10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Исцеление дочери хананеянки. Роспись православного храма в Косово
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(От Матфея, гл. 15, ст. 21-28)
Протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ, настоятель храма священномученика Владимира в Королеве:
– С первого взгляда в мольбах несчастной язычницы, вот уже две тысячи лет несущихся в мир со страниц Вечной Книги, можно увидеть только одно – неотступность, настойчивое, упорное стремление добиться своего любым путем. Как-то трудно вяжутся эти качества со смирением, со всецелой покорностью воле Божией… И однако, именно смирение и покорность, соединенные с решимостью идти до конца, приносят чудесный плод: Посланный «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15.24) принимает в Свое Сердце еще одну дочь, которая не родилась ею, но благодатью Христова милосердия сделалась таковой.
Так и многие из нас, предстоящих ныне Господу Иисусу, не сподобились родиться в традиционно православных семьях, не получили «от младых ногтей» спасительное знание о Боге, ставшем Человеком, но, взращенные на крохах, падавших со стола господ, на этой пище псов, нашли, тем не менее, «радость, которой никто не отнимет» (Ин.16.22). Не безумный богач, возмечтавший о новых житницах, ищущий покоя и земных удовольствий для своей души, а та, чье измученное сердце готово было довольствоваться тем, что падает с господского стола, – получила успокоение и награду. Ее пример – наука и нам. Сказавший «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10.16), Сказавший это готов и наших беснующихся «дочерей», наши обезумевшие от греха души, спасти и исцелить. Одно только нужно: смирение, соединенное с решимостью, готовность поступиться «собственным мнением», готовность признать себя проигравшим, поверженным, нуждающимся в Спасителе.
До тех пор пока не покинет нас безумное убеждение, что каждый из нас сам творец собственного счастья, пока мы смиренно не признаем себя «погибшими», не бывать нам теми самыми «овцами дома Израилева», ради спасения которых Бог стал Человеком. Потому что пришел Он ради «погибших», а не ради богатящихся и процветающих. Он обещал блаженство нищим и плачущим, а не пресыщенным и хохочущим. Так что выбор предопределен: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12.34).
У Творца всего сущего нет пасынков. Бог, в Которого мы веруем, одинаково любит и апостола Иоанна, и язычницу-хананеянку. Он умер на Кресте и за нас, здесь благоговейно молящихся, и за римского легионера, который прибивал Божественную Плоть к Искупительному Древу. Но как нельзя заставить любить, так нельзя и вынудить желание быть с Богом! Тот, кто на Голгофе пронзил грудь Спасителя копьем, римский офицер Лонгин, стал, никем к тому не принуждаемый, одним из первых мучеников, принявших смерть за исповедание Того, Кого он пронзил, Сына Божьего. И если для язычницы, с которой народ Божий не общался, нашлось у Спасителя доброе, утешающее слово, тогда ни один человек, сколь бы грешным, сколь бы безнадежно далеким от Бога он самому себе ни казался, не может и не должен впадать в безысходное отчаяние.
«Кольми ж паче» мы, дети Божии! Если уж распинатель унаследовал Царство Небесное, а язычница получила просимое, можем ли мы отчаиваться в собственном спасении? Враг хочет нашего молитвенного молчания, Церковь же, подобно апостолам, молит своего Основателя: «…отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф.15.23). Покуда мы будем молитвенно «кричать» в Церкви, она будет предстательствовать за нас пред нашим Господом. До тех пор пока безропотно и искренне мы будем полагать себя недостойными Трапезы Господней и смиренно соглашаться на «крохи, падающие со стола», у нас не исчезнет надежда на чудо. Однако стоит нам забыть о нашей падшести, стоит нам устроиться поудобнее на нашем «законном» якобы месте в Доме Божьем, как нас постигнет участь тех, чей дом «оставляется пуст» (Мф.23.38), потому что пустеет дом, когда в нем вместо Бога поселяется самость.
А происходит это незаметно: еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит жаба зависти: отчего у соседа крошка побольше моей? А завтра и того больше! Захочется, чтобы заметили и отметили, воздали бы «по заслугам»! И где? В Доме милосердия, в месте, которое специально создано только для покаяния, только для плача о грехах, только для трепетной надежды на «милость к падшим»!
Когда Пречистая Дева исповедует Себя Рабой Господней, Ее Святая Плоть становится Вместилищем Невместимого. Когда Предтеча, больший из всех, рожденных женами (Лк.7.28), свидетельствует о своем недостоинстве «развязать ремень у обуви» (Ин.1.27) Грядущего, тогда «Владыка преклоняет выю под руку Предтечеву». Когда ничтожнейшая из язычников смиренно и вместе дерзновенно возражает Сыну Человеческому, умоляя Его о милосердии, ее мольба не остается тщетной, ее дочь – исцеляется, ее бессмертная душа усыновляется Богу. Когда «крохи, которые падают со стола господ», становятся для нас не презренной пищей псов, а – даром Божиим, душа наша воистину воспаряет к «Сионским высотам» и Слово Божие ободряет нас: «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15.28).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Воскресное Евангелие: как, ища Царства Божия, не сбиться с курса Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око».
Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: простить нельзя отпустить «Простите и прощены будете», учит нас притча о царе и должнике, которую мы слышим за сегодняшним Евангельским чтением на воскресной литургии 8 сентября. Как простить, если душа горит и болит? правильно ли мы понимаем прощение, рассказывает протоиерей Константин КОБЕЛЕВ
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Воскресное Евангелие: Исцеление расслабленного, как спастись от греха? Христос приходит в сотворенный им мир и исцеляет душу от греха. У человека есть четыре помощника в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание воздерживаться от зла и молитва к Богу. Так толкуют святые отцы евангельскую историю об исцелении расслабленного, рассказывает игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ)
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию Чтобы жить по Евангелию, надо его читать. Но если читать Евангелие внимательно, станет понятно, что жить по Евангелию – почти невозможно. Что делать, рассказывает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Жизнь по Евангелию — раздражает? Все говорят — надо жить по Евангелию. А знают ли они — что это такое на самом деле? Мне в жизни довелось не только увидеть такого человека, но и поработать с ним. В такой ситуации есть только один выход — тоже начать жить по Евангелию. Иначе будешь все время раздражаться на «глупые выходки милосердия» со стороны этого чудика.
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Прот. Валериан Кречетов: как исполнить заповедь о любви? Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.