Известные добрые сказки про Хому и Суслика в Китае назвали «энциклопедией русской жизни». Создатель Хомы и Суслика — писатель и сценарист Альберт ИВАНОВ рассказал «НС» о том, как зло в послевоенной школе повлияло на его решение писать добрые сказки, почему его Хомяк и Суслик едят не зерна, а горох, и о том, что, где бы он ни жил, за окном у него всегда был храм.
СПРАВКА
Альберт (в крещении Олег) Анатольевич ИВАНОВ родился в 1938 году. Окончил филологический факультет Воронежского государственного университета и сценарный факультет ВГИКа. Первая книга вышла в 1962 году (совместно с Юрием Воищевым). Писатель, автор сказочных повестей «Записки звездочета Сириуса», «Лилипут — сын великана», сборников сказок «Хитрая ворона», «Крылья, ноги и хвосты» и более двадцати книг о приключениях хомяка Хомы и его друга Суслика. Автор сценариев (некоторые — в соавторстве) к фильмам «Семь стариков и одна девушка», «Свистать всех наверх!», «Три дня в Москве», «Поговорим, брат...», мультфильмам «Приключения Хомы», «Раз — горох, два — горох», «Хитрая ворона», «Крылья, ноги и хвосты» и др. С 2004 года — член Академии российской словесности, с 2008-го — Академии российской литературы.
Раз — вредитель, два — вредитель
— Когда вы придумали Хому и Суслика?
— Еще в шестидесятых годах. Мне все время хотелось написать сказки о каком-нибудь симпатичном зверьке. Но все животные были «разобраны»: медвежата, зайчата и даже волчата… Не писать же о тушканчиках? И вдруг возникло — хомяк, мне хомяки всегда нравились, у них щеки пузатые. Имя ему подобрал: Хома, как Homo. У хомяка тут же возник лучший друг Суслик. Первые сказки были опубликованы в журнале «Подъем» в Воронеже, следом — в «Сельской молодежи». И вот я принес рукопись — одиннадцать сказок — в издательство «Малыш». Ту, первую, книгу я сдал в издательство в 1969 году, а вышла она в 1975-м. С большими усилиями: ее сдали в типографию и будто бы о ней забыли. Издавать боялись.
— Что же там было такого страшного?
— Не знаю, может быть, что в сказке «Как Хома страшные истории рассказывал» говорится: «Очень любил Хома о страшном рассказывать, когда дома был. В роще попробуй расскажи, или в поле: все вокруг ушастые, слышат хорошо». А в другом месте Хома восклицает: «Наше дело правое, но наше дело маленькое!» Или в сказке «Как Хома клетку нашел» мне хотелось показать, что только в клетке можно обрести свободу: живи сколько влезет, и никого бояться не надо. «Просунул он ноги сквозь прутья клетки и пошел гулять. Слава о нем по всем окрестностям катилась. Виданное ли дело! Какой-то хомяк, а куда хочешь ходит, что хочешь делает, и ничего с ним сделать нельзя…» Наверное, поэтому тогда книга шесть лет в издательстве пролежала… А в самом начале книжки: «Чуть какая опасность — лиса или пионеры — нырь под землю» — пионеров мне заменили на просто мальчишек. — А, пионеры тогда боролись с сельскохозяйственными вредителями?
— А то! Хомяк и суслик — вредители. Пришлось даже зерна заменить горохом: «Раз — горох, два — горох». Хотя, боюсь, хомяки и суслики вообще горох не едят. Но нельзя же делать героем сказки вредителя — меня самого «вредителем» объявят! В печати заявляли, что один только суслик запасает на зиму у себя в норе чуть не два пуда зерна! Вот и пришлось придумать горох: он безобиднее. А зерна… Когда-то за зернышки, за колоски людям крепко доставалось…
Книги и лето
— Расскажите про ваше детство. Вы помните войну?
— Война началась, когда мне было три года. Лет с пяти уже что-то помню, а послевоенное время — как живое перед глазами. Помню, как, наверное, в сорок втором маму встречал. Шел куда-то далеко, через поле — как сейчас понимаю, из-за голода, она получала доппаек и сохраняла для меня кусочек хлеба. И мы попали под бомбежку, она меня своим телом закрывала, а я внизу лежал и жадно ел этот хлеб. Помню, как мы, пацаны, капустные кочаны тырили, жмых с поездов, а составы были военные, охрана стреляла… Помню в Кашире баррикады из мешков с песком на улицах. Но немцы в Каширу так и не вошли. А после войны я учился в школе в разрушенном Воронеже. Послевоенная мужская школа — ад кромешный.
— Школа — ад?
— После уроков — драки, разборки разных компашек… Верховодили переростки, второгодники. Шпана… Воровство… Царила настоящая «дедовщина». Каждый день кого-то бьют то кулаками, то портфелями, втроем — одного. Старшие издевались над младшими. Сила торжествовала, унижая слабых. Насмотрелся я на все эти воровские замашки, эти фиксы, сапоги гармошкой, чубы под маленькой кепочкой… Нормальная школьная жизнь началась только после седьмого класса, потому что многие отсеялись: одни по глупости, другие в колонию угодили, третьи ушли в ремеслуху… А в школе остались вроде бы мирные ребята, которые учились, не особенно дрались, читали книжки и даже спорили об искусстве. Причем среди них были ребята из очень бедных, пьющих семей: так, у одного моего друга братья были шпаной, зато сам он знал, кто такие импрессионисты (наши учителя, например, не знали), и собирал репродукции, открытки с картин французских художников. Я начал ходить в литературный кружок при Доме учителя. Его вела поэтесса Лия Бережных. Мне захотелось писать сказки о добром. Я достаточно навидался зла в школе. А сказка потому и сказка, что в ней всегда добро побеждает.
— Вас в детстве наказывали?
— Еще бы! Коварное было время. Улица била, чтобы, как говорится, подбить на плохое. А дома лупили для того, чтобы делал только хорошее: не курил, не дрался. Шаткое было равновесие.
— И как вы из этой дилеммы выходили?
— С переменным успехом. То с разбитым носом, то с поротым задом. Всюду жизнь. Еще меня очень выручали книги. Я был запойный книгочей. Мама в третьем классе дала мне почитать книгу Беляева «Человек-амфибия». Это первая книга, которую я прочел самостоятельно — и все, я погиб. После этого я был записан в трех библиотеках города: в школьной, в городской и в Доме учителя. Начал собирать книги, у нас подобралась такая компания — мы ходили по книжным магазинам, изучали тематические планы издательств… На улицу не было особенно времени. После школы — книги, а летом — рыбалка. Мы уходили вдвоем-втроем на весь день — река, лес, птицы поют, что еще нужно? После школы поступил на филфак Воронежского университета — в первые два года мало что нового пришлось читать, многое было прочитано раньше. А во ВГИК на сценарный поступил после ВГУ. И жизнь так сложилась, что шесть лет работал редактором на «Мосфильме» в объединениях Ивана Пырьева и Григория Чухрая.
Пока стоит Дзержинский
— Кто для вас в детстве был моральным авторитетом?
— Об этом у меня что-то есть в рассказе «Глаза»: «Они, ребята, не были такими уж правильными советскими мальчиками…. Их примером в жизни были не Павка Корчагин, но Айвенго, не дядя Степа, а капитан Немо. Настоящая жизнь простиралась лишь в книгах — от морей до океанов, от пампасов до саванн, от каньонов до горных хребтов, а реальная — от дома до школы и обратно. И эту докучливую жизнь нужно было просто терпеть. Но из всего, что нудно и серо жило вокруг, в них по-настоящему вошла только война, ее железное время, с привкусом ржавчины на зубах, и неподдельная доброта всех этих невыдуманных соседских тетей Галь, тетей Лен и мужества одноногих дядей Миш и безруких дядей Вань, которые спасали страну с великим лозунгом “За Родину, за Сталина”… Теперь-то я считаю: за Родину — от души, за Сталина — по привычке».
— «Глаза» — не детская литература, как я понимаю. У вас ведь много и недетских книг?
— Несколько повестей и рассказов. Последняя — повесть «Старая немецкая сказка, или Игра в войну». О том, как после войны десятилетний мальчишка жил с отчимом в Германии. Русские ребята воевали с немецкими не на жизнь, а на смерть. Это для взрослых война кончилась, а у детей она продолжалась. И наши пацаны чувствовали себя в Германии победителями и зачастую издевались над побежденными.
Меня считают сказочником, но в Союз писателей СССР приняли в 1966 году с тремя совсем не сказочными книгами и сценарием фильма — на «Мосфильме» поставили мою киноновеллу «Лестница». Все это были совершенно реалистические вещи… Правда, в них не было ни пионерских организаций, ни комсомольских собраний. Я писал о ребятах, которых знал, и о приключениях, о которых мы мечтали, а так называемая «советская» жизнь меня совершенно не интересовала.
— А где вы берете сюжеты для своих сказок — у вас же их сейчас больше 250?
— Отвечу очень банально: из жизни, она горазда на выдумки. Да и фантазии, видимо, хватает. Недаром же где-то в интернете меня назвали писателем-фантастом. В детстве я любил фантастику и исписывал толстые тетради, сочиняя невероятные бесконечные истории в стиле, который сейчас называется «фэнтези». Еще с пятого класса сохранилась целая стопа этих сочинений. Мы с моим другом наперегонки соперничали, кто больше напишет. Кстати, он тоже стал писателем — его зовут Юрий Воищев. Мы с ним выпустили четыре веселые книги, когда стали взрослыми. Сейчас Воищев живет в Израиле, еще в советские времена он хотел туда уехать. Но, по-моему, его там вообще не печатают. Не ко двору. Наши книжки выходили с 1962-го по 1968 год в издательстве «Советская Россия». Детгиз тогда подчинялся Минпросу, там ничего, даже мало-мальски вольнодумного, нельзя было себе позволить. А в «Советской России» была детская редакция, и можно было все-таки опубликовать книги без пионерских дел и революционных событий. В «Пиратах неизвестного моря», необычайно тогда популярной, мы рассказывали о пиратской «организации», созданной ребятами, и впервые сказали, что пионерский лагерь — это смертная бюрократическая скука. А в Детгизе я пытался издать свою повесть-сказку «Лилипут — сын великана». Редактор показала мне на памятник Дзержинскому за окном и молвила: пока стоит этот памятник, ваша книга не выйдет.
Почему? Видимо, потому, что, помимо всего «смелого», там была еще и глава о планах по сносу красивейшей церквушки людьми, заявлявшими: «Слава Богу, мы все безбожники». В 1989 году это, кажется, было.
— Стало быть, Дзержинский долго не устоял.
— Не устоял. И в 1993-м книга вышла. А по поводу Хомы и Суслика — конечно, сказки про них вовсе не политические. Разные. Есть даже написанные на религиозную тему — например, о том, как Суслик в чужом глазу сучок видит, а в своем бревна не замечает. Сказку об Орлике я написал после одной проповеди священника в нашем храме — он говорил о том, что в старые времена приезжали к нам в Голенищево охотиться на орликов, диких голубей. И я про миролюбивого Орлика написал. Или однажды Аня, наша юная прихожанка, рассказала, что видела школьный глобус с пробитой дырой на месте Америки… И я сочинил сказку о глобусе: «Как Хома с Сусликом вокруг Земли вертелись». Так что по-разному выходит: что-то из жизни берется, что-то фантазия подсказывает.
Церковь за окном
— Ваша семья была верующей?
— Среди моих родных верующей была, пожалуй, только бабушка, мать моего отца, школьного учителя русского языка и литературы. Он рано ушел из жизни — в 1948 году, когда мне было всего десять лет. Помню, как, малолетним, я отбивался, когда бабушка настойчиво пыталась заставить меня поцеловать руку встреченному на улице попу. Слава Богу, он ее остановил. Помнится, она очень боялась грозы, и приходилось вместе с ней прятаться под столом. Она очень любила меня. И никогда не переубеждала, когда я нахально твердил, что Бога нет. Она лишь молилась за меня. А мама была убежденной атеисткой. Дочь простой крестьянки, она окончила два вуза, стала кандидатом наук, доцентом института. Добилась всего сама. Ей я посвятил повесть-сказку «Бородачи, или Гром и молния», вышедшую в Воронеже.
Любопытно, что где бы я ни жил — в Кашире, Воронеже, Москве или даже в Германии, — из нашего окна всегда была видна церковь. Она словно звала, притягивала к себе. И везде и всюду меня тянуло зайти в Божий храм. И детские наши игры зачастую проходили за узорной оградой заброшенных церквей и часовен. И несмотря ни на что, там тебя охватывало умиротворение и была какая-то особая тишина с легким треском серых городских кузнечиков и стрекоз в буйных бурьянах. Там у меня, вспоминаю Каширу, были приятели, братья Ануровы, у них отец был церковный сторож. Церковь уже закрыли. Они были добрые ребята, с ними можно было просто играть, они не звали: айда чего-нибудь стырим или окно кокнем. Сам церковный двор помогал, отгораживал от уличного зла. Они жили где-то в подвале, под церковью — многие тогда вообще в землянках жили. Братья были благородные, добрые, честные.
— Как вы пришли к вере?
— Грехи замучали. Хотелось покаяться и обрести опору в жизни.
— Вы уже были взрослым человеком?
— Когда-то я часто проходил мимо нашего шатрового храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, любовался им и лишь изредка заходил на службу. И живу недалеко, и работал тогда на «Мосфильме», почти рядом. А в 1993 году остался в храме навсегда, стал прихожанином. Меня крестил, а потом и венчал с женой Галиной настоятель храма протоиерей Сергий Правдолюбов.
— Как по-вашему, нужна специальная православная художественная литература для детей?
— Православная литература — часть общей культуры… Вот «Белый пудель» Куприна — это православный рассказ или нет? Я, кстати, даже начинал читать Библию с детской Библии — там все понятно разъяснялось…
— У вас есть, скажем так, христианские сказки: например, в сказке «Великая тайна» Хома открыл, что Бог есть — потому что само собой ничего не делается. «Раз все это есть, значит, Кто-то сделал…» И еще там есть такая фраза: «Помни: ты потому спишь спокойно, что Кто-то не спит». Как вы определяете для себя ту «поучительную» грань, которую не следует переходить?
— Я никогда не любил поучений и никогда их не слушал. «Веди себя хорошо, думай об этом так, поступай правильно»… меня это не интересует. Если это будет впрямую нравоучительно — у меня не получится писать. А если и получится — порву и выброшу. Я когда пишу, всегда думаю: могу я это прочитать друзьям? Как они к этому отнесутся? Иные взрослые читатели еще в 1975 году говорили, что сказки у меня не детские. Но прошли годы — и дети их вполне понимают. Люди, что ли, так изменились?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как не унывать если ребенок заболел У меня двое детей-погодков, и они часто болеют: то сопли, то уши, то кашель. Я постоянно унываю по этому поводу. Несколько лет назад для меня была очень утешительна попавшаяся случайно книжечка одного священника — бывшего детского врача Алексея Грачева. Но, к сожалению, больше ничего на эту тему в православной литературе мне не встречалось
Столичные градоначальники и Церковь: от начала ХХ века до Великой Отечественной войны Накануне выборов мэра Москвы продолжаем вспоминать, как относились к Церкви московские градоначальники. В этой части рассказ о великом князе Сергее Александровиче, Владимире Джунковском, трагических событиях 1917 г., о новых хозяевах Москвы, большевистских деятелях Викторе Ногине, Льве Каменеве и Николае Булганине
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Страшно ли быть серьезным? Современные люди боятся говорить о серьезных вещах прямо. Почему в наши дни ирония стала так популярна? От чего она защищает? Об этом Нескучный сад спросил у поэта, филолога, преподавателя кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольгу Седакову
Что такое кощунство? Тема кощунств и провокаций, к сожалению, стала в последнее время особо актуальной. Но что такое кощунство, как это объяснить светскому или не очень религиозному человеку? Как христиане должны реагировать на кощунство? Об этом мы спросили религиоведа и преподавателя ПСТГУ диакона Максима Крижевского
Богатые и бедные: В социальном расслоении виновато все общество Каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие, рассуждает руководитель автобуса помощи бездомным «Милосердие» диакон Олег ВЫШИНСКИЙ.
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Влюбленность: Универсальный аванс Ко дню всех влюбленных мы продолжаем попытки разобраться, что же такое влюбленность. На этот раз на наш вопрос отвечает известный библеист, переводчик и православный публицист Андрей Десницкий
Влюбленность – это кризис! 14 февраля – день всех влюбленных. Церковь очень мало говорит о влюбленности, у святых отцов про это практически ничего не написано, а мнение некоторых современных духовников иногда звучит слишком категорично: «Влюбилась — кайся!» Что же это такое — влюбленность? Страсть, грех, с которыми нужно бороться, или Божий дар, который есть первая ступенька на пути к любви?
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.