На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 9 (68)'2011

Мифы о Церкви устарели


Версия для печати
08.08.11, 10:08

Ответы недовольных Церковью, ее возрастающей общественной ролью показали, что сами представления критиков о том, что такое Церковь, нередко вполне мифические, однако критиковать Церковь им это не мешает.

Почему Церковь — не архаика, почему не должна заниматься только социальной работой, рвется ли Церковь во власть и почему не все Церковь любят?

Отвечает шеф-редактор Русского журнала и директор центра медиаисследований УНИК Александр МОРОЗОВ

– Сначала – о социологии. Вплоть до последней трети ХХ века в течение двух столетий в европейской мысли господствовала идея, что религия «убывает» и в результате когда-либо просто исчезнет. Сейчас этот «секуляризационный» подход пересмотрен даже либеральными интеллектуалами. Особенно после 1991 года. Питер Бергер, Чарльз Тэйлор, Юрген Хабермас – вот немногие, но всемирно известные имена теоретиков, которые предлагают обществам по-новому посмотреть на ситуацию: вера не убывает, временами она переживает «ревитализацию». Хотя религиозные сообщества и должны вступать в коммуникации в пространстве светского государства и говорить на гражданском языке, но Хабермас подчеркивает, что и государство и общественные группы должны понимать, что религиозное содержание не может быть без остатка «переведено» на язык «публичной политики». Голос религиозных общин сегодня надо слушать по-новому.

Второй момент: хотя XIX- и первая половина ХХ века были периодом доминирования сторонников секуляризации, но в конце столетия обнаружилось, что во всех глубоко модернизированных, суперсовременных обществах – религиозная мотивация, жизнь религиозных общин играют огромную роль в построении публичного пространства, в политике, в общественных стратегиях. Католики во Франции и Испании, раввинат в Израиле, христианские фундаменталисты в США, евангелики, с огромной энергией благоустраивающие жизнь нового среднего класса в Латинской Америке и т.д. – роль религиозной мотивации среди национальных элит в действительности нигде не снизилась. Все это дало основание современным теоретикам модернизации придти к выводу, что религия не является препятствием для модернизации.

Что касается Русской Православной Церкви в современной России и отношения к ней. Думаю, тут две стороны. Мне кажется, что отношение широких групп населения все постсоветское двадцатилетие только улучшалось. В начале 90-х Православие было, можно сказать, «новой религией» для миллионов людей – из-за длительной политики атеизации в СССР. Теперь выросло новое поколение: мы видим в храмах, на паломнических маршрутах огромное количество молодежи, молодых семей с детьми. Главной площадкой «ревитализации» (так это называют западные социологи) становятся крупные, современные города. В церковной жизни сегодня участвуют молодые, успешные в социальном плане, активные молодые группы. В малых городах молодые воцерковленные предприниматели чаще всего и оказываются главными моторами восстановления благоустроенной жизни для своей родной территории. Таких примеров сейчас очень много. Если раньше общим местом было противопоставление «протестантской этики» как эффективной – всем остальным, то сейчас видно, что в России заново складывается трудовая и деловая этика, опирающаяся на веру. Понятно, что для большинства русских эта вера укоренена в Русской Православной Церкви. И это вовсе не архаическая, изоляционистская этика. Это – активная и современная этика.

Вторая сторона – церковная иерархия. Ухудшается ли отношение к епископату, архиереям, к высшим руководящим группам, которые, собственно говоря, и оказываются представителями РПЦ в медиа? Трудно сказать. На этот счет не проводилось никаких соцопросов. Поскольку «злоба дня» всегда довлеет, то кажется, что сегодня епископат критикуют очень резко. Но сейчас мало кто помнит, какой гигантской критической кампанией в СМИ сопровождалась постройка храма Христа Спасителя при патриархе Алексее II, какие были жесткие публикации о налоговых льготах для РПЦ во времена Ельцина, какие схватки шли в СМИ в середине 90-х из-за «новых религиозных движений». В те времена обвинения в «сращивании» Церкви и государства были еще более громкими, чем сегодня. Заметим, что у СМИ – своя общественная функция. И она тоже должна признаваться. Епископат, как например, и государственные чиновники, должны спокойно относиться к роли прессы в демократическом обществе. Даже и тогда, когда пресса к ним несправедлива.

Коротко говоря, в социальном плане вера, идентификация себя как человека религиозного – это важный фактор для той точки исторического пути, в которой Россия находится сейчас. Возрастает цена самостоятельной личности, способной к активному действию из собственных, а не только социальных мотиваций. Эта самостоятельность почти всегда имеет укорененность в трансцендентальных основаниях. История показала, что если человек без остатка помещает себя только в горизонт имманентного, социального, то ему не хватит сил для осуществления своей жизненной миссии.

Почему Церковь не любят?Почему Церковь не любят (2)?Почему Церковь не любят (3)?

Версия для печати

Тэги: Общество  Политика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.