Душа по природе своей христианка, говорил Тертуллиан, имея в виду, что зерно веры есть в каждом человеке, даже атеисте. Биофизик Симон ШНОЛЬ как раз из таких — материалистов с душой христианина. Сын репрессированных родителей, он с благодарностью вспоминает свою непростую жизнь, а десять заповедей считает кодексом чести любого приличного человека. Почему не все порядочные люди приходят к вере? Ответа на этот вопрос, наверное, нет. Но и не задаваться им тоже невозможно.
СПРАВКА:
Симон Эльевич ШНОЛЬ (родился 21 марта 1930 года в Москве) — российский биофизик, историк советской и российской науки. Профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ, доктор биологических наук, действительный член Российской академии естественных наук. Область интересов: колебательные процессы в биологических системах, теория эволюции, космофизические корреляции биологических и физико-химических процессов, история науки. Брат математика и педагога Э. Э. Шноля. Отец биолога, генетика, ведущего эволюциониста современности Алексея Кондрашова.
«Как! Вы еще живы?»
Уже более 60 лет свой рабочий день профессор МГУ, биофизик Симон Шноль начинает в четыре утра. В свои 82 года он не чувствует старости, продолжает лабораторные исследования и преподавательскую работу. А еще — в блистательных книгах и лекциях воссоздает историю российской науки. Восстанавливает добрые имена людей, которые, живи они в другой стране, получили бы Нобеля и почетную старость, а в нашей были замучены и забыты.
— Сами вы подвергались репрессиям?
— После университета меня, как сына репрессированных, никуда не брали на работу, даже при самых высоких оценках моих учителей (отец Шноль Эли Гершевич — лингвист, философ, баптист, в 1933 году получил три года лагерей за проповедь Христа, вскоре после отсидки умер от болезни почек, не дожив и до пятидесяти. — Ред.). Строились новые университеты, нужны были кадры, набирали людей, — все, кроме евреев, могли быть туда приняты. Я имел несчастье относиться к этому вымирающему племени. Мой учитель Сергей Евгеньевич Северин спас меня через военный отдел, через атомный проект. Там никто не смотрел на национальность, на анкеты. Им нужно было заверение, что этот не обманет. И я их не обманул.
В сентябре 1951 года я начал работать на кафедре медицинской радиологии Центрального института усовершенствования врачей. Контейнеры с радиоактивными изотопами мне привозили сотрудники Министерства госбезопасности. В чине не ниже капитана. Это были здоровенные мужчины, грубые и жизнерадостные. Важный груз они везли вдвоем в тех же «черных воронах», в которых в другое время возили арестованных. Им нравилась эта работа, так как распространилось мнение, воплощенное в служебную инструкцию, что против излучения помогает спирт. Им полагалась бутылка водки на двоих. Но контейнеров они боялись и требовали, чтобы я сам вынимал их из автомобиля. Мне приходилось с самого начала налаживать все радиоактивное хозяйство. Я монтировал счетчики и дозиметры, складывал из тяжелых свинцовых (по 64 кг!) блоков защиту от излучения, придумывал простейшие приборы и приспособления для дистанционного приготовления растворов радиоактивных препаратов.
Летом 1952 года в нашем корпусе стали попадаться странные люди. Они показывали вахтеру какие-то пропуска и без особых занятий часами слонялись по коридорам. Позднее выяснилось, что это были сыщики, начавшие «собирать материал» для будущего фальсифицированного «дела врачей». Один из них (под свежим впечатлением от капитанов, доставивших мне очередной груз) увидел меня с моим приспособлением и доверительно спросил: «Это у тебя ружье?» Я сказал: «Да». И вот распространился неопровергаемый мною слух: «Этот вот тощий изобретает атомное ружье!» Когда начались аресты и увольнения в связи с «делом врачей», меня не тронули, думаю, из-за сложившегося моего таинственного образа: молодой выпускник университета по особому заданию работает по атомной проблеме в опасных условиях и в тесном контакте с МГБ.
— Разве возможно при такой работе не схватить смертельную дозу?
— Да, там была очень большая лучевая нагрузка, которой я не мог избежать. В это время не было еще настоящей дозиметрии, то есть она была, но ее не применяли к работникам. По прогнозам я должен был умереть от облучения в июле 53-го, а я не умер. Я очень аккуратно работал, поэтому выжил. Раздражил тетю-доктора, которая не сомневалась, что я умру в июле. Когда я в октябре явился на обследование, она разочарованно воскликнула: «Как?! Вы живы?»
— У вас не сохранилась злоба на людей, которые вам не давали работать?
— Да не так уж меня травили. Нет, у меня довольно счастливая жизнь. У меня нет остервенения, нисколько. Да если бы я попал на другие работы, мне было бы гораздо хуже, а здесь у меня колоссальные возможности для работы были — плюс к облучению, конечно. Никаких ограничений ни в реактивах, ни в животных, ни в сотрудниках, ничего. Кто жалел в тоталитарном государстве деньги на науку? Никто. Только бы работали.
Знаете, какая счастливая жизнь? На приемных экзаменах в Московский университет вслед за мной сдает по физике некая девочка, ей ставят тройку со словами: а вот перед тобой был мальчик, он очень хорошо отвечал. Это про меня. А она — это моя Мося Кондрашева, жена моя последние 60 лет. Она меня тогда возненавидела, это очень было приятно, ну полное счастье. (Смеется.) Нет-нет, мне жаловаться на жизнь нет совершенно никакого повода.
Мне стыдно за обезьян как за родственников
— Вы называете себя врожденным биологом. Что это значит?
— Я знаю многих биологов: это инстинкт — и ничего больше. Я с детства не мог пройти мимо чего-то живого, не мог, и все. Меня полностью зачаровывали лягушки, головастики, жуки, змеи, любые насекомые. Более того — растения. Я знаю тут, в Пущино (в Пущино располагается научный центр, который объединяет девять биологических институтов РАН и радиоастрономическую обсерваторию. — Ред.), девочку, которая приезжает на лето: она тоже проникает во все живое. Лягушки ее слушают, понимаете? Эта девочка может посадить лягушку, сказать «сиди», и лягушка сидит. Никто больше этого не может! Она несколько лягушек рассаживает, и они перед ней сидят! Можете себе представить, чтобы лягушка не упрыгала? Я ее понимаю. Таких людей не очень много. Я, глядя на растение, ощущаю его жизнь. У меня до войны, перед отъездом из Москвы в Калугу на подоконнике лежала капуста. Какая капуста? Если возьмете двухлетнюю кочерыжку и оставите ее на свету, никуда не сажая, из нее начнет вырастать капуста. Я ее до сих пор помню, мне ее так жалко. Никто меня не поймет. Все мои знают, что я до сих пор переживаю за ту капусту, которую не смог взять с собой в Калугу. При таком настроении, конечно, мне нужно было идти на биофак. Я был в восторге, когда попал в среду, где, во-первых, были похожие люди, во-вторых, восхитительные преподаватели: лекцию о паразитических червях можно было слушать, как поэму. Мой близкий друг все никак не мог понять: как я могу быть в восторге от паразитических червей?
— Вы пишете: «Это высшее наслаждение — прочтя геном, узнать, что мы с вами отличаемся от шимпанзе меньше, чем на 1 процент, колоссальное умственное наслаждение». Мне, честно говоря, это непонятно…
— Я смотрю на обезьян с родственными чувствами. И, кстати, не люблю, именно как родственников. Мне за них стыдно. Вот собаки и кошки, они очень конформерны, то есть соответствуют форме. Собак я чувствую, и они меня чувствуют, я не помню, чтобы они ко мне плохо относились. Правда, с собакой надо сначала познакомиться. Но через некоторое время, спокойно пообщавшись глазами, вы можете без всяких слов получить удовольствие от общения с ней.
Атеизм — это ужасно
— Можете определить, что такое порядочный человек?
— Десять библейских заповедей — этого вполне достаточно. Десять заповедей избыточны.
— При этом вы материалист?
— Я абсолютный материалист. Бога нет, а святые есть, сколько угодно. Это мой лозунг. Потому что, если бы был Бог, то у Него колоссальные были бы преступления. Я сразу могу вам назвать — эшелон с детьми, которых везут сжигать в Освенцим. И с ними садится учитель Ян Корчак и едет с ними. Его немцы пытаются убрать оттуда, говорят: что вы, что вы, доктор Корчак, мы вас не везем. А он едет с детьми, рассказывает им сказки до последней секунды. Вот Корчак — святой, фашисты — дьяволы, а Бога — нет. Не может Бог существовать, если невинных детей везут сжигать. Нет, нет, нет. Не может быть продолжения там, суд какой-то, ничего подобного, никакого продолжения нету. В космогомической истории возникновения звезд и т. д. и проч. нет места для потусторонней жизни.
— А душа — это что такое, по-вашему?
— Душа — это состояние интеллекта, глубочайшая психическая деятельность, созданная естественным отбором. Те, кто не имели этого качества, просто не выжили. Вспомните знаменитые слова Лапласа, написавшего небесную механику и дарящего свой труд своему ученику Наполеону (Наполеон учился у него математике). Наполеон смотрит том небесной механики и говорит: «Где тут Бог?» «Сир, — отвечает ему Лаплас, — я не вижу необходимости в этой гипотезе».
— Паскаль — не менее великий физик, однако…
— Паскаль недостаточно велик, он еще не дорос. Дело в том, что этот отказ очень тяжелый. Не на кого надеяться, не на кого опираться. Атеизм — это ужасно.
Жил-был Август Вейсман, из которого потом было сделано пугало — «вейсманизм». Ему принадлежит замечательная мысль, главная философская мысль конца XIX века, что жизнь состоит из двух частей: из бессмертной зародышевой плазмы и бренной сомы. Зародышевая плазма — это носитель из поколения в поколение, это теперешняя ДНК. А бренная сома — это мы с вами, мы выросли временно. Как на грибнице — временные грибы, а грибница живет. Поэтому жизнь бессмертна, пока ее не уничтожили совсем коренным образом, не взорвали.
Мне не хватает трибуны
— Почему общество сейчас потеряло интерес и доверие к академической науке?
— Дело, думаю, в настроении общества. Слово «профессор» почти издевательское теперь. Мы должны пропагандировать великие достижения и по возможности не забывать своих соотечественников. Например, Уотсон и Криг в 1953 году в журнале Nature опубликовали статью о двухспиральной модели ДНК. Когда Уотсон приезжал к нам, его принимали, задыхаясь от восторга. А в основе их работы — идея нашего биолога Николая Константиновича Кольцова, которую развил и донес мировому научному сообществу Тимофеев-Ресовский. А об этом даже у нас в стране мало кто знает. И подобных примеров полно. Даже наша кафедра дала две нобелевские работы, только премию получили другие. Нам надо наших людей всячески поддерживать. У нас все еще великая наука, несмотря на ее сплошное уничтожение в советское время. Но мы перемрем через год-два, и этого слоя не будет. Вот подумайте: Пущинский научный центр — он должен был стать мировой столицей современной науки, а он умирает с голоду фактически. Сидим без реактивов. То есть мы получаем реактивы — но если мы работаем с американцами.
— Недоверие общества к науке можно еще объяснить тем, что сейчас нас пугают различными пессимистическими сценариями будущего — потоковым созданием клонов, например. Получается, научный прогресс вырвался из-под контроля?
— Ну и что? Бойтесь, пожалуйста. Только от объективных законов деться некуда. Их задержать нельзя. В одном месте будете держать — в другом сделают то же самое. Меня сейчас больше Китай пугает. Там в сто раз лучше снабжается наука, чем у нас. Пока они были дикие, пока у них была культурная революция и Мао, мы могли более-менее спокойно жить. Но теперь — нет. В конце концов они пешком войдут в нашу Сибирь и ее заселят. У нас одно спасение только: чтоб мы по интеллектуальным знаниям, по всему им не уступали, иначе мы не сможем их остановить.
Мы готовим замечательных людей, но они должны думать, куда они потом денутся. Мы — физический факультет, кафедра биофизики — значительную часть наших выпускников находим в банках, в бизнесе, за границей. В советское время студент, завершая обучение, почти не сомневался в том, что будет обеспечен работой по специальности, сейчас этого ничего нет. Государство не понимает смысла науки. Но государство, более-менее себя уважающее, не может жить без высокой науки. Оно просто становится сырьевой базой, как мы сейчас, и в конце концов погибает.
Китайцы нас превосходят в понимании глубины науки. Там наука развивается с колоссальной скоростью. Они не жалеют денег, обучают тысячи своих студентов в Америке, потом их зовут обратно, обеспечивают институтами и работой. У нас аспирант Академии наук (человек, который примерно 16 лет жизни отдал науке) получает стипендию две с половиной тысячи рублей. Это повышенная. Столько во времена Лужкова отводилось на содержание бездомной собаки в питомнике. Аспиранту надо день и ночь в лаборатории сидеть, а не подрабатывать мытьем посуды. Он должен решать трудные задачи, каждый день интегралы брать все более сложные, тогда из него будет толк. В нашей лаборатории было сделано 22 докторские диссертации. А сейчас у нас нет ни одного аспиранта. Последний с голода буквально помирал.
— В своей книге «Герои, злодеи и конформисты российской науки» вы писали про подвижников, которые помогали науке: про княгиню Елену Павловну, про купца Леденцова. Сейчас невозможно подобное меценатство?
— Это были поразительные люди. Христофор Семенович Леденцов в 1895 году написал завещание, по которому все свое состояние вложил в науку. А оно больше нобелевского существенно. Он спас Академию наук. И мое главное сейчас — я должен успеть это сказать — хочу возобновить леденцовскую линию. Ведь цена науки очень может быть выражена в финансах. Профессор Московского университета по зарплате равен сержанту российской армии. В научной иерархии академик — это генерал. Профессор — это генерал-майор. Значит, мы спустились до сержантов. Делать армию из профессоров — это безобразие. Говорят: «Мы не в состоянии». Тогда надо обратиться к тем, кто «в состоянии», то есть к состоятельным, к капиталистам нашим, и сказать: братцы, вы же все вместе погибнете с нами. Я убежден, что слова доходят. Надо создать капитал, как нобелевский капитал, на проценты которого можно содержать науку. Положить деньги, не трогать их и получать оттуда проценты. У нас достаточно миллиардеров, они вполне могут создать такой фонд. В одиночку никто не потянет, ни Прохоров, ни Абрамович. Пусть бы они вместе. Мне не хватает знаете чего? Трибуны. Мне лет-то девятый десяток. Я люблю слово «девятый десяток», а не 82 года. Так вот я ищу место, где я могу к ним обратиться. Я убежден, что я один из немногих, кто может должным образом им сказать, затронув их человеческие чувства, нравственность. Они все говорят на одном языке, все друг друга понимают, есть общая история, и, конечно, есть высокое чувство стремления, чтобы страна не погибла.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Старшая сестра Жена американского президента и бездомный, выпускник детского дома и доброволец — для всех у сестры милосердия найдется доброе слово. О том, как бросила светскую работу и пришла работать в храм, в трапезную, она рассказывает как о празднике. Молодые сестры чувствуют в ней опору — «как скала», другие говорят — «как мама». Как становятся сестрой милосердия в наши дни? Рассказывает Татьяна Павловна ФИЛИППОВА, главная сестра сестричества во имя св. блгв. царевича Димитрия г. Москвы.
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Нырок в глубину и путь наверх То, что может делать эта женщина, не укладывается в голове: она ныряет без акваланга на глубину 100 метров, может задерживать дыхание на восемь с лишним минут, плавала с полярными китами в Белом море при температуре воды минус два градуса… О глубине, страхах и Православии — чемпионка мира по фридайвингу, нырянию без акваланга на задержке дыхания, Наталья АВСЕЕНКО.
А умище-то куда девать: почему верующие оказались глупее атеистов По интернету ходит рассказ о результатах исследования, проведенного в США, согласно которому неверующие люди обладают несколько более высоким интеллектом, чем верующие. Сложно понять, насколько более высоким — но можно предположить довольно правдоподобные объяснения этому, считает публицист Сергей ХУДИЕВ.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
"В жизни ощущалась таинственная и добрая интрига" Как лучший период своей жизни Рената ГАЛЬЦЕВА вспоминает работу над «Философской энциклопедией» в самые застойные советские времена. Это была попытка возродить подлинное творческое лицо философии. Такая задача, естественно, раздражала идеологическое начальство, и ее можно было назвать «маленьким крестовым походом». По ходу дела Гальцева занималась распространением самиздата русских религиозных мыслителей: «Из-за границы давали книгу, Рената подходила к опечатанному ксероксу и внушала работнице ксерокса, что это очень нужно для России», - вспоминает литературовед Ирина Роднянская. Сегодня Рената Гальцева в интервью «НС» говорит о том, почему, приходя в Церковь, многие художники и писатели начинают писать «хуже» и как не бояться старости
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Плакать, гневаться и смеяться Поэта Тимура КИБИРОВА долгое время приписывали к концептуалистам, известным своими формальными экспериментами и насмешками. Чем дальше, тем больше подобная классификация вызывала сомнение. А сейчас поэт подготовил новый сборник — «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки», который открывает и вовсе неожиданного Кибирова-христианина. Проповедника и моралиста, готового шокировать современное культурное сообщество
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.