Со 2 по 5 февраля проходил очередной Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Он принял новую редакцию церковного Устава. Что будет, если сравнить его положения с прежним Уставом, проектом Устава, опубликованным летом, а также с постановлениями о церковном управлении Собора 1917-1918 года?
Устав – это своеобразная конституция, определяющая уклад церковной жизни. Если смотреть на него через призму православной историософии, то, как соборный документ, он является плодом коллективного церковного творчества, воплощением соборного церковного разума.
Традиция созывать соборы для принятия ключевых решений в Русской Православной Церкви возродилась сравнительно недавно – в начале XX века, после двухсотлетнего синодального периода. Исторический Поместный собор 1917-1918 года восстановил патриаршество и утвердил документы, ставшие первым современным церковным уставом Российской Церкви. Хотя эти определения, принятые в на фоне революционных потрясений и гражданской войны, по стечению обстоятельств так и не вступили в силу, именно они стали камертоном для церковного права и любимым предметом исследования церковных историков не одного поколения.
В новой редакции Устава, которая была принята на Соборе 2013 года, ключевым изменениям подверглись статьи, связанные с полномочиями Поместного собора и процедурой избрания Патриарха, т.е. важнейшие положения, определяющие устройство высшей церковной власти. Что будет, если их сравнить c текстами начала века или даже предыдущей редакции принятой чуть более десяти лет назад?
Кто будет заниматься богословием?
В предыдущей редакции Устав была принят на Архиерейском соборе 2000 года и незначительно исправлен в 2008-ом и 2011-ом годах. Согласно Уставу, Поместный собор, включающий в свой состав кроме епископов: мирян и представителей священства, – венчал собою всю систему церковного управления.
Высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежала именно ему (гл. II, ст.1). Этой главы и должны были коснуться радикальные изменения.
Летом летом прошлого года был опубликован проект Устава, который рассматривался на Архиерейском Соборе. Он предлагал перепоручить высшую власть в «вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви» Архиерейскому Собору, состоящему только из епископов, оставив мирянам и представителям священства право избрания Патриарха и предоставления автономным Церквам автокефалии.
В Уставе 2000-2011 гг. любое решение по богословским вопросом могло быть отменено архиерейским совещанием, по сути неким «мини» архиерейским собором, чья работа могла протекать внутри Поместного, теперь же эти вопросы и вовсе должны были исчезнуть из его компетенции.
Два высших органа церковного управления должны были поменяться местами. Мы не знаем содержания соборных дискуссий, проходящих по традиции за закрытыми дверями, но отцы нынешнего собора приняли поправки иначе, нежели их предлагал исходный вариант.
Поместный Собор хотя и лишился права непосредственно рассматривать богословские вопросы, приобрел возможость в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением «повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора». То есть возможность отменять спорные богословские постановления, «доработка» которых теперь должна производится хотя и нижестоящим Собором, но с учетом претензий Поместного.
Кому подчиняется Высший Церковный Совет?
Ситуация, описанная в Уставе носит гипотетический характер, так как за всю новейшую историю Церкви сугубо богословские вопросы не рассматривались Поместным Собором (хотя споры были, например, вокруг евхаристической терминологии). Тем не менее, эта поправка сохранила иерархию церковных властей в той форме в которой она существовала последние годы.
Повестку Поместного собора определяет в первую очередь собор Архиерейский, оставляя вышестоящей инстанции право поручать комиссиям Межсоборного Присутствия – консультационного органа при Священном Синоде – разработать к следующему собору проект решения той или иной проблемы.
Межсоборное Присутствие, чей состав избирается Синодом по представлению Патриарха, в закрытом режиме вырабатывает текст. После общественной дискуссии он должен быть утвержден Архиерейским Собором, и потом отправлен на рассмотрение Поместного.
Тут стоит проследить общую схему эволюции церковного управления. Если в постановлениях Собора 1917-1918 года, высшим церковным органом является Поместный собор, на котором сходятся все линии церковной власти (только право суда над Патриархом поручается собору епископов без мирян, как и в нынешнем уставе), то сегодня права Поместного собора между собою делят два: Поместный и Архиерейский. Высшие органы церковной власти, работающие в межсоборный период, сегодня отчитываются не перед Поместным Собором, а перед собором Архиерейским, который и выносит суждения об их работе. В начале века этим занимался Поместный собор, он же частично определял и состав этих органов, в первую очередь Высшего церковного совета, специализирующегося на административных вопросах.
В состав Высшего Церковного Совета, воссозданного Патриархом Кириллом, входят руководители синодальных отделов и комиссий. Если он является неким подобием церковного «совета министров», то Соборы можно сравнить с парламентом, но отчитывается ВЦС уже не перед Собором, а перед Синодом и Патриархом лично.
Состав Синода, сегодня стоящего выше Церковного Совета, а в начале XX в. бывшего его противовесом, определяется Уставом, и включает по должности ряд архиереев, в том числе руководителей ключевых синодальных отделов, а также тех епархиальных архиереев, которых вызывают для временного участия в Синоде.
Синод возглавляется Патриархом, отбирает кандидатов в епископский сан и утверждает архиереев на кафедры, чем де-факто формирует состав будущих архиерейских соборов. Именно он сегодня наравне с Патриархом и Архиерейским Собором имеет право инициировать проведение собора Поместного.
Как избирают Патриарха: и в новой редакции присутствует жребий
Вторым важным документом нового собора стало «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси». В соответствии с ним, Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол, и только потом, трое кандидатур, набравшие большее число голосов, передаются на рассмотрение Поместным собора. Таким образом, первый тур голосования принадлежит архиереям, а Поместный собор участвует лишь во втором туре избрания.
Впрочем Поместный собор может добавить и своего кандидата, решением не менее чем одной четверти своих членов. Поскольку от каждой епархии на собор приезжает по четыре делегата: епископ и три представителя: один от мирян, второй от священства, третий от монашествующих – теоретически консолидированное действие всех монахов, или всех мирян, равно как и всех священников, может «продвинуть» своего кандидата, даже если он был отвергнут голосованием всех архиереев.
Постановления начала века предлагали другую процедуру. Во-первых «Определение о порядке избрания Святейшего Патриарха» образца 1918 года, предполагало иной состав Поместного собора, объединявшего тогда в себе оба тура голосования. В его заседаниях кроме архиереев должны были участвовать представители клириков и мирян – по одному пресвитеру и по два (!) мирянина от каждой епархии, за исключением Московской (от города Москвы три клирика и шесть мирян, плюс по одному пресвитеру и по два мирянина от каждого уезда Московской губернии).
Отдельно монашествующие тут вовсе не упоминаются, кроме наместников лавр и настоятелей ставропигиальных монастырей, входящих в состав Собора по должности. При этом вводится процедура жребия, которым из трех кандидатов, набравших большинство голосов выбирается один.
Именно так патриархом стал святитель Тихон, митрополит Московский, не набравший на соборе математического большинства. В противном случае патриархом стал бы архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий). Интересно, что новый Устав тоже допускает жребий, но только если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов.
В целом же современные поправки перераспределяют права Поместного собора в пользу Архиерейского, закрепляя за епископатом приоритет в области принятия решений.
Хорошо ли это? Стоит вспомнить, что демократичные постановления “революционного” собора позволили в годы советских гонений случиться обновленческому мятежу, что стало одной из причин их фактической отмены патриархом Сергием, как не соответствующих духу времени. Помогут ли последние изменения в Уставе справиться Церкви с новыми вызовами – покажет время. В любом случае, Поместный собор, дата которого пока неизвестна, сможет если не отменить, то как минимум отправить на доработку любые постановления Архиерейского собора несколько дней назад завершившего свою работу и принявшего все названные поправки к церковному уставу.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто.
Прот. Владимир Вигилянский: «Я продолжу заниматься журналистикой и литературной деятельностью» Как сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви, 5 июня 2012 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим распоряжением освободил бывшего главу патриаршей пресс-службы, известного журналиста и церковного публициста протоиерея Владимира Вигилянского от занимаемой должности. Руководителем пресс-службы назначен диакон Александр Волков.
Богословием займутся архиереи Накануне праздника Пятидесятницы на официальных церковных сайтах в Интернете были опубликовано шесть новых документов, подготовленных комиссиями Межсоборного присутствия. Ключевые из них посвящены управленческой реформе, ювенальной юстиции и ИНН
Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия Экономические проблемы Церкви — тема больная. Большинство наших соотечественников убеждены, что деятельность, приносящая прибыль, религиозным организациям не к лицу. На этом охотно играла атеистическая пропаганда. Ни один уважающий себя советский антирелигиозный музей не мог обойтись без стенда, посвященного монастырскому землевладению. Попробуем разобраться, действительно ли Русская Церковь в прошлом была настолько богата?
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Демократия в Церкви: почему священников не выбирают В декабре ушедшего года в интернете появился официальный блог Межсоборного присутствия, позволяющий всем желающим принять участие в обсуждении подготовленных Присутствием документов. Русская Церковь все более открывается миру. Это можно назвать демократизацией, можно - поисками путей возвращения к соборному управлению. Почти век назад Церкви уже пришлось отвечать на вопрос о том, в какой мере демократические институты применимы в церковной жизни.
Что такое митрополичий округ? Завершилась государственная регистрация Митрополичьего округа в республике Казахстан, казахстанский округ стал первым в современной истории русской церкви. Между тем межсоборное присутствие активно обсуждает вопрос о митрополичьих округах, что такое «митрополичий округ» мы спросили игумена Савву (Тутунова), сотрудника Управления делами Московской Патриархии.
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
Все ли так плохо в Церкви? Филолог Александр Кравецкий отвечает журналисту «Коммерсанта»: в Церкви действительно много проблем, но разве может быть иначе? Земная церковь – не самая приятная организация, но другой на земле нет
Патриарх прокомментировал «Квартирное дело» Квартира досталась Патриарху еще до приватизации, а женщина, проживающая там, является его троюродной сестрой. Синодальный информационный отдел подтверждает достоверность сведений, изложенных известным телеведущим Владимиром Соловьевым в эфире «Вести ФМ».
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе 21 августа вместе с добровольцами на строительстве дамб, которые должны защитить Хабаровск от наводнения, работал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Надел футболку, взял в руки лопату и буквально встал плечом к плечу со своей паствой. Публикуем интервью с митрополитом Игнатием, которого наш корреспондент встретила в московском метро
«Нужно беречь Церковь, ибо враг не спит» – глава УПЦ (МП) Украинская ассоциация религиозной свободы и газета «День» посетили в больнице предстоятеля Украинской православной церкви (МП), митрополита Киевского и всей Украины Владимира (Сабодана). Митрополит продемонстрировал светлый ум и незаурядную силу духа. Как и отмечала его пресс-служба, его самочувствие все лучше и лучше. Глава УПЦ согласился ответить на несколько вопросов.
Трудности перевода: за что был уволен архиепископ Александр (Драбинко)? Отстранение архиепископа Александра (Драбинко), одного из самых молодых украинских архиереев, от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, стало настоящим скандалом, и почти единственным решением, принятым на последнем заседании украинского Синода.
Смута в Украине: опять утка? Последние события в Украинской Церкви, ставшие причиной целого шквала публикаций в светских СМИ, как правило украинских, и одновременно причиной напряженного молчания российских изданий, особенно церковных, получили неожиданное продолжение
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.