«На прошлой неделе в Санаксарском монастыре погиб монах. Он был забит до смерти водителем настоятеля и двумя монахами» -- такое странное сообщение распространилось в интернете на прошлой неделе. Наш корреспондент связался с настоятелем монастыря и насельниками, знавшими покойного инока, чтобы разобраться в том, что же произошло в знаменитой обители.
Санаксарский монастырь и фото погибшего инока, с сайта http://www.ridus.ru/
Сперва в интернет-блогах, а после и во многих СМИ распространилась страшная история, об убийстве инока в знаменитом Санаксарском монастыре, расположенном на западе республики Мордовия. «На прошлой неделе в Санаксарском монастыре погиб монах. Он был забит до смерти водителем настоятеля и двумя монахами. За несколько часов до смерти инок Серапион сфотографировал себя, успел переслать снимки и сообщить по телефону, что его избили. Так сложилось, что я в курсе истории из первых уст и имею фотографии, по которым видно следующее. Человек, проведший в монашестве 15 лет, был избит. Попытался спастись в гостинице. Результаты первого избиения заснял сам, позвонил другу, рассказал о произошедшем. Наутро был найден в гостинице мертвым с разбитым черепом. Его нашли и добили» -- сообщение такого содержание было распространено в сети.
Накануне смерти инока, как сообщили СМИ, в монастыре произошла потасовка, с участием настоятеля монастыря, водителя и собственно умершего инока, который в ходе конфликта громко матерился и вел себя вызывающе по отношению к «церковным властям», из монастыря его забрала полиция, а через день в состоянии алкогольного опьянения он скончался в городской гостинице неподалеку. Санаксарская история вызвала широкий общественный резонанс: «Ужасает сам факт происходящего со служителями РПЦ МП, пьющими водку, матерящимися и готовыми убить друг друга в стенах прославленной обители» -- упреки примерно такого рода прозвучали не только из уст журналистов, но и от лица простых блогеров, столкнувшихся с этой историей.
Как стало известно, умерший инок был пострижен в монашество совсем в другом монастыре, который уже через несколько лет покинул со скандалом, устроив там драку рабочим.
«Я его запомнил как простого и очень открытого, отзывчивого человека, но дело в том, что Серапион, до того как стать монахом, провел очень много времени в тюрьмах, несколько раз подряд он получал весьма серьезные сроки и значительная часть его жизни прошла в местах лишения свободы. -- Рассказывает игумен Спиридон (Баландин), насельник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря, где погибший принял иноческий постриг. -- Это наложило свой отпечаток на его поведение. Он уже не мог отвыкнуть от тюремных "понятий", у него были свои представления о том, как нужно общаться с людьми, как стоит поступать с теми, кто "понятия" нарушает. И вся беда заключается в том, что тюремные понятия плохо сочетаются с монастырским уставом, то есть по сути ему противоречат». По словам отца Спиридона сегодня это распространенная проблема, при многих монастырях Русской Церкви как трудники живут бывшие уголовники, но постригают в монахи их очень редко, в том числе и по «дисциплинарной» причине.
Несколько лет, до того как попасть в Санаксарский монастырь инок Серапион скитался по стране, успел побывать в нескольких мужских монастырях, но нигде не прижился. В Санаксары он попал только в июне этого года и сразу был принят на испытательный срок. Чтобы прояснить картину произошедшего в Санаксарском монастыре мы связались по телефону с наместником архимандритом Иннокентием (Руденко), его комментарий, с позволения читателей, мы хотели бы дать полностью:
«Инок Серапион (Самигуллин), был принят в монастырь на испытательный срок, на общих основаниях. К этому времени он был уже иноком. Как все насельники, он имел своё послушание (заготовка продуктов на кухне и прочие работы в трапезной монастыря).В монастыре он пребывал не постоянно, и дважды отлучался в Москву для лечения, т.к. у него были проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта. Всего с июня по октябрь он пробыл у нас не более двух с половиной месяцев. Перед праздником 15 октября инок Серапион прибыл в монастырь, из поездки в Москву. Через 2-3 часа после праздничного богослужения Серапион был обнаружен Благочинным монастыря в состоянии алкогольного опьянения. На что ему было сделано замечание, вызвавшее почему-то очень бурную реакцию, которой мы никак не могли ожидать. До этого с ним никаких конфликтов не было, в целом он вел себя достаточно мирно и ровно. О. Благочинный пригласил меня к нему в келью для принятия мер по устранению бесчиния, и я решил разобраться в ситуации лично. Когда я вошел в его келью, он спал на кровати прямо в ботинках, от него заметно пахло спиртным. Я разбудил его, но на мои замечания, что такое поведение неприемлемо в монастыре, и он может быть удален из обители, Серапион обвинил меня в предвзятом отношении к нему и сказал: «Я вас сам всех уволю!» После этих слов, я благословил ему собирать вещи и уезжать. На что он ответил матерной бранью, а покинуть обитель отказался. На шум, доносившийся из кельи Серапиона подошел водитель монастыря и вмешался в ситуацию, пытаясь словесно образумить инока Серапиона. На его обращения тот ответил весьма враждебно, схватив его за одежду. Водителю пришлось высвободиться от его захвата, из-за чего и так неуверенно стоявший на ногах инок Серапион упал. В этот момент он мог получить ссадину, но на лице никаких синяков тогда не было видно. После этого я встал между ними и благословил водителю уйти в келью. Драки, о которой пишут в СМИ, не было. Мы с отцом Благочинным вышли из корпуса, пытаясь оставить инока Серапиона одного, чтобы он успокоился и пришел в себя. Спустя 10-15 минут инок Серапион пришел в холл дома отца-наместника, где сильно стал шуметь, говорить, что его избили и угрожать присутствующим там насельникам монастыря физической расправой, а также обещанием уволить меня и о. Благочинного с должностей, посредством своих мирских связей. На увещания успокоиться и вести себя по-христиански, в течение получаса, реакции не последовало. Из его высказываний и действий стало заметно, что инок Серапион неадекватен, в своих словах и поступках. Видя, что все наши просьбы и уговоры напрасны, мы обратились за помощью в дежурную часть полиции ММО МВД РФ «Темниковский», и попросили их забрать его из монастыря, т.к. своим поведением и нецензурной бранью, инок Серапион вызывает большой соблазн, прибывшим в монастырь богомольцам. Около 17 часов 15 октября прибывший наряд полиции забрал инока Серапиона за нарушение общественного порядка нецензурную брань и нахождение в обители в состоянии сильного алкогольного опьянения (как это отражено в протоколе задержания полицейских ММО МВД РФ «Темниковский»). При задержании инок Серапион устно подтвердил сотрудникам полиции, в присутствии сопровождавшей его братии, что он пьян и ругается матом. При поступлении инока Серапиона в ММО МВД РФ «Темниковский» он дал объяснение о случившемся опрашивающему его офицеру полиции, в «Объяснении» которого написано «... у него под глазом был синяк, мы у него спросили, откуда ушиб, он сказал, что упал, претензий не на кого не имеет...».
16 октября прибывший в монастырь участковый полицейский сообщил мне, что инок Серапион был найден утром мертвым, в номере гостиницы «Мокша», г. Темникова. Со слов участкового, предполагаемой причиной смерти послужила алкогольная интоксикация. В тот же день мне поступил звонок из г. Москвы. Звонившие, представились знакомыми инока Серапиона и попросили похоронить его тело на братском кладбище монастыря. На это я им ответил, что согласно сложившейся традиции в нашем монастыре, почившие лица, которые не состояли в числе братии и временно проживали в монастыре, погребаются на ближайшем кладбище, в деревне Ушаковка. Поняв о невозможности сиюминутно решить этот вопрос, разговор был прерван с их стороны, оставшись незаконченным. Отсюда и явился миф о том, что монастырь отказался его хоронить. 17 октября, на второй день после кончины инока Серапиона, после полудня, проводя подготовку к погребению, мне стало известно, что его тело забрали знакомые и увезли в г. Самару, для похорон».
Окончательное суждение о причинах смерти инока Серапиона вынесет расследование, первоначально открытое по двум статьям, в том числе и «нанесение тяжких телесных повреждений». В последствии, как сообщает монастырь, дело о телесных повреждениях было за крыто, так как они по мнению экспертов не могли стать причиной смерти.
Дмитрий Ребров
Версия для печати