Пасхальный канон принято читать на Пасху. Пасхальная песнь говорит о победе жизни над смертью, радости над скорбью. Однако в жизни каждого бывает время, не связанное с Великом Постом, когда такая победная песнь может помочь пережить и личную скорбь, вывести из уныния, дать надежду. О том, как о радости воскресения Христова говорят авторы пасхальных песнопений, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС.
«Где твоя, аде, победа?»
Празднование светлого Христова Воскресения начинается уже на вечерне и литургии Великой субботы, которые совершаются в первой половине дня. На них звучат пророчества о воскресении; поются древние хвалебные припевы к песням Моисея и Трех отроков, проводящие прямые параллели между событиями чудесного избавления от смерти в Ветхом Завете и содержанием новозаветной Пасхи Христовой — избавлением всего человечества от рабства греху и смерти; перед чтением Евангелия о воскресении Господнем весь храм переоблачается в светлые одежды.
Но плащаница с изображением умершего Спасителя остается лежать посреди храма на все время литургии и в алтаре до самого праздника отдания Пасхи, напоминая о том, какою ценою нам досталось спасение. Лежа Своим Телом во гробе, Господь Своей Душой сошел в царство смерти и силою Своего Божества упразднил ее власть (ср. Евр. 2, 14). Это одна из основных тем Пасхальной службы, в изумлении останавливающейся перед тайной нашего спасения: Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе! — «Когда Ты, будучи Жизнью бессмертной, спустился в царство смерти, “молнией” Своего Божества Ты умертвил Ад (мифологическая персонификация смерти); когда же Ты еще и мертвых поднял из глубин земли (мифологическое местоположение царства смерти), все Ангельские воинства стали восклицать: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!» (тропарь Великой субботы).
Лев из колена Иудова
Победа Христа над смертью во всей полноте явила Его как истинного Царя, открывающего всем двери Своего царства. Тема «триумфа», т. е. торжественного победного шествия воскресшего Христа, пронизывает многие тексты Пасхального торжества. Прп. Иоанн Дамаскин в первых же строках своего канона приглашает нас петь победную песнь, которой в древности встречали полководца, вернувшегося с победой. А один из праздничных припевов на 9-й песни канона напоминает об исполнении пророчества о Вожде из колена Иудова, метафорически названного львом: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый яко от Иуды лев. — «Уснув (сном смерти), Ты пробудил умерших от самого сотворения мира, царственно рыча как Лев из колена Иудова». (В XX веке этот же образ был использован К. Льюисом.)
Одна из стихир святой Пасхи призывает жен-мироносиц, благовестниц воскресения, обрадовать своим известием царский город Иерусалим, готовя его к торжественной встрече Победителя: …красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя-Христа узрев из гроба, яко жениха, происходяща. Столица готовится встречать Своего Царя с таким же ликованием, как невеста встречает своего жениха.
Однако не только Иудея, но и весь «новый Израиль», все люди приглашаются к радостному участию в новом Царстве Христовом: Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения — Царствия Христова приобщимся… — «В знаменательный день воскресения давайте станем общниками Царства Христова — этого вина, приготовленного из винограда нового урожая, дающего святую радость…»
Высота праздника стирает границы между богатыми и бедными, воздержниками и ленивыми, постившимися и непостившимися, по слову Златоуста: …Вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство. — «…Все воспользуйтесь богатством (Божией) благости. Никто пусть не оплакивает свою бедность, ибо явилось общее для всех Царство».
Пир веры
Последняя тема Пасхального ликования — тема новой Пасхальной трапезы. Эту трапезу Господь учреждает на Тайной вечери, предлагая вместо агнца вкушать Его ломимое на Кресте Тело. Евхаристическая трапеза и есть для нас — Пасха священная («посвященная как жертва»), Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос-Избавитель,… Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.
Вкушение Тела и Крови Христовых становится для нас началом вечного пира в Царстве Божием, где Христос разделяет с нами Чашу нетления, проистекающую от Его гроба: Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа… — «Давайте пить новое питье, не чудодейственно истекшее из бесплодного камня, но поток нетления, изведенный Христом из Своего гроба…» В праздник святой Пасхи Господь, как гостеприимный хозяин, всех зовет насладиться этим пиром христианской веры.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Поем вместе: тропарь «Христос Воскресе» и кондак «Аще и во гроб» В последние скорбные дни Страстной Седмицы готовимся разделить друг с другом пасхальную радость и вместе со всеми петь тропарь и кондак Воскресения Христова. Пример показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО
Поем вместе: Тропарь Пасхи на разных языках Хор факультета церковного пения ПСТГУ и регент Поплия ЛАТИФИ показывают, как спеть «Христос воскресе из мертвых» на грузинском, греческом, латинском и церковнославянском. Также здесь можно скопировать текст «Христос анести», «Христус ресуррексит» и «Кристе Агздга» в оригинальном написании и русской транскрипции. ВИДЕО
Пасхальное Евангелие: истина противостоит закону Пасхальное чтение: «В начале было Слово», пожалуй, самое сложное из всех евангельских текстов. Почему именно этот отрывок, котором даже ничего не говорится про Воскресение, читают на Пасху? О понимании Логоса в античной, ветхозаветной и новозаветной традиции – в комментарии протоиерея Александра ПРОКОПЧУКА, преподавателя ПСТГУ.
Учимся петь: Стихиры Пасхи «Пасха священная нам днесь показася…», – когда хор грянет торжественные стихиры, невольно хочется действительно всех назвать братьями и подпевать радостной песни о женах-мироносицах. А как? Нас научат священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО
Тайные молитвы Евхаристии: почему их не читают громко? Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?
Сретение Господне: Парадокс встречи Кто же с кем встречается в праздник Сретения? Дева Мария и Иосиф со старцем Симеоном, Симеон – с Богом, Старый Завет – с Новым, надежда – с ее оправданием. О парадоксах этих встреч рассказывают сретенские стихиры. Комментируют священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Сретение Господне: Ветхий днями – значит Вечный Стихиру на литии Сретения «Ветхий деньми», в которой песнь св. Симеона «Ныне отпущаеши» сочетается с образами христианского отпевания, комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Можно ли сделать богослужение понятным? "Мы не можем вот так взять тумблером повернуть и перевести на русский язык" -- сказал о богослужении Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл на встрече со Смоленскими студентами. Как сделать богослужение понятным, сохранив церковнославянский язык, и чем именно он сложен, рассказывает Алексей Шмелев завотделом культуры русской речи Института русского языка РАН
Крещенские паремии: истории «про воду» 18 января, в Крещенский сочельник, Литургия Василия Великого начинается с Великой Вечерни, где читаются 13 паремий — текстов Ветхого Завета. Паремия в переводе с греческого — «притча», то есть история с особым смыслом. О чем эти 13 историй и как они связаны с праздником Крещения?
Язык богослужения: Херувимская песнь Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС
Язык богослужения: "житейское море" Жизнь Средиземноморской цивилизации -- финикийцев, греков, римлян и т. д. -- была тесно связана с морем. С водной стихией жизненно необходимо было ладить, чтобы ею пользоваться во благо. Но во все времена морская пучина даже у опытных мореходов вызывала страх, тая в своей глубине непредсказуемую разрушительную силу. Апостол Павел, путешествуя с проповедью христианства по Средиземноморью, трижды терпел кораблекрушение, ночь и день проведя «во глубине морской» (см. II Кор. 11, 25). Как образ моря преломился в богослужебных текстах, пришедших к нам из средиземноморской Византии?
Ирмосы Рождества: история и перевод В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощной начинают петь Рождественский канон. Сначала все понятно: «Христос раждается — славите!» Но чем дальше, тем сложнее. Смысл песнопений поясняет протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории
Современные молитвы: кто автор? Все знают о том, что существуют архитекторы, проектирующие новые храмы, иконописцы, пишущие иконы, и мастера, которые льют колокола. При этом о людях, составляющих новые молитвы и церковные службы, говорят очень редко. И это не случайно
Не все молитвы одинаково душеполезны Как определить каноничность текста? Какой акафист можно использовать в молитвенной практике, а какой — нет? Рассказывает секретарь Саратовской комиссии по канонизации, член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим ПЛЯКИН
Огонь на воде 30 апреля, преодолев часть пути, катер пришвартовался у самодельной пристани недалеко от села Костенки. Прибытия лампады с благодатным огнем ожидали не только местные жители и казачество, но и все обитатели расположенного здесь центра социальной реабилитации при храме Анастасии Узорешительницы - бывшие заключенные, большинство из которых соприкоснулось со святыней впервые
Во Владикавказской епархии возрождается богослужение на осетинском языке Решение о создании специального отдела по переводу Священного Писания и богослужебных текстов на осетинский язык принято на первом епархиальном собрании Владикавказской и Махачкалинской епархии, созданной решением Синода в марте этого года
Вопросы веры: Что значит «зубы грешников сокрушил еси»? На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.