассадин?)
Семь прошений и одно славословие
Ниже изображения Новозаветной Троицы попарно располагаются восемь композиций – т.н. тябл. Каждое тябло иллюстрирует одно из прошений молитвы Господней. Последняя композиция иллюстрирует слова, которые произносит только священник – «Яко твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
«Да святится им Твое» и «Да приидет царствие Твое». Каждая из композиций поделена как бы на две части: церковь и мир. Мир кланяется царю земному, стоящему на пьедестале царю со скипетром, а христиане – Царю Небесному. Сцена «Да придет царствие Твое» имеет несколько апокалиптический оттенок. В западных гравюрах того времени схожим образом передавалось поклонение антихристу. Скорое пришествие Царства Божиего приобретает смысл скорого второго пришествия Христова.
«Да будет воля Твоя». Христос взял Крест и идет на вольное страдание. За ним идут люди с крестами. Кто-то изнемогает под тяжестью ноши, кто-то падает.
«Хлеб наш насущный даждь дам днесь». Господь преподает Хлеб апостолам, что «И остави нам долги наша». Христиане молятся о прощении своих грехов, а рядом приведены сцен ы Яко Твое есть Царство…
«И не введи нас во искушение». Христиане молятся вне дома – как бы вне мира, а в доме идет пир, люди упиваются вином, не видя бесов у себя за спиной.
«Но избави нас от лукаваго». Бесы лукавы, и представляют грех до искушения сладким, а Бога милостивым, а после совершения греха – тяжким, а Бога неумолимым Судьей. На иконе это передано образно: бес придавливает коленом отчаявшегося, плачущего грешника.
«Яко Твое есть Царство». Новозаветной Троице покланяются ангелы, апостолы и святые. У композиция есть интересные детали. Сфере, окружающей Божество предстоят Богородица и св. Иоанн Предтеча, значит перед нами необычный вариант деисиса. В центре находится сфера – изображение мира, как «царства Божия». Кстати тот же Большой московский собор осудил изображение Христа с державой в руке вместо Евангелия, видя в них латинское влияние. Однако держава и как атрибут величия Христа Царя царей и Господа господствующих, и сферу как символ видимого мира продолжали рисовать.
Наиболее интересный пример композиции «Яко Твое есть Царство» можно увидеть в росписи свода западного крыльца галереи храма Ильи Пророка в Ярославле (начало XVIII в.). Вверху также изображена Новозаветная Троица на херувимах, а по сторонам – лики святых на облаках. В центре же – Земля в виде глобуса, с экватором и меридианами.
В росписи галереи Ильинской Церкви встречаются и другие композиции на слова молитвы Господней располагаются рядом со сценами из Апокалипсиса, что еще раз.
Поздние иконы «Отче наш»
Обычно небольшие иконы «Отче наш» XVIII-XIX вв. представляют собой набор из девяти равномерных композиций. Они располагаются так, чтобы рассматривать друг за другом, – слева направо, сверху вниз. В три ряда по три. Икона «Отче наш» Читинский областной художественный музей
Не всегда каждому прошению молитвы Господней на иконе соответствует особая композиция. Интересно рассчитано пространство иконы «Отче наш» из Читинского музея. Она небольшая – 30x35 см, поэтому иконописец сократил число фигур и упростил общую композицию.
В результате образ стал четким, лаконичным и исполненным глубокого богословского смысла. Он превратился в ответ на главный христианский вопрос: «Как спастись?» Наверху – на облаках, «на небесех» ангелы предстоят благословляющему мир Богу Отцу.
Ниже слева изображено Рождество Христово. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Бог волею стал Человеком, чтобы земное соединить небесному и чтобы преодолеть последствия первородного греха, того искушения «быть, как боги», которое не перенесли Адам и Ева. И действительно – «и не введи нас во искушение» иллюстрируют прародители у древа познания добра и зла. Сатана повержен в пропасть ада – так переданы слова «но избави нас от лукавого».
В центре же иконы Христос, воплотившийся Сын и Слово, «днесь» подает апостолам Хлеб, Свое Тело. Ниже изображены люди, которые прежде чем приступить к жертвеннику, возвращают долги и прощают обиды. «И остави нам долги наша…». На этой иконе тема Литургии и апостольства приобретает особую остроту, и вот почему. Скорее всего она старообрядческая, а для старообрядцев вопрос сохранения Литургии и священнического приемства был всегда особенно острым и болезненным.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
"Учиться видеть": открылась конференция памяти митрополита Сурожского Антония 13-15 сентября в Москве проходит конференция, посвященная наследию митрополита Антония (Блума) «Учиться видеть». На ней выступят протоиерей Иоанн Ли, протоиерей Александр Борисов, Ольга Седакова, Федор Василюк, Фредерика де Грааф, Александра Сонькина и другие.
Как устроен храм: Царские врата Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Чудо в Хонех: иконы Язычники хотели затопить водой христианский храм. По молитве пономаря Архиппа Архангел Михаил сотворил в скале расселину, куда ушел поток.
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Покров Пресвятой Богородицы: иконы На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.