25 января в крипте храма св. Иоанна Предтечи при Общецерковной аспирантуре в рамках XXI Рождественских чтений состоялся круглый стол: «Диалог науки и религии: российский и зарубежный опыт».
«Одной из центральных проблем богословского диалога на Западе сегодня остается вопрос редукционизма, принятого в естественных науках. – считает протоиерей Димитрий Кирьянов, физик по образованию, заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии, кандидат философских наук и выпускник Московской духовной академии. — Методологически редукционизм предполагает изучение окружающего мира через разделение его на части и сводит законы высшего порядка к низшим, когда работа живого организма понимается как производная от работы его клеток, или физика макромира сводится к изучению поведения атомов».
С позиций редукционизма иерархия мира такова: сперва физический мир, потом мир животный и мир человеческой культуры. Законы каждого последующего уровня определяются предыдущим, — объясняет отец Димитрий. — Где в этой схеме место для богословия? Некоторые западные богословы, как следует из доклада тобольского священника, видят в церковном богословии звено, завершающее описанную пирамиду, другие исходят из того, что богословие не венчает пирамиду, а целиком объемлет иерархию, взаимодействуя со всеми тремя ее уровнями. В ключе названных концепций часть западных богословов предлагают так называемую “квантовую модель божественного действия”. Эту теорию они конструируют как раз с помощью «нижних слоев» пирамиды, то есть законов квантовой физики.
Классическая физическая наука от эпохи Просвещения унаследовала представления о незыблемости законов физического мира, богословы XIX века отвечая на этот вызов, видели в этих законах некую тварную реальность, созданную Богом, и отражающую его предвечный промысел о мире. («Бог создал физические законы»). Квантовая теория существенно корректирует эти представления, позволяя божественному промыслу «вмешиваться» в действие привычных нам законов физики, — во всяком случае, именно так считают некоторые западные специалисты.
«Когда мы говорим о диалоге богословия и науки, мы сталкиваемся с проблемой нехватки переговорщиков со стороны Церкви, людей, одинаково хорошо разбирающихся в естественных науках и богословии. Двойных специалистов в нашей стране не так уж и много, и практически все они собрались сегодня здесь, разве что кроме отца Кирилла Копейкина», — с иронией заметил по ходу конференции проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, выступивший в роли ведущего и модератора круглого стола.
В крипте храма св. Иоанна Предтечи при Общецерковной аспирантуре, действительно собралось немногим более двадцати человек. Протоиерея Кирилла Копейкина, директора Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета и доцента СПбДА, не было, он не смог принять участие в работе круглого стола. Но несмотря на это конференция все-таки собрала весьма представительный круг участников. Среди представителей духовных и светских учебных заведений в дискуссии приняли участие Алексей Бодров, ректор Библейско-богословского института им. Андрея Первозванного, Владимир Катасонов, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры, преподаватели МИФИ, Свято-Филаретовского университета, философ и член Библейско-богословской комиссии Аркадий Малер.
Общий пафос прозвучавших докладов подытожил в своем выступлении Владимир Катасонов: «Вопрос диалога, – по его мнению, — это не вопрос спора между богословием и наукой. Богословие не воюет с наукой, а помогает ей понять свои границы, помогая ученому осознать, где заканчиваются рациональные методы познания. Нужно освободиться, как говорил Хомяков, от немецкого предрассудка, что слово науки это и есть истина. Для того чтобы в этом убедиться, можно просто обратиться к изучению истории науки. Другое дело, что в России нет современных книг по истории, скажем, физики, а те которые были давно уже устарели».
Кроме того в ходе дискуссии прозвучали и некоторые «частные мнения», так, отец Димитрий Кирьянов поделился личным ощущением, сложившимся у него за годы изучения проблемы, что наши ученые, в отличие от западных, стесняются публично выражать свою позицию и это вредит плодотворному диалогу. «У нас диалог между наукой и богословием маргинализирован. Кроме того, как выпускник физфака, я скажу, что нашим физикам в университетах читается слишком маленький курс философии. Нужно строить какие-то междисциплинарные программы, которые есть на Западе, — убежден отец Дмитрий. – Со стороны Церкви, в то же время, главное – это выработать вдумчивое и уважительное отношение к результатам естественных наук и научиться взаимодействию в общем пространстве».
В ответ на это Алексей Бодров, в прошлом много сотрудничавший со знаменитым Темплтоновским фондом, поддерживающим во всем мире ученых, ведущих диалог с религией, заметил, что на его взгляд диалог между наукой и богословием на Западе не менее маргинализирован, чем в России. За исключением нескольких учебных заведений, по его мнению, защитить диссертацию на «смежные» с религией темы физику проблематично и там.
Библейско-богословский институт, ректором которого является Алексей, уже не первый год занимается изданием зарубежных монографий, посвященных диалогу науки и веры.
Руководитель круглого стола отец Владимир Шмалий выразил Алексею Бодрову особую благодарность за издательские программы института, подчеркнув, что опыт этого учебного заведения теперь обязательно будет востребован, в отличие от предыдущих десятилетий, когда по инертности церковного мышления, духовное образование было не готово ставить вопросы научно-богословского диалога на современном уровне, ограничиваясь апологетикой, сложившейся как семинарская дисциплина еще в XIX веке. « Эта апологетика во многом устарела и вряд ли может в нынешнем своем виде удовлетворить светского ученого», — считает отец Владимир.
Напомним, что ближайшая научная конференция, посвященная диалогу науки и религии, уже не в рамках Рождественских чтений, а как часть научной сессии МИФИ (это своеобразный смотр научных достижений ведущего физического института страны) состоится 4 февраля под руководством митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), ректора Общецерковной аспирантуры, одновременно являющегося заведующим кафедрой теологии, открытой в МИФИ около полугода назад. Ее заседание пройдет с 11:00 до 18:00 в конференц-зале 3-го этажа главного корпуса университета.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Фильм "Вода": документальная ложь Вода -- вещество особое. Достаточно вспомнить освящение «водного естества» Господом в день Богоявления, да и само таинство Крещения -- как рождение свыше -- сопряжено с погружением в святую воду. И потому отвечать на вопрос «что именно неправильно в фильме «Вода»?» -- и легко, и сложно. Если разбирать фильм по деталям, завязнешь во второстепенных мелочах, и это будет своеобразная «системная ошибка» Она не позволит выявить духовную ловушку, которую приготовили авторы этого фильма. Но есть простой и односложный ответ на вопрос «что в фильме неправильно?» и этот ответ -- неправильно все
Наука и религия могут больше не ссориться Что мы знаем о материи, времени и пространстве и отличаются ли они от своего первозданного райского состояния? Почему к физическому микромиру применимо лишь апофатическое, «богословское» описание, почему богословов больше не смущает сходство генома человека и шимпанзе? На эти и другие «почему» есть ответы в новой книге иерея Олега МУМРИКОВА.
Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Почему физики воюют с теологами? Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Испытание эволюцией Наука находит все новые подтверждения эволюционной теории. Если верить некоторым современным ученым, человек как существо уникальное в ближайшее время окончательно сдаст свои позиции, превратившись просто в продвинутую обезьяну. Не пора ли переписать богословие, опираясь на последние научные данные?
Профессор Дитер Хаттруп представил москвичам «нового Дарвина» 31 января в Центральном доме журналиста была прочитана лекция «Дарвин как отец Церкви». Своим взглядом на соотношение современной естественной науки и христианского мировоззрения поделился доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) католический священник Дитер Хаттруп
Куда указывают стрелы времени Мы не можем выскочить из времени, поэтому определить, что оно такое, для нас так же трудно, как в воде взвесить воду. И все же во все века ученые размышляли над этой загадочной категорией, которая позволяет догадываться о том, что лежит вне плоскости нашего мира. Что думают о времени и способах его измерения современные физики и богословы? Есть ли здесь темы, по которым возможен равноправный диалог между наукой и верой?
Климат в разбалансе Климат меняется — признают ученые. Связано ли глобальное потепление с делами рук человеческих или это естественные колебания? Кому выгодно спекулировать на «потеплении» или «похолодании»? Отвечает Алексей КОКОРИН, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF, кандидат физико-математических наук.
Наука и вера: диалог 2.0 Ведущие ученые читают преподавателям православных академий и семинарий лекции по физике элементарных частиц, наномедицине и океанологии. В программе – астрономия, химия, эмбриология. При этом ученые не обязаны делать скидки на мировоззрение слушателей: эволюция – значит, эволюция.
Существует ли христианская психология? 24 января в рамках ХХ Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол по теме «Святоотеческая психология и нравственные проблемы современной жизни (вера - наука - психология человека)». Вели заседание митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий и ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор В. В. Рубцов
Попытки разобраться в «детстве падшего человечества» Как совместить данные наук и Священного писания? Почему в рисунках древних людей нет сцен убийства? Какое открытие в археологии может привести к революции в науке? Об этом и много другом говорили на конференции в Троице-Сергиевой лавре
Церковь выскажется о соотношении науки и веры Межсоборное присутствие разрабатывает концептуальный документ, который опишет взаимоотношения науки и религии с точки зрения Православной Церкви – об этом рассказал протоиерей Владимир Шмалий. Новый документ не будет апологетической декларацией, утверждает он.
Философы науки предложили Церкви объединиться Сразу пять докторов философских наук собрались на круглый стол «Соотношение науки и веры», который прошел в Институте философии РАН 25 января. Д-р Григорий Гутнер призвал Церковь защищать науку, а д-р Владимир Порус – вместе спасать человеческий вид
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.