Наш корреспондент пошел колядовать с фольклористами из воскресной школы в деревне Ромашково, и узнал у них, как колядки помогают спасать Россию
В дверь ввалился цыган в меховой шапке и с золотой серьгой в ухе, за ним вбежала «коза». Цыган стал козу ремнем стегать, а коза – давай отплясывать. Дети, которые собрались в сельском клубе на приходскую елку, слегка оторопели и в нерешительности смотрели на мужчину с чулком на голове и с двумя тряпичными рогами, стучавшего сапогами по доскам. По сложившейся традиции после рождественской службы, для детей при храме устраивают елку. Это встречается во многих храмах. Но мало где после елки прихожане идут колядовать.
Цыган продает козу – не совсем обычный сценарий для детского праздника
Скоро цыган так загонял козу своим ремнем, что она повалилась на пол без чувств. «Умерла! – закричал цыган. – Есть в зале медик?» Врача не нашлось, и дети, осмелев, бросились лечить козу самостоятельно – пинать ногами. Когда это средство не помогло, козу решили отпеть.
Игоря Лайкова, художественного руководителя фольклористов, сложно узнать из-за меховой бороды
«Видно было, как многие “очень православные” родители напряглись, когда зашла речь о покойнике», — смеется, закончив свое выступление цыган, он же руководитель фольклорного кружка «Ромашковская слободка» Игорь Лайков. Кружок вырос из воскресной школы при храме святителя Николая в селе Ромашково Московской области лет десять назад, через три года взрослые с детьми в первый раз пошли колядовать. Сегодня я решил к ним присоединиться, чтобы самому узнать – как веселились на святки наши прадеды.
Фольклористы из «Ромашковской слободки» после рождественского вертепа
– Что нас подвигло? Да ничего, взяли, попробовали, пошли и поколядовали, – рассказывает Игорь. – Детям так понравилось, да и нам самим понравилось, что принялись постоянно ходить. – А вам не было стыдно? – Конечно, поначалу чувствуешь себя как-то неловко. Но если пересмотреть свой подход, то колядование можно приравнять к проповеди Христа. Апостолы ходили, Евангелие проповедовали, они же не стеснялись? Будут ли их гнать и бить, или пустят в дом и примут как гостей – они шли и делали свое дело. Точно так же и колядовщики».
После представления музыканты и певцы разговляются куриным супом и готовятся идти колядовать
Меховую шапку и усы из кожаной бахромы Игорь передает мне, чтобы как-то нейтрализовать мой выбивающийся из общего ряда «костюм партизана» – телогрейку и ушанку. Телогрейку подпоясывают кушаком, и можно идти колядовать по Ромашкову. «К бабе Клаве не забудьте зайти, она у сосны живет, – просит женщина в трапезной. – На сосне у нее белка живет, красивая такая». Когда в 1941 году храм Святителя Николая закрывали, Клавдии было 18 лет, и она уже здесь работала, стояла за ящиком. Нас семь человек – трое взрослых и трое детей, есть балалайка, гармонь, мешок и рождественская звезда на палке.
Колядовщики сегодня стараются одеться либо «под старину», либо как на карнавал. Михаил Чилахсаев – фольклорист и многодетный отец. На Михаиле тулуп, опоясанный ремнем, каракулевая офицерская шапка и войлочные валенки. Костюм козы остался лежать в клубе. Помимо козы традиционными являются костюмы быка, цыгана, черта. Женщины наряжались мужчинами и наоборот. Люди старались оставаться неузнанными
Участникам «Ромашковской Слободки» не сложно подобрать себе костюм, потому что у коллектива есть собственный портной. Если портного нет, то сойдет и кушак поверх обычной куртки. Кушак можно сделать из платка или аррафатки. Могу также помочь яркие юбки и платки из бабушкиного сундука, разнообразные бусы и перстни
Идем сначала без песен, просто разговариваем между собой. Первый дом – той самой Клавдии. Не очень стройно поем тропарь Рождества, и еще несколько песен, получаем яблоки, конфеты и немного денег. Пожелав счастья и здоровья, спешим обратно на свежий воздух. «Этот год скучно, — говорит Лиза, девушка лет шестнадцати. — Вот года два назад было лучше всего. Много людей, каждый себе тысячи по две наколядовывал»
«В это конечно нужно втянуться, детям проще, а подросткам сложнее. Чтобы колядование у них «пошло», им нужно 2-3 удачных дома — чтобы настроение поднять. Чтобы если человек ничего не дал — пошутить и отпустить с миром. А если дал – от души многая лета пожелать», — говорит Игорь. Благодаря колядкам в деревнях раньше все знали – кто жадный, кто не чтит Христа. Слухи расползались быстро. Да и дети могли запросто залезть на горку и прославить жадных людей на всю деревню
Кто не даст коврижку – тому в лоб шишку. Кто не даст колбасы – тому выдерем усы», — поют дети в шутку. Постепенно, колядовщики входят во вкус, поют веселее, и мешок заполняется. Мы идем по улице и поем для собственного удовольствия, наугад заходим то в один, то в другой двор. «Здравствуйте, разрешите вам поколядовать?» – обязательно спрашивает у людей наш заводила Игорь, чтобы никому не докучать
«О, машина богатая стоит, звони», – говорит Лиза перед очередным домом. Собака испуганно прячется в конуру, когда мы входим во двор. В доме нас встречает вся семья. Женщины прихлопывают в такт песням, дети радуются, а мужчины с выражением вежливого внимания ждут, когда мы допоем
Многие люди или не открывают, или их попросту нет дома, поэтому большой процент сегодняшней аудитории составляют собаки и люди алкоголического вида. «А вы люди понимайте и копеечку давайте», — поем мы. «Самим не хватает», – отвечает компания у магазина и просит угостить их пирожками. Каждый получает по одной штуке
Но чаще нас все-таки встречают с радостью, кто-то сам выходит к нам навстречу: «У тети Вали день рождения, давай веселую»! И не очень то пожилой хозяин дома сам начинает притопывая ходить по кругу и выделывать ногами какие-то старомодные коленца. Машины бибикают в знак одобрения и их водители показывают большой палец, прохожие поздравляют с Рождеством. В кафе нас угощают блюдом пирогов и дают денег, в магазине – дают бутылку вина и коробку конфет. «Вы пожелайте, чтобы у нас было клиентов побольше», – просят хозяева
В дом пускают чаще знакомые – те, к кому колядовщики приходят уже в третий или четвертый раз, с каждым годом таких домов становится все больше. «Дети не понимают, что в колядовании главное – это не песни, шоколадки и деньги, а проповедь Христа. – говорит Игорь. – Маленькие детки ходят и людям стучатся в сердце ихнее. А мы только обыгрываем это шутками, плясками, песнями, подаем через призму веселья». Через несколько часов дети устают, и компания возвращается в клуб. Высыпав содержимое тяжелого мешка на стол, дети оживленно пересчитывают свою законную добычу. Всего получается около трех тысяч – каждому, в том числе и мне, по 400 рублей. Взрослые садятся пить чай.
Петь, чтобы вспомнить себя
«Зачем вы колядуете?» – спрашиваю я у фольклористов. «Для того, чтобы не забывать себя», – отвечает Николай Сахоненко, технический руководитель «Ромашковской слободки». Он признается, что сам петь не умет, и занимается все больше реквизитом и техническим обеспечением.
«Мы пытаемся вспомнить то, что делали наши деды и прадеды. Благодаря песне происходит передача обычаев, памяти о всей жизни народа, передача и сохранение языка, – считает Николай. – Язык сохраняется, если передается в песне. Раньше народ вообще назывался «язык». И никакой народ без песни существовать не может. Если народ перестает петь свои песни, которые в течение столетий вырабатывал, то он исчезает. Когда человек не знает своего языка, своих обычаев, ему становится все равно – что там у него за порогом, а поля зарастают бурьяном».
Традиции не дают народу рассыпаться и исчезнуть, уверен он: «Если народ не хочет исчезнуть, а мы этого не хотим, то мы поем, пляшем, собираемся. Но самое главное – сначала в храм идем, потому что это наша основа. Если же мы погибнем и рассыплемся, то наивно думать, что на этой земле будет что-то хорошее. Если культура и государство строились тысячу лет, то построить новые ни за десять, ни за сто лет не получится. Это будет поле битв и всякого мусора. Поэтому наше дело – сохранить разными способами, в том числе и через сохранение народной культуры, нашу землю от физического разрушения».
О том, почему они колядуют, Игорь Лайков и Михаил Чилахсаев рассказывают наперебой. «Чтобы дети росли в православной культуре и традиции. Не забывали своих корней. Чтобы хоть что-то в их сердце, росток какой, с младенчества остался, приятные воспоминания», – добавляет Игорь.
Заводила «Ромашковской слободки» Игорь Лайков без своей меховой бороды
«У ребенка хорошие, сладкие воспоминания о чем-то из детства именно на таком уровне сохраняются», – говорит Михаил. По его словам, ребенку непросто объяснить высокое богословие Боговоплощения или, например, Преображения. А вот если соединить Рождество с вертепом, показать «Евангелие в картинках», а потом пойти колядовать, то праздник становится понятным и запоминающимся, непохожим на повседневность. «Получается, как птица, с двумя крыльями, – продолжает Игорь. – Ребенок сначала был на службе, а потом еще побыл в праздничной атмосфере. Он не просто пришел домой, пообедал и сел в честь праздника в игрушки играть».
Вечером, когда уже почти все разошлись, Игорь снова берется за гармошку – играть для детей, которым хочется танцевать
«Литургия, получается, продолжилась на улице, – опять вступает Михаил. – Ты не просто сам в себе радость от службы держишь и пытаешься подольше ее удержать. Ты сегодня и с другими ей поделился, и сам за счет этого сам стал богаче».
«А бывает птица с одним крылом – это когда побыл на Литургии, а дальше – ничего, – добавляет Игорь. – Вышел за порог храма, и ты уже светский человек».
Как сделать так, чтобы этого противоречия не возникало? Просто попытаться жить по-другому. «Околоцерковная жизнь пропитана традиционной культурой, – говорит руководитель “Ромашковской слободки”. – Мы в ней пытаемся жить постоянно, 24 часа в сутки, а не только «от сих до сих». Мы желаем, чтобы все, пели, плясали, веселились и радовались. Это мы и несем и сами этим занимаемся. Песня это общение. Это как ниточка среди точек. Поешь песню – она связала две точечки. Еще спел – еще связала. Дорожка получается. А без песни точка, потом нужно перепрыгнуть на другую — то ли допрыгнешь, то ли провалишься. А песня она вот такая, как дорожка в жизни. Что еще сказать-то?»
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
"Пути Господни": Рождество Христово О днях, наполненных гостями, вкусностями, подарками и еще кучей всяческих таинственных сюрпризов рассказывает глава "Рождество" из новой книги Ксении Кривошеиной "Пути Господни".
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Рождество Христово: «трехдневная Пасха» В старых богослужебных книгах наряду с обычным названием праздника Рождества помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», — указание на особый характер Рождества Христова и одновременно — на все же более скромное его чествование. Пасха с особой торжественностью празднуется в Церкви неделю, а Рождество — три дня
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Как празднуют Рождество Христово: Таиланд и Камбоджа Продолжаем рассказывать и показывать, как отмечают Рождество в разных странах мира. В Таиланде службы прошли в Бангкоке и на курортах. Русский священник впервые совершил Литургию для общины в Камбодже
Рождественские украшения и игры: Чудо-снежинки В волшебные снежинки могут превратиться даже зубочистки и ушные палочки! А дети в совместном творчестве увидят чудо преображения обычных предметов.
Идеи для подарков и декора
Подарки на Рождество своими руками: Волшебная шкатулка Для подарков на Рождество, сделанных своими руками, сгодятся разные предметы, которые мы обычно выбрасываем. Например, маме, бабушке или сестренке можно подарить замечательную шкатулку, сделанную из круглой коробочки от сыра. Рассказывает преподаватель прикладного творчества кафедры Социальной работы ПСТГУ Валентина БОНДАРЕНКО.
Рождественские украшения и игры: Ангел с секретом Время ожидания Рождества — самое подходящее для того, чтобы подготовиться к празднику вместе с детьми. В совместном творчестве дети учатся озвучивать и отстаивать свои идеи, находить общее решение, а самое главное – получают ваше безраздельное внимание. Именно от этого мир для них наполняется любовью.
О том, как сделать подарки и украшения к празднику своими руками — Валентина БОНДАРЕНКО, преподаватель прикладного творчества кафедры Социальной работы ПСТГУ.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Освящение озера в Косино: в Москве отметили праздник Косинской иконы Богородицы 3 июля, приход Успенского храма в Косино праздновал память Косинской (Моденской) иконы Божией Матери: после праздничной Литургии многолюдный крестный ход дошел до озера Святое, где управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон с лодки освятил его воды. ФОТОРЕПОРТАЖ
Как празднуют Рождество Христово: Сербия В Сербии в праздничный день принято сжигать дубовые ветви. В Белграде перед ночной Литургией ветвь зажег патриарх Ириней, а самая большая церемония прошла перед собором святого Саввы
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Цивилизация упаковки, или почему казаться важнее чем быть Нарушение благопристойной картинки в семьях осмелившихся идти против течения: рожать больше обычного или усыновлять детей - карается строго. Осуждением, лишением помощи, вмешательством во внутренние дела семьи
Большие вопросы о маленьком человеке Дети в церкви… Ангелочки с мудрыми глазами, чинно стоящие у амвона в ожидании Причастия. Несносные шалуны, отвлекающие от молитвы самых серьезных прихожан. Что для них храм – привычка, тягота, радость общения «с Боженькой»? А что они для нас – «бесплатное приложение», обуза, образ для подражания?.. С простыми «прикладными» вопросами на тему «ребенок в храме» мы обратились к председателю Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелю храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерею Александру СОРОКИНУ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.