Наш корреспондент Вероника БУЗЫНКИНА давно хотела завести собаку, но боялась. У нее двое маленьких детей, хлопот хватает, а хватит ли сил на воспитание щенка -- большой вопрос. К тому же породистый щенок стоит от десяти до сорока тысяч рублей. И когда Вероника окончательно утвердилась в мысли, что это неоправданная авантюра, авантюра превратилась в доброе дело: оказывается, породистого щенка, с прививками, с родословной, дают совершенно бесплатно -- на временное воспитание. Этим занимается организация, готовящая для слепых собак-поводырей -- Учебно-кинологический центр «Собаки -- помощники инвалидов».
Автономной некоммерческой организации «Учебно-кинологический центр “Собаки -- помощники инвалидов”» исполнилось десять лет. Благодаря центру несколько сот слепых людей бесплатно получили замечательных помощников. Их могло быть гораздо больше, но отсутствие денег и помещений мешает работать в полную силу. Организация существует исключительно на пожертвования спонсоров.
Тел.: 145-22-61. Сайт: www.guidedogs.ru. |
Приятное с полезным
Сначала все это показалось фантастикой: опытные дрессировщики, готовящие собак-поводырей, сами покупают, обучают и безвозмездно передают животных слепым. Собаки помогают инвалидам чувствовать себя более независимыми: можно ходить в магазины, сберкассу, аптеку. Кто-то из инвалидов с помощью собаки смог познакомиться с девушкой и создать семью, кому-то поводырь помогает добираться до работы. Так что собака-поводырь для слепого -- не роскошь, а необходимость.
Но прежде чем обучить собаку специальным навыкам, щенка надо «социализировать», и он с самого начала должен жить не в питомнике, а среди людей. Не бояться машин и общественного транспорта, уметь вести себя в обществе. Для этого нужны добровольцы вроде нас с мужем! Сотрудники центра помогают в воспитании и лечении щенка, оплачивают питание. Если вы собрались поехать на отдых или вдруг придется лечь в больницу, собаку возьмут на передержку. В любое время дня и ночи обещают поддержку и консультацию специалистов. Только одно «но»: дают щенка на время -- на год или чуть больше. Пока он не станет способен к обучению на поводыря.
Итак, мы бесплатно получаем замечательную собаку! Сможем попробовать свои силы, посмотреть, как дети будут с ней общаться. А если не справимся, ее заберут обратно, и нас никто за это не осудит (так было написано на сайте центра).
Авва КесяСозвонившись с Еленой Орочко, руководителем центра, мы узнали, что как раз сейчас есть на примете собака, которую предложили заводчики, и после проверки ее профпригодности на поводыря можно будет забирать. Прождав недели две, мы позвонили. Оказалось, тот щенок не подошел (как и второй, и третий). Далеко не каждая собака может быть поводырем -- от них требуются уравновешенность, смелость, коммуникабельность.
Наконец Елена сообщила, что можно ехать к заводчице. Кесси (Кесси Аленький Цветочек, так звучит полное имя), ослепительно красивая, бело-золотистая лабрадорша четырех месяцев от роду, встретила нас спокойно: лежала и смотрела удивительно умными глазами. А потом… встала и сделала лужу прямо на полу. «Самое время передумать», -- засмеялась Елена.
Но гораздо больше, чем лужа на полу, я опасалась, как щенка примут дети. Младший, двухлетний, обожает животных, на улице не пропустит ни одну собаку, но он же и бессовестно тискает всех знакомых четвероногих. Старший же, четырехлетний, может быть даже агрессивен к щенку. Не будут ли они ее мучить? Не испугают ли своими воплями?
Ребята были от «аввы Кеси» (так ее назвал младший) в восторге. А она от детей в еще большем -- стоило ей увидеть ребенка на улице, как она тут же бросалась со всех лап здороваться. От этого нам предстояло ее отучать: собака-поводырь должна спокойно реагировать на все на своем пути, в том числе на собак и детей.
Поначалу Кесси несколько раз опрокидывала ребят, пытаясь облобызать. Один раз это произошло на улице, и Ваня ударился головой об асфальт. Второй раз не повезло Тише: Кесси подпрыгнула и лапой расцарапала ему щеку в трех миллиметрах от глаза.
Нас это напугало, но от прыганья Кесси довольно быстро отучилась. Гораздо сложнее оказалось научить детей вести себя с собакой благопристойно. Периодически они все-таки пристают к ней: Ваня то сядет, то ляжет на нее и никак не может оставить в покое Кессины хвост и уши. Она же терпеливо все переносит.
Собачья жизньНам попалась действительно очень спокойная и умная собака, хлопот с ней не так уж и много. Но какие-то сюрпризы она все же преподносит. Однажды мы забыли закрыть дверь (мы живем в Подмосковье в частном доме), Кесси потерялась и чудом попалась на глаза нашим знакомым уже довольно далеко от дома.
Страшная беда для собак -- битые бутылки. Такие раны долго заживают, а если повредится сухожилие, то собака может даже начать хромать. Постоянно слыша от знакомых собачников об очередной порезанной о стекло лапе, я очень надеялась, что нас эта беда минует. Но вот и Кесси пополнила ряды животных, пострадавших от людского свинства.
Беда подстерегала на речке. Мы сразу пошли домой, осмотрели порез, но ничего не поняли -- кровь, шерсть, кожа... Сразу позвонили врачу из центра: «Идти может? Значит, сухожилие не задето. Кровь течет сильно? Наложите жгут выше пореза -- он есть в любой автомобильной аптечке! Или можно взять резинку из трусов. Сейчас приеду зашивать». Зашивали рану без обезболивания (от новокаина кровотечение усиливается). Кесси проявила мужество: поскуливала только, когда врач шила, в остальное время -- дрожала от страха, но повиливала хвостом, как будто хотела сказать: «Знаю, знаю, что вы хотите мне помочь!»
Поначалу очень удивляло внимание прохожих к Кесси на улице. Подумать только, вот наши маленькие дети, насколько они лучше собаки, но никогда не вызывали такого восторга! Учимся не реагировать на пристальное внимание к своей особе и тем более не принимать никаких подачек -- увы, многие радости собачьей жизни поводырю недоступны.
По улице меня водили
Я попросила разрешения пройти с какой-нибудь обучающейся собакой небольшой маршрут. Наша Кесси пока для этого мала, и мастер-класс мне давала лабрадор Женевьева или попросту Жека. На собаке специальное обмундирование -- шлейка, состоящая из мягких ремешков и прикрепленной к ним жесткой дуги, за которую я должна держаться. Мне вручают белую трость и светонепроницаемые очки. Дрессировщик Галина заверяет: если что -- она подстрахует. Я надела очки и… мир вокруг исчез! Только что передо мной была ровная дорога, шли люди, я думала, будет совсем несложно, но теперь страшно даже сделать шаг. «Давайте, командуйте собаке: “Вперед, работа!” -- и идите за ней!» -- торопит Галина. «Вперед… работа…» -- бормочу я; хорошо, что собака, в отличие от меня, сомнений не испытывает. Шлейка потянула меня вперед. Некоторое время я шагаю, крепко зажмурив глаза, хотя очки и без того не дают возможности видеть абсолютно ничего. Неожиданно дуга шлейки уперлась мне в руку, и я по инерции чуть не ушла вперед собаки. Но та стоически выдержала мой порыв и осталась на месте, удержав и меня. Оказывается, она остановилась перед проезжей частью. Постепенно я привыкаю, хотя воображение по-прежнему рисует жуткие преграды на пути, с которыми я неминуемо столкнусь, и никакой поводырь меня не спасет.
Я то и дело спотыкаюсь, наступаю собаке на лапы, когда она останавливается перед ямкой на тротуаре или выступающей крышкой люка. Жека аккуратно отводит меня от опасностей, но я едва за ней успеваю и мешаю выполнять ее обязанности. Когда, после получаса мытарств, мы доходим до конечного пункта (скамейка возле магазина), я уже не знаю, кто больше рад завершению маршрута, я или собака. По-моему, она очень счастлива, что отделалась наконец от такого бестолкового подопечного.
Время бежит быстро, и скоро настанет час, когда придется нам расставаться и с нашей воспитанницей. Хотя мы привыкли к Кесси и полюбили, хочется, чтобы она приносила пользу тому, кому так нужна.
Нам говорят: «А как же дети? Для них это будет травма». Мне кажется, дети воспринимают все проще, к тому же мы им с самого начала сказали, что собака немного поживет у нас, а потом отправится помогать людям.
Собственно, Тиша мне уже давно заявил: «Когда мы отдадим Кесси слепому, то купим себе овчарку!»
Собака-поводырь доведет до храма
Как слепому с собакой-поводырем посещать богослужения, если в храм собакам вход воспрещен? Отвечает иерей Сергий БЕЛОВ, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках и духовник группы милосердия при этом храме:
-- У нас есть один такой прихожанин. Он живет далеко, собака переводит его через несколько переходов, а у храмовых ворот он ее привязывает и дальше уже идет сам или его проводят другие прихожане. Собака-поводырь смирно сидит на месте и ждет его, ни на кого не лая и никому не мешая. Если человек в сопровождении собаки-поводыря хочет зайти в незнакомый храм, он должен объяснить свою ситуацию и оставить пса там, где ему укажут. |
Вероника БУЗЫНКИНА
Фото Евгения ГЛОБЕНКО
См. также:
Собаки со сложной профессией
Версия для печати
Тэги:
Благотворительность и милосердие