Ответы недовольных Церковью, ее возрастающей общественной ролью показали, что сами представления критиков о том, что такое Церковь, нередко вполне мифические, однако критиковать Церковь им это не мешает.
Почему Церковь — не архаика, почему не должна заниматься только социальной работой, рвется ли Церковь во власть и почему не все Церковь любят?
Отвечает шеф-редактор Русского журнала и директор центра медиаисследований УНИК Александр МОРОЗОВ
– Сначала – о социологии. Вплоть до последней трети ХХ века в течение двух столетий в европейской мысли господствовала идея, что религия «убывает» и в результате когда-либо просто исчезнет. Сейчас этот «секуляризационный» подход пересмотрен даже либеральными интеллектуалами. Особенно после 1991 года. Питер Бергер, Чарльз Тэйлор, Юрген Хабермас – вот немногие, но всемирно известные имена теоретиков, которые предлагают обществам по-новому посмотреть на ситуацию: вера не убывает, временами она переживает «ревитализацию». Хотя религиозные сообщества и должны вступать в коммуникации в пространстве светского государства и говорить на гражданском языке, но Хабермас подчеркивает, что и государство и общественные группы должны понимать, что религиозное содержание не может быть без остатка «переведено» на язык «публичной политики». Голос религиозных общин сегодня надо слушать по-новому.
Второй момент: хотя XIX- и первая половина ХХ века были периодом доминирования сторонников секуляризации, но в конце столетия обнаружилось, что во всех глубоко модернизированных, суперсовременных обществах – религиозная мотивация, жизнь религиозных общин играют огромную роль в построении публичного пространства, в политике, в общественных стратегиях. Католики во Франции и Испании, раввинат в Израиле, христианские фундаменталисты в США, евангелики, с огромной энергией благоустраивающие жизнь нового среднего класса в Латинской Америке и т.д. – роль религиозной мотивации среди национальных элит в действительности нигде не снизилась. Все это дало основание современным теоретикам модернизации придти к выводу, что религия не является препятствием для модернизации.
Что касается Русской Православной Церкви в современной России и отношения к ней. Думаю, тут две стороны. Мне кажется, что отношение широких групп населения все постсоветское двадцатилетие только улучшалось. В начале 90-х Православие было, можно сказать, «новой религией» для миллионов людей – из-за длительной политики атеизации в СССР. Теперь выросло новое поколение: мы видим в храмах, на паломнических маршрутах огромное количество молодежи, молодых семей с детьми. Главной площадкой «ревитализации» (так это называют западные социологи) становятся крупные, современные города. В церковной жизни сегодня участвуют молодые, успешные в социальном плане, активные молодые группы. В малых городах молодые воцерковленные предприниматели чаще всего и оказываются главными моторами восстановления благоустроенной жизни для своей родной территории. Таких примеров сейчас очень много. Если раньше общим местом было противопоставление «протестантской этики» как эффективной – всем остальным, то сейчас видно, что в России заново складывается трудовая и деловая этика, опирающаяся на веру. Понятно, что для большинства русских эта вера укоренена в Русской Православной Церкви. И это вовсе не архаическая, изоляционистская этика. Это – активная и современная этика.
Вторая сторона – церковная иерархия. Ухудшается ли отношение к епископату, архиереям, к высшим руководящим группам, которые, собственно говоря, и оказываются представителями РПЦ в медиа? Трудно сказать. На этот счет не проводилось никаких соцопросов. Поскольку «злоба дня» всегда довлеет, то кажется, что сегодня епископат критикуют очень резко. Но сейчас мало кто помнит, какой гигантской критической кампанией в СМИ сопровождалась постройка храма Христа Спасителя при патриархе Алексее II, какие были жесткие публикации о налоговых льготах для РПЦ во времена Ельцина, какие схватки шли в СМИ в середине 90-х из-за «новых религиозных движений». В те времена обвинения в «сращивании» Церкви и государства были еще более громкими, чем сегодня. Заметим, что у СМИ – своя общественная функция. И она тоже должна признаваться. Епископат, как например, и государственные чиновники, должны спокойно относиться к роли прессы в демократическом обществе. Даже и тогда, когда пресса к ним несправедлива.
Коротко говоря, в социальном плане вера, идентификация себя как человека религиозного – это важный фактор для той точки исторического пути, в которой Россия находится сейчас. Возрастает цена самостоятельной личности, способной к активному действию из собственных, а не только социальных мотиваций. Эта самостоятельность почти всегда имеет укорененность в трансцендентальных основаниях. История показала, что если человек без остатка помещает себя только в горизонт имманентного, социального, то ему не хватит сил для осуществления своей жизненной миссии.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
О Церкви, митингах и христианском социализме Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с “Нескучным садом” поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук
Наутро после выборов Что страна проснулась – это только ленивый теперь не сказал. Но как она проснулась, от какого сна, почему именно теперь? И чего ждать после пробуждения? О жизни после выборов - публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
За что надо судить группу «Pussy Riot»? Александр Щипков считает, что если оценивать «панк-молебен» в храме Христа Спасителя с религиозной точки зрения – эта выходка лишь проявление духовной инфантильности. Но с правовой точки зрения, организаторов «молебна» должны судить за «разжигание межрелигиозной розни». Совсем недавно прокуратура квалифицировала их действия, как «хулиганство» и завела на девушек уголовное дело.
Сергей Чапнин: Два вопроса Владимиру Путину Прошли сутки после выборов президента России. Нервы, страсти, даже слезы – всё позади. Победа Путина очевидная. И как гражданин России итоги выборов я под сомнение не ставлю. Да, будем следующие шесть лет, если Бог даст, жить с этим президентом. Но это не значит, что у меня к Путину нет вопросов. И, пожалуй, два из них я хотел бы ему задать.
Услышьте нас! Андрей ДЕСНИЦКИЙ: В последние три месяца нам много раз обещали дать конфетку, а кто не послушается, тому ремня. Выборы прошли, власть сумела показать свою силу. Но проблемы-то остались, и сейчас самое время начать действительный, не показушный диалог по этим самым проблемам
«За честные выборы»: Кто и зачем вышел на Пушкинскую площадь? Четверо участников митинга «За честные выборы», который прошел вчера на Пушкинской площади, рассказали — против чего они протестуют, боятся ли революции и на какой результат рассчитывают
Выложен PDF майского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами майский номер "Нескучного сада". Тема номера - Христианство и социализм
Лития у Мавзолея Необычный пикет прошел в воскресенье на Красной площади: православные миряне помолились об упокоении захороненных в Кремлевской стене. Зачем – рассказывает инициатор акции
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
Падение режима Асада угрожает сирийским христианам Революционные события в Сирии угрожают христианскому меньшинству. 9 февраля в РИА Новости российские и немецкие специалисты поделились своими соображениями относительно перспектив сирийского кризиса
Молебен – это не коронация, или Почему Церковь будет молиться за Путина? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 мая совершит в Кремле молебен по случаю инаугурации избранного президента Владимира Путина Предстоятель РПЦ будет испрашивать Божьего благословения на служение президента Отечеству и народу
Чем лечить поствыборную ненависть? Митинг на Пушкинской показал, что митингующих стало в 5 раз меньше. Одновременно их риторика стала злее, а на сетевых площадках вчерашние наблюдатели стали призывать к революции. Что может сделать Церковь, чтобы уменьшить количество ненависти?
Владимир Легойда: функции наблюдателя на выборах не входят в функционал пастыря На предстоящих Рождественских чтениях будет обсуждаться нынешняя гражданская активность. Семинар «Церковь во время политических кампаний» пройдет в Андреевском монастыре. «Церковь в политической власти не заинтересована», -- подчеркнул, анонсируя программу Чтений, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.