На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №2 (31)'2008

Кто нарисовал Буратино и Страшилу? Интервью с художником сказок Леонидом Владимирским


Версия для печати
23.04.08, 16:04

Если у сказки есть автор, его имя дают крупными буквами на обложке. А вот как зовут иллюстратора той или иной сказочной книжки, дети обычно не знают. Его имя прячут внутри, как пароль или золотой ключик. Корреспондент «НС» Дмитрий ШЕВАРОВ беседует с Леонидом ВЛАДИМИРСКИМ -- самым известным из неизвестных художников-сказочников. С тем, кто нарисовал Буратино и Страшилу.

СПРАВКА: Леонид Викторович ВЛАДИМИРСКИЙ родился в 1920 году в Москве. Окончил ВГИК. Иллюстрировал самые известные издания «Золотого ключика», «Волшебника Изумрудного города», «Руслана и Людмилы», «Приключений Петрушки», «Путешествия Голубой стрелы»… Работал на студии «Диафильм». Написал сказочные повести о дальнейшей судьбе своего любимого героя -- «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Сейчас живет в Подмосковье, в Долгопрудном.


-- Леонид Викторович, недавно информагентства облетело невероятное сообщение из Италии: найдена могила Пиноккио -- того самого, который в сказке Алексея Толстого (написанной по мотивам книжки итальянского писателя Карло Коллоди) зовется Буратино. Оказалось, что за веселыми приключениями бесшабашного соснового мальчишки стоит трагическая судьба реального человека.
-- Да, я слышал о нем. Его звали Пиноккио Санчес. Будучи очень маленького роста, он стал барабанщиком в наполеоновской армии. Служил и воевал пятнадцать лет. Домой вернулся беспомощным калекой и вскоре бы умер, если бы не изобретательный врач Карло Бестульджи. Он сделал для Пиноккио протезы рук и ног, и даже деревянную вставку носа. После этого бывший барабанщик нашел себя в ярмарочном театре, где играл много лет. Предания о Пиноккио и искусном мастере Карло, очевидно, были еще свежи в начале 1880-х годов, когда Коллоди взялся написать сказку с продолжением для одной флорентийской газеты.


Иллюстрации к сказке А.Толстого "Золотой ключик"


В том, что у Пиноккио и папы Карло были реальные прототипы, я почему-то никогда не сомневался. Может, потому, что Буратино рисовал с маленькой дочки, а папу Карло -- со своего дедушки. И он потом ходил по Тверскому бульвару и очень радовался, когда дети его спрашивали: «Вы папа Карло?», а взрослые интересовались: «Вы снимались в кино?». И он важно так отвечал: «Нет, только в книжке…»

Пиноккио слишком своеобразен, чтобы быть придуманным. У него же такой острый, чисто итальянский характер. И по всему понятно, что уж если он попадет на войну, то будет там именно барабанщиком.

-- Вы тоже пережили войну…
-- Пережил, но пороха понюхать не удалось… Вы знаете, многие мои ровесники погибли, многие вернулись настоящими героями, и мне про мою войну надо бы молчать. Я уж сколько раз старался забыть и не вспоминать…

Ну, учился я на третьем курсе строительного института. В августе 1941-го нас отправили в Нахабино на курсы Военно-инженерной академии. Выдали форму курсантов. В злополучный день шестнадцатого октября мы своим ходом маршировали в Москву. Ночью добрались до здания академии, спали там прямо на полу. А утром семнадцатого майор Ферапонтов сказал: «Вооружать мы вас не будем. Все равно против танка с винтовкой не попрешь. Вам дадут бутылки…» Мы: «Ха-ха, бутылки!..» Посмеялись. Пришли грузовики, выдали нам бутылки с зажигательной смесью. И вот так без винтовок, а с этими бутылками нас собирались везти на передовую. Но тут оказалось, что ночью собирался Совет обороны и вышел приказ: слушателям академии -- доучиваться, не трогать их. И нас сразу -- на вокзал, в эшелон и в Среднюю Азию.

Окончил курсы, присвоили лейтенанта, стал я заместителем начальника штаба саперного батальона -- что тут такого?.. Готовилось тогда форсирование Днепра. И вот оставался один день до отправки, я как раз дежурил по штабу. Вдруг появляется новый командир, спрашивает, где мой комбат. Он дома, говорю я, прощается с женой, завтра выступаем. «А вы кто такой?» -- спрашивает он. Ну, я докладываю. Он говорит: «Можете отправляться в резерв». -- «Почему в резерв?» -- «А я своего зама привез». Я так обиделся: мы ведь понтоны уже погрузили, все приготовили. Потом узнал: вся наша саперная бригада погибла в той операции. Затем я строил тыловые пути, дороги, мосты ремонтировал.

Думал успеть на войну с Японией. Командировали сопровождать вагоны со взрывчаткой. Но в последний момент меня не взяли, а эти вагоны где-то на подходе к Дальнему Востоку взорвались…

По молодости казалось: одна случайность, другая, третья… Только теперь, оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, кого надо благодарить.

-- И кого же?
-- Богородицу. Она уж два века -- заступница нашей семьи. Это даже в нашей фамилии отразилось. Мой прапрадед был священником. Как мне рассказывала бабушка, фамилия его была Аминицкий -- от слова «аминь». Служил он в городке Духовщина, это в смоленских краях. Однажды он попал в беду. То ли кто заболел, то ли еще что. И он поехал в Москву, пошел в Успенский собор, где находилась тогда Владимирская икона, помолился, и Божья Матерь его услышала. Беда миновала. Вернувшись домой, он решил своим детям дать фамилию Владимирские.


На илл.: мыши вывозят Трусливого Льва из сказки "Волшебник Изумрудного города" с макового поля. В жизни Леонида Владимирского тоже были случаи чудесного спасения


Но это не вся история. Лет двадцать назад поехали мы с женой на Клязьму летом, а там была маленькая такая церковка, деревянная. И Светлана говорит: «Мы с тобой, кажется, некрещеные…» А я не помню… Может, и крещеный, ведь бабушка у меня была очень верующая. Но скорее всего, отец не дал крестить, ведь он в наркомате работал. Я в детстве и не интересовался этим, пионером был. И вот зашли мы в храм, сказали, что хотим креститься, священник назначает нам день: «Приходите в среду, шестого июля». Мы приходим, он крестит нас, а потом говорит: «А теперь поставьте свечки Владимирской иконе». Я удивился: «А почему именно Владимирской?» -- «Так сегодня праздник Владимирской иконы Божией Матери». Когда потом посмотрел в православный календарь: батюшки, так мой же день рождения, 21 сентября, приходится на Рождество Богородицы!

-- А родились вы в Москве?
-- Да, в роддоме на Арбате. До одиннадцати лет жил на Палихе, это ма-а-аленькая такая улица по пути от Бутырок в сторону Марьиной Рощи. Озорная была улица, если не сказать -- бандитская. Но я особенно озорным почему-то не был. Были ребята, которые и пили, и ругались, но ко мне это…

-- …не прилипало?
-- Вот-вот! Мама так и говорила отцу: к нашему сыну не прилипает. Наверное, благодаря книгам, я ведь начал читать рано. У нас было полное собрание Джека Лондона. Жюль Верн -- много-много книжечек маленьких. А еще отец выписывал Большую советскую энциклопедию под редакцией Отто Юльевича Шмидта. Мне было лет пять-шесть. Как только папа приносил очередной том, я садился и просматривал от корки до корки, кое-что читал. Эта энциклопедия была для меня событием.
Леонид Владимирский рос тихим мальчиком. Хотя семья и жила в Марьиной роще, от хулиганских влияний улицы его спасли книги


-- Ваши родители были людьми искусства?
-- Нет, что вы! Родители были просто интеллигентные люди, но по театрам мы не ходили. Жили довольно бедно. Да и дом наш был скорее деревенский, чем столичный: двухэтажный, бревенчатый, с русской печкой. Но топили не эту печку, а голландку -- как хорошо было около нее греться, когда прибежишь с мороза! У нас была маленькая квартирка, а двор был большой, как мне сейчас кажется. Там сараи с дровами, сад. И сад не плодовый, а кленовый. Целый парк. Осенью ковер золотой листвы -- вот так, по щиколотку. А зимой туда свозили снег со всей улицы. Привозили на санях, сваливали, и получались колоссальные сугробы. Мы с моим соседом и приятелем Юркой открывали Северный полюс. А еще там росла огромная акация, которая была у нас кораблем. Столько всяких историй у нас было в этом дворе…

-- Расскажите хоть одну…
-- Я был довольно тихий, интеллигентный мальчик, а Юрка -- сорванец. Он однажды говорит мне: «Давай отыщем клад». -- «Давай. А где будем искать?» Он предложил поискать на чердаке. Чердак большой, туда давно никто не ходил. Забрались мы по лесенке туда; там старая мебель, матрасы и все на свете, но клада не было. Но мы нашли несколько старинных бутылок из-под вина -- очень причудливой формы, с какими-то этикетками. Я говорю Юрке: «Это надо в музей отнести». Он удивился: «Зачем в музей? Давай лучше продадим». -- «Тогда надо помыть, они же грязные». -- «Нет, чем грязнее, тем старее». Ну и пошли продавать. Старьевщик купил у нас эти бутылки, заплатил нам денежку, и мы тут же побежали мороженое покупать. Оно такое кругленькое, две вафельки, а между ними мороженое. А на этих вафельках были имена: Таня, Маша… Ну, я съел «Таню», съел «Машу», съел «Анфису», а когда дошел до «Лизы», то вспомнил о маме -- ее звали Елизавета. Я побежал бегом к маме -- она была дома -- и дал ей это мороженое. Она его съела, но спросила: «Откуда у тебя деньги?» Я ей рассказал. Она меня пожурила: это же некрасиво, ты интеллигентный мальчик, я и не знала, что ты хочешь купцом быть. Для меня все вот так, по-доброму, закончилось, а Юрку отец выпорол. Сейчас бы его похвалили за предприимчивость, но Юрка родился слишком рано или слишком поздно. Впрочем, его боевой характер не пропал даром. Он пошел в летную школу, еще до войны, потом летал очень успешно. Во время войны его наградили отпуском, и он с фронта приехал в Москву. Но задержался здесь с девушкой, его арестовали и -- в штрафной батальон, в пехоту. Там ребята собрались такие же отчаянные, как Юрка, и решили, что надо найти способ как-то отличиться, терять-то нечего. И они вызвались взять «языка». Утащили из туалета какого-то важного немца и принесли его. Юрку вернули в авиацию. Он три раза горел, три раза его сбивали, но он выжил и вернулся домой весь в орденах.

-- А что вас привело в художники книги?
-- В раннем детстве я любил рисовать во дворе после дождя -- палочкой по песку. А потом на меня повлияли марки. Отец работал в наркомате внешней торговли, и там была обширная переписка с заграницей. Домой он приносил конверты, я с них отмачивал марки. Стал интересоваться географией, природой, историей. Появилась любовь к картинке как к такому маленькому миру, где можно уместить очень многое.
В старших классах познакомился со стихами Блока и Есенина и стал стихи писать. А стихи эти я иллюстрировал. Наша 110-я школа была не совсем обычной для того времени…


Иллюстрация к сказке А.Толстого "Золотой ключик"

-- Это та школа, где литературу преподавал легендарный Иван Иванович Зеленцов -- сын рязанского священника, выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия?
-- Иван Иванович у нас преподавал, но мы тогда не знали его прежней судьбы. Звали его Дикобраз или Одуванчик. У него была такая шевелюра -- во все стороны…

-- На фронтоне вашей школы стоит памятник погибшим выпускникам -- пять худеньких мальчиков в шинелях, с винтовками…
-- Да, это наши ребята, а памятник работы нашего выпускника, скульптора Даниэля Юдовича Митлянского… Одно время те из наших, кто остался в живых, встречались каждый год 29 сентября. Нас собирала Вера Акимовна Гусева, наш классный руководитель, она преподавала математику. Вера Акимовна была очень маленького роста. Когда приходила в класс и заходила за кафедру, то видна было одна ее голова. Она что-то объясняла, но вот если вдруг кто-то на задней парте начинал шептаться, то она умолкала на полуслове -- совершенно внезапно. Вера Акимовна смотрела на нарушителя, и это действовало лучше всяких окриков. Наступала полная тишина.

Кстати, много лет спустя на встречах с детьми я стал пользоваться методом Веры Акимовны. Начинают шуметь -- я умолкаю на полуслове. Что у меня еще осталось от школы -- я не боюсь задавать глупые вопросы. Если не понимаю, то сразу спрашиваю.
У меня всегда была плохая память и учился я не блестяще, на четверочки. Когда надо было у доски доказать теорему, я ее доказывал не с того конца. Я тут же изобретал свое доказательство. Сообразилка мне помогала. Как-то Капицу спросили, что важнее: знать или соображать? Он сказал: соображать. Так вот и я пытался соображать, все хохотали, и мне попадало, конечно.

-- Куда вы пошли после школы?
-- Отец мне сказал, что стихи и рисование -- это хорошо, но это будет твое увлечение на досуге, а надо иметь солидную профессию. Я хотел в архитектурный, на что отец сказал: «Ну куда тебе…» Он был невысокого мнения о моих способностях. И я пошел в строительный институт. Успел окончить три курса, но тут -- война.


Своих героев Леонид Владимирский часто рисовал с реальных людей. Его дочь Ая в девять лет позировала для Элли из "Волшебника Изумрудного города". На илл. слева: Элли нечаянно уничтожает волшебницу Бастинду. На илл. справа: Гудвин раскрывает свои хитрости


О профессии художника я задумался только после войны. Мне было уже лет двадцать пять. Мы гуляли с приятелем и зашли во ВГИК, просто посмотреть. Тут к нам подошел человек, увидел, что я еще в форме военной, и спрашивает: «Вы на какой факультет пришли поступать?» Я замялся, ведь мне надо было доучиваться в строительном. Он говорит: «Поступайте к нам на художественный». Я сдал экзамены, и меня приняли. Учился параллельно с Чухраем, Бондарчуком, Басовым, Мордюковой… После ВГИКа работал на студии «Диафильм», детские книжки начал рисовать только в тридцать шесть лет. Если бы не подвело зрение, то рисовал бы до сих пор.

-- Я был на ваших встречах с детьми -- это целое представление, театр одного актера. Наверное, это стоит вам огромных усилий…
-- Как-то я спросил одного искусствоведа, сколько мне лет, если судить по моим работам. Он говорит: «Не больше девяти». Мне так интересно жить! А силы часто уходят на то, чтобы сдерживать в себе как-то этот интерес к жизни, вписываться в рамки, приличествующие возрасту.

Версия для печати

Тэги: Опыт веры  Искусство  Книги 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Кто нарисовал Буратино и Страшилу? Интервью с художником сказок Леонидом Владимирским

В том, что у Пиноккио и папы Карло были реальные прототипы, я почему-то никогда не сомневался. Может, потому, что Буратино рисовал с маленькой дочки, а папу Карло -- со своего дедушки. И он потом ходил по Тверскому бульвару и очень радовался, когда дети его спрашивали: «Вы папа Карло?», а взрослые интересовались: «Вы снимались в кино?». И он важно так отвечал: «Нет, только в книжке…»

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.