В «НС» появилась новая рубрика, посвященная современной школе. Эта тема давно уже стала одной из главных: реформа школьного образования и новые образовательные стандарты будоражат общественность не меньше, чем введение в России ювенальной юстиции. Все это напрямую касается всех нас, потому что касается наших детей, вне зависимости от того, где они учатся, в православной школе, частной или обычной районной.
Новая рубрика запускается при поддержке ОТП Банка. В связи с этим мы попросили ответить на насколько «школьных» вопросов президента, председателя правления ОТП Банка Алексея КОРОВИНА.
-- Есть ли в бизнес-сообществе желание помогать отечественному образованию? Какие-то приоритеты в этой области? Должны ли они быть?
-- Деловое сообщество крайне заинтересовано в росте благосостояния граждан и в гармоничном развитии страны. Улучшения в сфере образования -- прямой к этому путь. Бизнесу нужны хорошо подготовленные, стремящиеся к самореализации и профессиональному росту сотрудники, заинтересованные в долгосрочных отношениях с работодателем. Но не только. Так, для финансовых институтов важен и общий уровень финансовой грамотности населения, включающий, в частности, ответственный подход к кредитованию.
В рамках поддержки благотворительных программ ОТП Банк сделал ставку на ряд критериев. Мы стремимся оказывать помощь в сфере образования многодетным православным семьям. Безусловно, мы не отказываем в помощи и другим семьям, но приоритет поставлен именно таким образом. Почему? Дело в том, что именно большие семьи, воспитывающие детей в твердых традициях православной нравственности, способны, по нашему мнению, стать фундаментом будущей России -- сильной и богатой державы, заботящейся о своих гражданах. Мы стремимся помогать тем, кто хочет жить и работать в России.
-- Может ли и должен ли бизнес влиять на власть в вопросах образования?
-- Считается, что сейчас на рынке труда избыток экономистов и юристов, даже президент Дмитрий Медведев недавно об этом напомнил. Между тем бизнес испытывает серьезный кадровый голод, нуждаясь как в специалистах узкого профиля, так и в руководителях, обладающих стратегическим мышлением, тем, что по-английски именуется helicopter view.
Так, нашему банку не нужны просто «экономисты» или «финансисты» -- нам нужны специалисты по скорингу и риск-аналитики, специалисты по верификации розничных клиентов и корпоративные риск-менеджеры, агенты прямых продаж и специалисты по персональному банковскому обслуживанию, дилеры и трейдеры. А еще нужны программисты, разбирающиеся в системах SAP и Lotus Notes, бэк-офисных системах и системах фронтальных продаж, нужны и системные администраторы, которые сейчас буквально на вес золота. Нужны профессионалы, одним словом. Где сейчас бизнес находит таких специалистов? Как это ни прискорбно звучит, чаще всего компании переманивают их друг у друга.
Конечно же, нужна четкая сцепка между вузами, выпускающими молодых специалистов, и работодателями, готовыми предложить им трудоустройство. Это большая и сложная программа, помимо, собственно, трудоустройства включающая прохождение стажировок и практики, а также различные формы целевого обучения.
-- Как вы считаете, как должна себя позиционировать православная школа? Как элитное учебное заведение или, наоборот, как школа для всех, где любому ребенку будут рады? И можно ли говорить о каком-то особом качестве образования в православной школе по отношению к школе светской? Какие могут быть инструменты для объективной оценки этого качества?
-- В словосочетании «православная школа» главным, по моему мнению, все же должно оставаться слово «школа». Православию нельзя «обучить» в школе -- школа не заменит в этом отношении семью, как и нельзя потенциальный изъян в образовании выпускника такой школы оправдать тем, что он-де учился не в обычной, а в православной школе.
Православная школа, давая детям не меньший объем знаний, чем школа обычная, должна при этом, как мне кажется, в чем-то быть лучше, «вкуснее», что ли... Лучше -- отношением между учениками или тем, что в школе больше времени уделяется раскрытию творческих способностей каждого ребенка. У каждой православной школы должно быть свое лицо. В одной школе, к примеру, работает хорошая театральная студия, а в другой упор делается на изучение иностранных языков, и часть предметов в старшей школе преподается, например, на английском.
Конечно, я вполне отдаю себе отчет в том, что из-за финансовых и прочих ограничений далеко не каждую такую инициативу администрация школы может воплотить. Однако с самого начала высоко поставленная образовательная планка в сочетании с верностью православному уставу помогут найти финансирование для того, чтобы привлечь лучших в городе директора и учителей и воплотить самые смелые планы.
При этом «православность» школы должна привносить в школьную жизнь элемент организации; православный устав с праздниками и постами, с четкими нравственными ориентирами должен стать органичной частью учебного процесса.
Версия для печати