Сергей РУДОВ, известный российский предприниматель, президент фонда им. преподобного Максима Грека, уже более 50 раз посетил Афон. Как паломничество на Святую гору изменило его жизнь, Сергей рассказал «Нескучному саду».
Занимаясь бизнесом с начала 1990-х, я, наверное, впитал в себя все проблемы и грехи, которые с ним связаны. Я был молод, здоров, богат и даже не смотрел в сторону Церкви. Только когда возникли проблемы с бизнесом и здоровьем, я впервые задумался о духовных вопросах. Наверное, таких, как я, иначе сложно привести к Богу и вере. Наконец, пришло ощущение, что в этой жизни есть что-то более важное, более системное, более правильное. Первый раз зайдя в храм во время Великого поста и увидев людей, стоящих на коленях со свечами в руках, я подумал: какие странные люди, какое непонятное действо (сейчас понимаю, что они читали покаянный канон). После службы я, как и все, подошел к большой почерневшей от древности иконе, побеседовал с ней, наверное, как-то несознательно помолился, пытаясь сформулировать свои проблемы. Через некоторое время эти проблемы разрешились, причем именно так, как хотелось. Было странно, но особого значения этому я не придал.
На Афон я впервые попал в 2000 году, когда владыка Панкратий, игумен Валаамского монастыря, попросил меня его сопровождать. Тогда мы пробыли на Святой горе около двух недель.
Ко времени той поездки у меня уже произошло какое-то обращение в сторону Церкви, к Богу, но чего-то не хватало. Поездка на Афон многое для меня и прояснила, и изменила. Я увидел совершенно иные глаза, совершенно иных людей, каких лично я в то время в России еще не встречал. Конечно, меня это и зацепило, и заставило серьезно задуматься о том, что надо меняться. Это первое впечатление от Афона останется у меня на всю жизнь.
Помню встречу с отцом Иосифом Ватопедским — учеником и биографом великого старца Иосифа Исихаста.
Было такое ощущение, что это общение с Небом, общение с Богом через человека. Когда он вышел к нам, еще даже слова не сказал, у меня просто мурашки по коже пробежали. Передо мной стоял святой человек, через глаза которого я увидел Небо. Я как-то это почувствовал сразу, и уже не нужны были никакие доказательства. В тот момент многие вещи стали для меня понятны без слов. Это была очень яркая встреча. Говорили мы больше о духовном. Помню, я тогда спрашивал старца, будет ли война, апокалипсис. Отец Иосиф отвечал, что война будет. Сроки он не называл, сказал, что во многом это и от нас зависит. Но он остро чувствует преумножение греха в мире. Я спрашивал, нельзя ли как-то спрятаться, может быть, переждать это время. На это он сказал, что от современных средств уничтожения никуда не спрячешься, но Бог есть везде и что спасает не место, а внутреннее устроение. Он дал мне однозначный совет: не дергаться, заниматься тем, чем я занимаюсь, и делать это со страхом Божиим.
Очень проникновенным мне показалось общение с игуменом скита Продром. Ему на тот момент было уже больше 85 лет. Мы беседовали очень долго, а в конце один человек из нашей группы спросил его, давно ли он стал монахом. По своему смирению старец уклонился от ответа, но человек этот не унимался, так что в итоге пришлось ему ответить. И вот игумен говорит: «Я почувствовал себя монахом, когда мне исполнилось 65 лет». За этим последовал вопрос: «А когда же вы пришли в монастырь?» Он сказал: «Я пришел в монастырь, когда мне было 16 лет». То есть этот старец прожил порядка 50 лет в монастыре, не выходя в мир, чтобы в 65 почувствовать себя монахом!
Знакомство со Святой горой стало для меня опорной точкой, с которой начались мои личные изменения. После этого было еще много поездок на Афон — и коротких, на полдня, и долгих, на три недели. И в этих поездках всегда происходило что-то очень важное лично для меня. Это место, которое помогает решить какие-то серьезные вопросы, здесь я всегда успокаиваюсь, начинаю более ясно различать важное и псевдопроблемы. Поэтому любая поездка на Афон — это большое событие в моей духовной жизни. Думаю, что он всегда положительно действует и на других людей. Туда приезжают ради обретения душевного покоя и духовного возрастания. Материальные вопросы — проблемы машин, квартир, домов, яхт и самолетов — многие из паломников давно решили, но, осознав тленность вещей этого мира, они задают вопросы о вечности и ищут путей спасения. Я знаю немало людей, в том числе высокопоставленных чиновников, которые уезжали с Афона со слезами на глазах. Хочется верить, что теперь они будут принимать решения о будущем России, исходя из многовековой православной истории и традиции.
Сегодня в Греции сложилась ситуация, остро напоминающая события начала XX столетия в России, когда наша Церковь явилась жертвой общественно-политических нестроений и подверглась гонениям. Мы уважаем верховенство греческого закона и правосудия, но в то же время считаем необходимым донести до властей идею о недопустимости притеснения Церкви, в особенности Святой горы и ее насельников, в частности неоправданно жестокие досудебные меры по отношению к монахам. Церковь нельзя ставить в крайнюю позицию в политической борьбе и отстаивании различными группами своих интересов. И я в меру своих сил молюсь и за Афон, и за тех людей, которые там живут.
Россия много сделала для греческого народа, и это тоже не нужно забывать. Вспомните Федора Ушакова, основателя конституции Ионических островов, вспомните других наших военачальников или государственных мужей, которые в трудное для Эллады время оказывали грекам необходимую помощь.
И сейчас русские люди едут на Афон, помогают монастырям и деньгами, и своим трудом. Такие поездки зачастую переворачивают сознание людей, которые жили в совершенно другом представлении о мире и о взаимоотношениях между людьми. У нас на Руси, конечно, тоже есть монастыри, но та благодать, которую человек получает на Афоне, ни с чем не сравнима. Наши монастыри все еще находятся в стадии становления после десятилетий безбожной власти. Русские монахи едут на Афон, чтобы перенять монашеский опыт. А паломники ждут от Святой горы возможности духовного самоуглубления, которого сейчас практически нигде нет в России. Афон — место уникальное. Где еще исповедь, не говоря уже о какой-то духовной беседе, может длиться часами? После такого внимательного и сочувственного таинства выходишь совершенно другим человеком!
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Как я нашла духовного отца Наверное, в жизни каждого человека случаются судьбоносные встречи. Правда, понимаем мы это не сразу, а только по прошествии времени. Придя к вере в 18 лет, я искала ответы на множество вопросов, мучилась множеством сомнений. И Господь послал мне удивительного человека, знакомство с которым определило мой жизненный выбор.
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях Владимир БЕРХИН написал для нас эссе "И с тех пор я такой". Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой, какой он великий грешник. Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
И с тех пор я такой Как Вы думаете, что произойдёт с человеком, которому очень долго, подробно, с довольно раннего возраста рассказывают, что он чрезвычайно плох? Более того, любые его усилия по изменению такого положения заведомо обречены на провал? А ведь именно так часто выглядит в Церкви разговор о грехе и покаянии, считает Владимир БЕРХИН.
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Жизнь по Евангелию — раздражает? Все говорят — надо жить по Евангелию. А знают ли они — что это такое на самом деле? Мне в жизни довелось не только увидеть такого человека, но и поработать с ним. В такой ситуации есть только один выход — тоже начать жить по Евангелию. Иначе будешь все время раздражаться на «глупые выходки милосердия» со стороны этого чудика.
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
Письма со Святой Земли В распоряжении нашего журнала оказался интересный документ: подборка писем, посланных из Иерусалима в Москву нашей современницей своим внукам. Описание Святого Града — жанр, уходящий в глубокую древность, в первые века христианства. В письмах, предлагаемых нашим читателям, современные реалии сочетаются с древними, точнее, вечными чертами Иерусалима и Святой Земли. Тем, кто там еще не был, эти письма помогут понять, что чувствует современный православный человек, оказавшийся в местах, про которые всю жизнь читает в Библии.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.