Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921- 1925 гг. Согласно официальной статистике, в 1922 г. в России насчитывалось 7 миллионов беспризорных детей, хотя реально их было гораздо больше. За всю историю России вплоть до сего дня это единственный период, по которому мы имеем определенные цифры по беспризорным детям. В 1920-е годы это была крупнейшая государственная и общественно-педагогическая проблема. Один из очевидцев сообщал, что беспризорники собирались по отдельным районам Москвы: в Марьиной Роще, Черкизове, на Смоленском и Хитровом рынке, Трубной площади. Группами по 20-30 человек они ютились в подвалах и полуразрушенных домах. В башне Красных ворот жило до 600 бездомных детей: "Они пробирались во внутренние комнаты по сырым темным проходам и ночевали здесь в гнилой соломе и на грязном тряпье. Утром, посиневшие от холода, табака и наркотиков, завернутые в невообразимые лохмотья, они выходили "на промысел". Весь Земляной вал от Красных ворот до Курского вокзала заполнялся ворами, спекулянтами, проститутками". Надо сказать, что основным средством существования для беспризорников являлось мелкое воровство.
В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая агитация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью (ДЧК). Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы. В сентябре - ноябре 1922 г. сотрудники ДЧК подобрали на вокзалах и улицах города около семи тысяч беспризорников.
По всей стране начали устраиваться тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек, спасавших несчастных детей лишь от голода и физической смерти. Со временем стали организовываться приемники для оказания первой социальной помощи, детские дома для детей школьного и дошкольного возраста, а также специализированные: для дефективных и умственно отсталых детей. Были предприняты попытки создать детский городок как комплекс разнотипных учреждений. В основном эти организации охватывали детей от восьми до четырнадцати лет. Перед детскими домами была поставлена вполне конкретная задача: "дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной трудовой деятельности". Поэтому при детдомах было устроено более тысячи мастерских. Впрочем, названные учреждения занимались ограниченным числом детей (до 30 тыс.), тогда как большинство беспризорников пополняло криминальную среду или попрошайничало. Вплоть до 1929 г. в Ленинграде существовала детская проституция. Вскоре детские дома стали переводиться на местный бюджет, поэтому их число заметно сократилось.
Советское государство, тем не менее, пыталось найти выход из создавшейся ситуации. ВЦИК и Наркомпрос РСФСР издали закон "Об организации дела борьбы с детской беспризорностью". Согласно данному закону, разрешалось назначать опеку по отношению к детям, передавать их на договорных началах в крестьянские семьи или ремесленникам и кустарям, которые обязывались их содержать и научить своей специальности. По закону следовало оказывать адресную материальную помощь детям, находившимся на грани нищеты и беспризорности, кроме того, взрослых подростков следовало направлять на государственные заводы, где они могли освоить ту или иную профессию. Наркомпрос РСФСР узаконил на производстве бронь для подростков из детских домов. Разворачивалась внешкольная работа с детьми в конкретных районах: беспризорных старались вовлечь в школьные занятия, кружки, самодеятельность; оборудовались общежития для одиноких матерей, которым также выделялась единовременная материальная помощь. 30 апреля - 6 мая 1923 г. была объявлена Неделя беспризорного и больного ребенка, когда повсеместно проводились денежные отчисления, тарелочные сборы в московских театрах, собирался 10-процентный налог с выручки буфетов. К началу 1925 г. в РСФСР было создано около 200 трудовых коммун для подростков. Самой известной из них стала коммуна им А. М. Горького, организованная А. С. Макаренко под Харьковом. В одной из таких коммун в селе Улукове Гомельской области в бывшей усадьбе было размещено 70 мальчиков и девочек в возрасте 12-16 лет, для работы в их распоряжении находились 15 коров, столько же лошадей, сад, кузница, мельница и водопровод.
Впрочем, сразу после принятия описанных мер начался новый виток в усилении беспризорности 1930-х годов, когда государство стало прибегать к более жестким мерам, сводившимся, в частности, к организации "закрытых поселений", куда собирали беспризорников (например, получивший печальную известность "101-й километр" от Москвы). Подводя итог краткому очерку о работе с беспризорными детьми в 1920-е годы, следует сказать, что целью этой работы было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Письмо от немца Они просят прощения и шлют деньги. Регулярно – тысячи писем, миллионы евро. Вот уже восьмой год не могут замолчать и отмахнуться. Не позволяет совесть, чувство вины. «Если не мы, то кто же?» – вопрос, который задают себе участники немецкого объединения «Контакты». Получилось так, что они добровольно взяли на себя заботу о бывших советских военнопленных.
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Церковные добровольцы в Крымске: не хватает рук! Сегодня в штабе помощи пострадавшим от стихии трудятся только 15 добровольцев, город находится в крайне бедственном положении, одним словом требуются помощники. О том, как работают церковные добровольцы в Краснодарском крае, наш небольшой фоторепортаж
Православие в Киргизии: купил бизнесмен монастырь Как православный директор спасал свой детский дом на берегу Иссык-Куля от ваххабитов, космонавт Терешкова спасла пятерых сирот, а предприниматель бросил бизнес и купил бывший монастырь
Московской Духовной академии не грозит закрытие Известный миссионер и профессор МДА протодиакон Андрей Кураев и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда опровергли слухи о финансовом кризисе в Академии.
Епископ Пантелеимон: православная организация должна приводить ко Христу Казус с участием обвиняемой по делу «Пусси райот» Марии Алехиной в православном волонтерском движении «Даниловцы» поставил перед православными добровольческими организациями вопрос об ответственности за действия своих добровольцев, в том числе бывших. Ситуацию комментирует духовник православной службы добровольцев «Милосердие» (Москва), председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Быть ли приемным родителем? Общественность будоражат проблемы с усыновленными в Америку русскими детьми. Да и в нашей стране хоть и выросло количество приемных детей — но и процент возврата велик. Люди берут детей из лучших побуждений — и не справляются. Почему? Кто виноват? Что необходимо понимать прежде всего, если хочешь взять в семью ребенка? Об этом «НС» беседует с Марией КАПИЛИНОЙ — психологом, которая более 20 лет занимается профессиональной помощью семьям с приемными детьми
Позвоните священнику! Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной -- звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС»
Большое сердце отца Лонгина 2 октября Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область Украины побывал в доме для детей-инвалидов при Вознесенском в Банченском мужском монастыре. На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные. Настоятель монастыря архимандрит Лонгин (Жар) стал отцом и тем и другим. Наш корреспондент побывал в этом монастыре за несколько месяцев до приезда Патриарха.
Как помочь лесу? Прошлое лето стало фатальным для наших лесов. Скоро сойдет снег, и добровольцы вспомнят «былое». Все понимают: леса надо восстанавливать. Но как сделать это с пользой? Корреспондент «НС» выясняла, где брать саженцы, куда сдавать желуди и что вообще полезного еще можно сделать в лесу
Авоська дарит надежду Сумка-сетка была символом пустых советских прилавков. Сегодня бренд возродили с новым смыслом: решили сделать авоську символом благотворительности, ответственности за экологию — модным символом. Как и раньше, авоськи плетут слепые, но теперь сетки красят
английскими красками, а над их дизайном трудятся известные модельеры. Корреспондент «НС» побывала в школе авоськоплетения.
Богатые и бедные: В социальном расслоении виновато все общество Каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие, рассуждает руководитель автобуса помощи бездомным «Милосердие» диакон Олег ВЫШИНСКИЙ.
Рискованно? Очень! Они открыты, общительны, раскрепощены. Рукопожатие у многих мальчишек совсем не детское, на тренировке по скалолазанию они поражают гибкостью, цепкостью и выносливостью. Первое восхождение на Эльбрус десятилетние детдомовцы вместе со своим директором совершили в 2001 году. Десять лет спустя бороться за выживание церковному детскому дому приходится уже не в горах.
Монах–номинант на Нобелевскую премию выкупил из тюрьмы 15 тысяч человек Архимандрита Гервасия (Раптопулоса) из Салоник выдвинули на Нобелевскую премию мира. За последние 35 лет он выкупил из тюрьмы более 15 тысяч человек. После нескольких бесед с ним один известный преступник-рецидивист решил уйти на Афон. Комментируют российские тюремные священники.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Купил бизнесмен монастырь Покупая полуразрушенные строения под детский приют, Гульнара Дагенбаева не подозревала, что эти руины когда-то принадлежали Свято-Троицкому мужскому монастырю. При монастыре до революции тоже был детский приют. Обживая здания на берегу Иссык-Куля, киргизка Гульнара, сама того не ведая, восстанавливала историю.
Ни копейки из бюджета: новые храмы в столице Церковь построит самостоятельно Строительство двухсот новых храмов в спальных районах Москвы не будет финансироваться государством. Все храмовые комплексы, запланированные в рамках патриаршей программы, Церковь построит самостоятельно, то есть на пожертвования прихожан и меценатов
Матушка Юлия Сысоева: «Я больше не принимаю соболезнования» Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.