Мою дочь поймали на воровстве в школе. Мне сказала об этом учительница. Не знаю, как на это реагировать. Дома я ничего такого не замечаю. Сначала я ужасно рассердилась. Хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, очень боюсь наломать дров. С другой стороны, я же должна как-то отреагировать. Но как? И что теперь делать? Людмила
Главное – реагировать
Евгения ПАЙСОН, детский психолог:
А был ли мальчик?
-- Если вашего ребенка обвиняют в воровстве, то в первую очередь важно сразу разобраться: а был ли случай воровства? Ведь если ребенка обвинили напрасно и родители обвинение поддержали, то ребенок чувствует, что его предали самые близкие люди. Презумпция невиновности -- это главное. Обвинив один раз незаслуженно, мы рискуем навсегда потерять доверие своего ребенка.
Если вы впервые подозреваете ребенка в воровстве, спросите у него нейтрально: не могу найти. Не знаешь, где лежит?
Если факт воровства доказан, надо разбираться в причинах. Если воришке семь-девять лет, то, скорее всего, он увидел какую-то удивительную вещь и не смог устоять.
Помните, в рассказе Н. Носова «Огурцы» мама говорит ребенку, стащившему огурцы с колхозной грядки: иди, возвращай, где взял, иначе у меня нет сына.
Слова «у меня нет сына» -- это страшные слова. Лучше их не говорить даже в таких случаях, как воровство. Но сказать «возвращай сам» -- это правильно. Только сам, никогда мама или папа. Потому что ребенок должен запомнить навсегда, как стыдно и неловко ему было возвращать украденное.
Один из способов «профилактики» воровства -- когда у ребенка есть собственные карманные деньги. Если ребенок уже школьник, можно давать ему какую-то оговоренную сумму раз в неделю, или он может оставлять сдачу себе, когда вы посылаете его за чем-то в магазин. Но и маленький ребенок хочет почувствовать себя самостоятельным и иметь свои денежки. Можно договориться заранее: вот мы идем в магазин, все что до десяти рублей из сдачи – твое; или: желтые денежки -- тебе в копилку, а белые -- мне.
Может оказаться, что ребенок, взявший чужую вещь, просто не понимает границ «мое», «ничье» и «чужое». С дошкольниками на прогулке можно играть в такую игру: вот машина «Мерседес» стоит у дороги, никого рядом нет. Чужое или ничье? Чужое! Можно взять? Нет! А вот фантик под ногами. Чужое или ничье? Ничье. Можно взять.
Если вы заметили у ребенка чужую вещь и он говорит, что ему ее подарили, нужно доброжелательно предложить позвонить маме дарителя, «чтобы твоего товарища не ругали». Если ребенок вас обманул и вещь попала к нему незаконно, при звонке все раскрывается и ребенок признается в обмане.
Адреналин и проблемы
Если родители обнаружили пропажу некоторой суммы денег, важно сразу же спокойно обозначить проблему: «У нас пропали деньги. Куда они могли деться?» Это значит -- мама все видит и замечает, «карманами не хлопает». Иногда ребенок может признаться, что взял. Иногда может сказать, что видел их вчера в столе или на полке -- и незаметно деньги подложить. За правду, за признание не нужно ругать -- как бы трудно ни было удержаться, бывает, что ребенок сам в ужасе от того, что он совершил. Мы должны дать ему шанс исправить ситуацию. И если деньги «вернулись», вслух сказать: как я рада, что они нашлись, что у нас в семье воров нет.
Если в воровстве денег дома уличен подросток, если деньги после ваших «ненавязчивых вопросов» не «нашлись», ситуацию ни в коем случае нельзя спускать на тормозах. В этом случае в первую очередь все финансы в доме должны быть спрятаны под замок и учтены. Во-вторых, нужно обязательно обозначить проблему. Если родители вовремя этого не сделают, ребенок может посчитать, что он всех обвел вокруг пальца и можно продолжать этим безнаказанно заниматься. Необходимо назвать вещи своими именами: «Ты взял чужое. Это воровство». Важно сказать ребенку, что вы в связи со всем этим чувствуете. Конечно, не стоит устраивать публичную казнь, но и молчать нельзя. Лучше всего разобраться с глазу на глаз со всей возможной деликатностью. Что говорить? То, что, по-вашему, услышит именно этот ребенок. Кому-то: ты подвел меня. Кому-то: я доверяла тебе, а ты... Но прежде чем наказать подростка, нужно понять, почему он это сделал? Но не нужно спрашивать «зачем ты это сделал?», нужно копать глубже -- «скажи, на что ты потратил эти деньги?». Разговаривать с ним как со взрослым. За воровством денег подростком может стоять очень серьезная проблема, о которой родители могут не подозревать. Может быть, он сломал или потерял чью-то дорогую вещь и за ним огромный долг? Или проиграл, или проспорил деньги? Или кто-то вымогает их у него? Решить такую проблему подросток без помощи взрослого не сумеет. Здесь взрослому нужно постараться доверительно поговорить с ребенком, можно провести собственное расследование -- но ни в коем случае не пускать ситуацию на самотек. Если чувствуете, что не справляетесь, нелишне будет обратиться к специалисту-психологу.
Что касается наказания за воровство, оно обязательно должно быть, но опять же в зависимости от степени и цели проступка. Если ребенок сам в ужасе от того, что совершил, если он мучился, не зная, как вернуть украденное, -- он уже себя этим наказал. Если деньги потрачены, можно забрать у ребенка велосипед, ролики, которые вы ему подарили, и больше он эту вещь не увидит -- она пойдет на возмещение убытка. Наказание нужно не само по себе, а чтобы ребенок мог осознать свой проступок, чтобы он увидел, что его действия имеют последствия.
Доказанный случай воровства прежде всего повод внимательнее присмотреться и понять, какие внутренние проблемы ребенок пытается решить воровством. Как человек в плохом настроении нередко «заедает» проблемы, так ребенок может их «заворовывать» -- ему кажется, что обладание вот этой ручкой сделает его счастливее.
Нередки случаи, когда школьники у родителей берут незаметно деньги, чтобы покупать внимание одноклассников. Почему? Может быть, ребенок хочет быть популярным среди сверстников, но не умеет? Или в коллективе, в котором он общается, его хорошие качества не котируются?
В 10-13 лет иногда случаются «приступы» краж из супермаркетов и мелких магазинов самообслуживания. Если вы поймали своего ребенка за руку, заставьте его отвечать за свой проступок. Наказание тут должно быть очень серьезным. Многие подростки говорят -- ну это же ничье… Тут можно объяснить, если этого не сделали в дошкольном возрасте, что не ничье, а что это деньги из кармана вот этой симпатичной девушки-кассира.
Бывают любители воровать в магазинах не для наживы, а чтобы получить порцию адреналина. В этом случае постарайтесь найти место, где ваше чадо сможет получать адреналин «легально» -- горные лыжи, скейтбординг, кайтинг.
Бывает, что ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание родителей. «Что сегодня получил? Пятерку? Ладно, нормально. Двойку? Рассказывай в подробностях!» Ребенок быстро понимает, что больше всего внимания получают дети, которые ведут себя плохо. Говорите с детьми, обсуждайте их жизнь, их проблемы! Ребенок должен понимать, что он интересен вам всегда, а не только когда совершил какой-то проступок.
Некоторые родители и педагоги в случаях повторяющегося воровства ставят ребенку диагноз: клептомания. Хочу сразу сказать, что такой диагноз может поставить только психиатр, и это заболевание крайне редкое. В подавляющем большинстве случаев повторяющееся воровство говорит о психологических проблемах ребенка и его семьи.
Проходит вместе с детством
Тех родителей, которые переживают, что ребенок во втором классе украл яблоко у соседа по парте, хочу успокоить. Импульсивное детское воровство было, наверное, у каждого хоть раз в жизни, оно проходит обычно вместе с детством.
Детское воровство принципиально отличается от взрослого. Сформировавшийся человек всегда знает грань между «мое» и «чужое» и сознательно переходит ее. А ребенок зачастую не понимает что творит. И задача взрослого -- своим примером, своими словами, своей жизнью показать детям: воровать нельзя!
Если ребенок украл что-то, огромную роль играет реакция взрослого. При правильной реакции очень велика вероятность того, что такое с ребенком больше не повторится. И наоборот. Например, одна мама горячо любила своего единственного сына-подростка и при всякой краже хлопотала, чтобы дело поскорее «замяли». Мама своей цели достигала, а ребенку нравилось всякий раз обладать понравившейся вещью. Что тут скажешь? У парня налицо все перспективы стать обычным вором.
Чтобы первый опыт стал последним.
Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково, духовник Троицкой православной школы:
-- Прежде всего, воровство -- это грех. Начало страсти сребролюбия. Хотя принято исповедоваться с семи лет, это не значит, что дети до этого возраста не грешны. И многие из них прекрасно это понимают. Сначала невольно, а потом все более осознанно дети могут идти на грех. Поэтому если вскрылся факт воровства, ребенку нужно исповедаться.
Что касается наказания -- родитель должен думать и молиться, прежде чем наказать ребенка. Дети все разные. Одному чувствительно запретить на неделю компьютер включать. Другого -- лишить прогулок. Для третьего очень действенное средство -- лишение обеда. А для кого-то за воровство (это касается детей лет семи-девяти) можно и хороший отцовский ремешок применить (вопреки всяким «ювенальным юстициям»). Ребенок знает, за что его наказывают, терпит и на всю жизнь запоминает. Если вдруг родителей вызывают в школу и милицию, это хорошо -- ребенку эта встряска точно пойдет на пользу. Важный момент: если пропажу нельзя вернуть хозяину, надо постараться сделать добро посторонним людям. Раздать из карманных денег нуждающимся, что-то кому-то подарить.
Вот только говорить с виновником надо не по страсти, в гневе хватаясь за тяжелые предметы, а спокойно. В противном случае маленький человек может решить, что родитель так говорит из-за своего раздраженного состояния, а не из-за его плохого поступка. Может быть, лучше отложить разговор на какое-то время. Пусть он состоится через сутки, но ты будешь говорить успокоившись, помолившись, обдумав, что именно хочешь сказать. Мы ведь, как родители, должны помнить, что ребенок не наша собственность, а дар, вверенный нам Богом для воспитания (для взаимного воспитания!).
У меня был случай, когда ко мне подошел подросток и, помявшись, сказал, что хотел бы исповедоваться. Но когда я стал спрашивать его, не совершал ли он то или другое, он как-то кисло реагировал на все мои вопросы. Явно парень был не готов к исповеди. И вдруг он мне говорит: «Я украл такую-то вещь на рынке». То есть он пришел в храм исповедовать именно этот грех! Он понимал, что натворил, и пришел в храм просить прощения, хотя был совершенно нецерковным человеком.
Плохо, если в доме много говорят о деньгах, об их нехватке, о дороговизне товаров. Ребенок в этом случае потихоньку приобщается к той же системе ценностей, начинает переживать, что у него нет денег. А где взять? Может, украсть? Я уверен, что до того момента, пока ребенок сам не начнет задавать вопросы, подробности денежного обращения должны быть для него тайной за семью печатями. А когда он станет подростком, ему обязательно надо выделять какую-то сумму на карманные расходы и учить его ответственно относиться к деньгам.
Еще очень важно в ребенке с детства воспитывать щедрость. Нищему денежку подать, в копилочку в храме монетку бросить. Но тут тоже аккуратно, чтобы это было словно само собой, без тщеславия.
Не нужно переживать, что ребенок, однажды укравший у одноклассника ластик, станет вором. По моим наблюдениям, у тех, кто идет в воровской мир, не в порядке психика.
Обычно ребенок один раз исповедуется в воровстве, и для него этот опыт становится первым и последним. Несколько лет назад в нашем храме была кража. Залезли через окно и вытащили из сейфа все деньги. Быстро нашли виновных -- это были подростки из верующих семей. Позднее оба исповедались. А сейчас это уже взрослые прихожане нашего храма.
Подготовила Юлия КАРПУХИНА
Версия для печати
Тэги:
Дети
Воспитание