Что представляла собой речь апостолов, когда на них сошел Святой Дух и они заговорили «языками»? Были ли это многие иностранные языки или некий общий праязык, который, по Библии, утратили строители вавилонской башни? Какие знания (или предположения) есть у лингвистической науке о едином праязыке?Мнение Якова Георгиевича ТЕСТЕЛЬЦА, профессора Института лингвистики РГГУ.Сошествие Святого Духа. Маэста, алтарь сиенского кафедрального собора, оборотная сторона, Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311гг.
— Рассказ из второй главы «Деяний Апостолов» традиционно сопоставляется с рассказом одиннадцатой главы книги Бытия о строительстве вавилонской башни, в результате которой Бог сделал так, чтобы люди заговорили на разных языках и «один не понимал речи другого». Исследователи предполагают, что под башней имелось в виду храмовое здание типа огромного зиккурата, посвященного вавилонскому богу Мардуку.
Смысл противопоставления ясен: Дух побеждает последствия древней языческой горды-ни, преодолевает чуждость и разделение: люди, говорящие на разных языках, вновь чу-десным образом понимают друг друга.
Список, который приводит автор «Деяний», включает народы, говорившие на языках нескольких семей. Например, парфяне и мидийцы говорили на диалектах древнеперсидского языка, относящегося к индоевропейской семье – той самой, к другим ветвям которой относились латинский и греческий. Жители Месопотамии, иудеи и арабы говорили на семитских языках; язык египтян, предок коптского, был отдаленно родственен семитским и представлял собой особую ветвь афразийской макросемьи. Эламиты говорили на эламском языке, родственные связи которого до сих пор не выяснены.
Профессиональные лингвисты вовсе не рассматривают языковое разнообразие как бедствие или наказание, – точно так же как биологам было бы странно жаловаться на разно-образие видов. Наоборот, лингвисты торопятся, пока еще возможно, изучить и описать исчезающие языки. Языки, хотя они живут гораздо дольше людей, тоже умирают, и эпоха глобализации сопровождается их массовым исчезновением. Из приблизительно 5000 языков, на которых говорит сейчас население Земли, по неутешительным прогнозам, через 50 лет останется не больше половины. Подавляющее большинство языков мира – это языки небольших народов, бесписьменные, они не обладают высоким престижем и используются только в быту. Люди, говорящие на этих языках, обычно не ценят их и даже рассматривают как помеху в получении образования и в карьере. Однако исчезновение любого языка, даже такого, на котором говорит всего несколько сотен человек, – катастрофа, такая же, как исчезновение любого вида животных или растений, занесенных в «Красную книгу».
Каждый человеческий язык, неважно, говорит ли на нем миллиард человек или всего не-сколько десятков, – это поразительно сложная и эффективно функционирующая система, содержащая уникальную информацию о мышлении и культуре того народа, который на нем говорит. И даже в самых, казалось бы, хорошо изученных языках до сих пор обнаруживаются загадки и неразрешенные проблемы, ставящие в тупик исследователей.
Вопреки распространенному предрассудку, не существует никаких «примитивных» языков – бесписьменные языки австралийских аборигенов, африканских пигмеев или индейцев амазонской сельвы так же бесконечно сложны и интересны, как и языки народов, создавших великую письменную культуру. Язык, на котором люди перестали общаться, утрачивается навсегда – от него остается только то немногое, что успевают зафиксировать языковеды: словарь, очерк фонетики и грамматики, записанные тексты. О том, что такое языковое разнообразие и как оно изучается, можно узнать, например, из замечательной популярной книги чл.-корр. РАН Владимира Плунгяна «Почему языки такие разные?» (2-ое издание в 2001 г.).
Разнообразие языков Земли – одна из величайших мировых загадок, и у лингвистов нет общепринятого объяснения, отчего оно вообще возникло. Могло быть так, что все люди на протяжении всей истории человечества говорили бы на одном языке, – по крайней мере в том, что касается основной лексики, фонетики и грамматики, и в таком случае мы считали бы, что все его основные характеристики генетически запрограммированы. Согласно мнению наиболее известного современного лингвиста, американца Ноама Хомского, основы структуры человеческого языка действительно заложены генетически. (С популярным изложением этой теории можно ознакомиться по книге американского лингвиста Марка Бейкера «Атомы языка», изданной по-русски в 2003 г.)
Важнейший факт состоит в том, что по каким-то не вполне понятным причинам все языки со временем очень медленно, но неуклонно изменяются, и поэтому люди, первона-чально говорившие на одном языке – славяне, германцы, тюрки, полинезийцы… – утратив возможность постоянного контакта друг с другом в результате переселений, постепенно накапливают языковые различия, и в конце концов их языки становятся взаимно непонятными.
В некоторых местах Земли наблюдается уникальное языковое разнообразие, когда в каж-дой деревне говорят на своем диалекте или языке. Например, в небольшом Дагестане говорят фактически на 50 языках, что невероятно много даже по сравнению с другими частями многоязычного Кавказа, а на острове Новая Гвинея – на 800 языках.
Языковое разнообразие, вероятно, появилось вскоре после возникновения языка. Нет еди-ного мнения специалистов по поводу того, когда возник человеческий язык, но это произошло явно не позже так называемой верхнепалеолитической революции около 50 000 лет назад, когда, по мнению многих антропологов, одновременно с несколькими технологическими прорывами окончательно устанавливаются так называемые культурные универсалии – изобразительное искусство, музыка, религия, погребальные практики, фольклор, юмор, игры, кулинария.
Существовал ли первоначально единый язык? Специалисты по дальнему родству склоняются к идее моноцентризма, то есть к тому, что по крайней мере большинство известных языков восходят к одному языку-предку, – хотя доказать эту гипотезу при современном уровне сравнительно-исторического языкознания невозможно. Однако этот общий язык-предок не обязательно совпадал с первым языком человечества, так как мог возникнуть значительно позже, если от остальных языков не сохранилось потомков. Сравнительно-историческое языкознания сейчас может реконструировать элементы исторически не засвидетельствованных языков, отстоящих от нас на 4–6 тыс. лет (праиндоевропейский, прасемитский, прауральский и др.). Возможна, хотя и более гипотетична реконструкция праязыков так называемых макросемей, отстоящих от нас на 10–15 тыс. лет. Однако эти хронологические уровни очень далеки от уровня языка-предка всех существующих языков – реконструировать язык на глубине 20, 30 или 40 тысяч лет лингвисты пока не могут, поэтому моноцентризм остается всего лишь гипотезой.
Наука не занимается чудесами, она предпочитает иметь дело с повторяющимися и воспроизводимыми явлениями. Поэтому не у лингвистов надо искать ответ на вопрос, что именно произошло в тот день в Иерусалиме, – например, получили ли апостолы дар мно-гоязычия или, наоборот, их слушатели – дар понимания чужого языка?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Единственная неудача апостола Павла В контексте скандалов, неожиданно свалившихся на Церковь, и споров вокруг «немиссионерского» поведения некоторых защитников Церкви, «Нескучный сад» задался вопросом: как выглядела церковная миссия во времена апостолов? Всегда ли она была успешна? Ответить на эти вопросы постарался магистр богословия и доцент кафедры библеистики ПСТГУ Антон НЕБОЛЬСИН.
Зачем пришел Святой Дух? Что онтологически нового для человека в том, что ему был ниспослан Святой Дух? Что изменилось в апостолах? И как нам воспринять дары Святого Духа?
Священная игра слов. На каких языках заговорили апостолы Рождению Церкви содействовало двойное чудо: сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков и дарование им возможности проповедовать на различных языках и быть услышанными всеми народами. Как это событие преломляется в песнопениях праздника, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Сергей Кравец: «Это иллюзия, что мы знаем православное вероучение» Энциклопедии – это шпаргалки человечества. Тот, кто их составляет, должен уметь компоновать максимальное количество информации в максимально сжатом виде. То есть обладать знаниями сборной академиков и хитроумием студента, располагающего весь университетский курс на одном носовом платке. Корреспондент «НС» встретился с главным российским специалистом по сохранению фактов, руководителем «Православной энциклопедии» и «Большой российской энциклопедии» Сергеем КРАВЦОМ
Почему физики воюют с теологами? Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Испытание эволюцией Наука находит все новые подтверждения эволюционной теории. Если верить некоторым современным ученым, человек как существо уникальное в ближайшее время окончательно сдаст свои позиции, превратившись просто в продвинутую обезьяну. Не пора ли переписать богословие, опираясь на последние научные данные?
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
Профессор Дитер Хаттруп представил москвичам «нового Дарвина» 31 января в Центральном доме журналиста была прочитана лекция «Дарвин как отец Церкви». Своим взглядом на соотношение современной естественной науки и христианского мировоззрения поделился доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) католический священник Дитер Хаттруп
Богослужебные тексты для общего народного пения: День Святой Троицы. Пятидесятница (22 - 23 июня 2013 г.) Службы Пятидесятницы объединены прекрасной молитвой «Царю Небесный», которую после десятидневного перерыва вся Церковь будет петь в конце утрени и в начале великой вечерни.
На утрене также поются два канона праздника. Их авторы – великие поэты-гимнографы. Первый канон – гимн Святому Духу и «богословская хроника» Его схождения – написан св. Космой Маюмским; второй – св. Иоанном Дамаскиным. Оба канона – в ПДФ-приложении к тексту.
Климат в разбалансе Климат меняется — признают ученые. Связано ли глобальное потепление с делами рук человеческих или это естественные колебания? Кому выгодно спекулировать на «потеплении» или «похолодании»? Отвечает Алексей КОКОРИН, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF, кандидат физико-математических наук.
Наука и вера: диалог 2.0 Ведущие ученые читают преподавателям православных академий и семинарий лекции по физике элементарных частиц, наномедицине и океанологии. В программе – астрономия, химия, эмбриология. При этом ученые не обязаны делать скидки на мировоззрение слушателей: эволюция – значит, эволюция.
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Существует ли христианская психология? 24 января в рамках ХХ Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол по теме «Святоотеческая психология и нравственные проблемы современной жизни (вера - наука - психология человека)». Вели заседание митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий и ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор В. В. Рубцов
Попытки разобраться в «детстве падшего человечества» Как совместить данные наук и Священного писания? Почему в рисунках древних людей нет сцен убийства? Какое открытие в археологии может привести к революции в науке? Об этом и много другом говорили на конференции в Троице-Сергиевой лавре
Церковь выскажется о соотношении науки и веры Межсоборное присутствие разрабатывает концептуальный документ, который опишет взаимоотношения науки и религии с точки зрения Православной Церкви – об этом рассказал протоиерей Владимир Шмалий. Новый документ не будет апологетической декларацией, утверждает он.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.