Белая батюшкина «Волга» летит вдоль зеленеющего поля пшеницы. Отец Ириней взял в аренду землю, чтобы на вырученные от урожая средства достроить храм. «Опылять завтра будем, — кивает о. Ириней на свои поля, — от клопа-черепашки. Самолет за один гектар берет 110 рублей, всего получается 33 тысячи. Дорого, а деваться некуда».
Протоиерей Ириней Лукьянов живет в пос. Бурлацкое (Ставропольский край) 15 лет и служит настоятелем сельского храма св. Митрофана Воронежского. Пять лет назад батюшка арендовал у местного совхоза 300 га земли и начал выращивать пшеницу. В прошлом году собрали 600 т зерна. Собственникам арендованной земли приход выдает по 2,5 т зерна, 1 мешку муки и 10 кг масла, а также выплачивает налог за полученное зерно.
О. Ириней родился в Баку в семье священника. Его сын Николай (18 лет) собирается поступать в Ставропольскую духовную семинарию. |
Земледелец от Бога
Приходская сельхозтехника, собранная из запчастей, обрабатывает «поповскую» землю — ту, что до революции принадлежала приходу. А прихожане доверяют отцу Иринею не только как пастырю, но и как агроному
Храм в Бурлацком был разрушен властями в 1969 году. С началом перестройки в селе организовалась группа активных прихожан, выпросивших в епархии батюшку. Потом собирали по Ставрополью и Краснодарскому краю деньги на строительство храма. Совхоз выделил бригаду строителей. Поставили стены, и выяснилось, что под второй этаж фундамент не рассчитан. Потребовался новый проект, новые расчеты и новые средства. Нужно было как-то выкручиваться.
Отец Ириней сел за руль купленного для строительства храма «КамАЗа» и стал объезжать окрестные колхозы и совхозы, собирая пожертвования на храм зерном. Зерно вез к знакомому председателю, молол на мельнице, а муку продавал. Злые языки стали поговаривать, что, вместо того чтобы служить Богу, батюшка занялся коммерцией. «Мне и самому это не нравилось, — говорит о. Ириней. — И настал день, когда я пришел в районную администрацию и попросил выделить приходу землю для выращивания пшеницы. Занявшись земледелием, почувствовал, что это мое дело, по душе оно мне. Даже до революции сельский приход редко когда окупал себя, помогала земля. Заработанных средств хватало на приют для больных и немощных. Получается, что мы к своим истокам и возвращаемся».
Когда глава районной администрации и старший агроном развернули карту земельных угодий, батюшка втайне надеялся получить земли поближе к селу, а вышло далеко. Но спорить не стал, все-таки это был первый случай в Ставропольском крае, когда священнику согласились дать надел. Потом выяснилось, что дали ему землю, которая до революции принадлежала приходу. В народе называли ее «поповской» землей. Оказалась она плодородной и не раз выручала высоким урожаем.
Видя, что дело спорится, члены прихода предложили батюшке взять в аренду и их земельные паи. Затем пришли и те, кто в храм не ходил, но прослышал, что о. Ириней расплачивается за аренду земли (как и во многих колхозах) зерном, маслом и мукой. «Мы знаем, вы не обманете, — сказали пайщики
о. Иринею. — Мы устали унижаться, обивать пороги совхозного правления, чтобы забрать положенное на пай зерно. И готовы свои паи передать вам».
Вырученные за урожай средства позволили не только завершить строительство храма, но и сделать иконостас, какой увидишь и не в каждом московском храме. Он выполнен ажурной, прорезной, объемной резьбой. «В старину наши предки могли украшать свои храмы, почему это не по силам нам? Вера стала слабее или мы не такие, как они? Да, иконостас дорогой, но делаем мы его поэтапно», — говорит батюшка.
Приход купил три стареньких трактора, новую сеялку, собрал из запчастей два комбайна. Один из комбайнов сын батюшки Николай уже покрасил в зеленый цвет и готовится этим летом убирать на нем урожай. Приход помогает детскому приюту в районном центре г. Благодарном, местной школе, Ставропольской епархии и семинарии. «Это мои обязательства перед Церковью, — говорит батюшка, — мой долг». Может быть, поэтому Господь не оставляет своей милостью священника-земледельца?
«В прошлом году у нас были ураганы, во многих районах побило посевы градом. Благодарнинский район Господь помиловал, в том числе и наши поля, — вспоминает о. Ириней. — А случись что, не представляю, как бы мы выжили. Кредиты же берем все время — на зарплату, на горючее, без кредитов хозяйствовать невозможно».
Если случается засуха, люди приходят в храм и просят помолиться о дожде. «Служим молебен, и Господь посылает дождь», — говорит о. Ириней. На проповедях и в общении с людьми батюшка старается донести простую мысль: «Если бы не было молитвы, обращения к Богу, напрасен был бы весь наш труд на земле». Что это правда, убедиться легко: то там, то тут появляются фермеры, вкладывающие в весьма плодородную землю большие деньги, и разоряются: нет урожая.
Приход у батюшки небольшой — 30-40 человек (всего в селе около 3 тыс. человек). Преимущественно бабушки, мужчин всего пятеро. С одним из них приключилась грустная история. Жене не нравилось, что он ходит в храм. «Что ты там молишься вместе с этими бабками, лучше бы по хозяйству что-нибудь сделал», — ворчала она. Мужчина перестал ходить в церковь, но начал пить. Теперь бедная супруга не знает, как отучить его от спиртного. Иногда в храм заходит и молодежь (по наблюдениям батюшки, две трети молодых людей остаются после школы в селе). Во время субботней всенощной, на которой присутствовало не более десяти бабушек, в храм вдруг зашла девочка лет тринадцати, приложилась к иконам и тихо вышла.
«Сильное звено»
О своей супруге о. Ириней говорит: «Матушка — наше сильное звено». У матушки Светланы высшее техниче ское образование (горно-металлургический институт). На ней все экономические расчеты, дом, церковный хор, воскресная школа, класс камерного пения в сельской школе. А теперь еще и депутатство (по настоянию мужа) в местном поселковом совете — в комиссии по работе с детьми.
«Голос Церкви должен быть значим во всех сферах жизни общества, — считает батюшка. — Его должна слышать и власть. На муниципальном уровне можно решать проблемы социального характера. Например, отстаивать интересы пенсионеров, среди которых много наших прихожан. Добиваемся того, чтобы престольный праздник стал в селе выходным днем».
«Я предложила своим коллегам-депутатам в день Митрофана Воронежского провести концерт с духовными песнопениями, — продолжает матуш-ка, — чтобы это было торжество, на которое собрались бы все жители села. И слава Богу, депутаты поддерживают эту идею».
28 «колхозников»
В приходском хозяйстве трудится 28 человек. Средняя зарплата — 2,5 тыс. рублей плюс 10 т зерна в конце года (совокупный доход — 6-7 тыс. рублей в месяц). Кому-то это кажется мало, хотя в соседних совхозах больше 800-1000 рублей (и полутора тонн зерна) не заработаешь. Прихожане
рассказали нам две истории, похожие на анекдот.
После уборки цена на зерно обычно начинает расти. Наемный работник, что трудится у батюшки, решил продать свое зерно по 3,4 рубля за 1 кг. Батюшка хотел, чтобы тот заработал побольше, и посоветовал продать зерно через месяц, т.к. стоимость могла увеличиться до 3,7 рубля, но через месяц цена осталась та же. Работник предъявил батюшке претензии и потребовал купить у него зерно не по 3,4 рубля, а по 3,7. «Побойся Бога, — изумился о. Ириней. — Кто ж виноват, что цена не выросла?» — «Ничего не знаю, вы обещали, вы и платите». Батюшка спорить не стал и расплатился.
В другой раз батюшка решил сделать подарок работникам к Рождеству — купить поросят с условием, что сами работники будут их выкармливать (зерно кое-какое всегда в хозяйстве остается). Но пока люди спорили о том, кто будет ухаживать за свиньями, отложенные средства ушли на более важные статьи расходов. Тем не менее несколько человек все же пришли перед Рождеством к батюшке и потребовали отдать им деньги за несуществующих свиней (одна свинка стоила тогда 4 тыс. рублей). «Какие деньги? — удивился батюшка. — Свиней-то нет». «Ну и что, — ответили работни-
ки, — вы же, батюшка, обещали нам».
Несмотря на подобные недоразумения, о. Ириней уповает на Бога и помогает не терять надежду не только односельчанам, но и всем соседям. «Он поставлен в такие условия, что только своим трудом может содержать приход, — говорит председатель соседнего колхоза “Гигант” Александр Ворожко. — Пашет, сеет, убирает, верит, проповедует и всем нам пример подает».
Советская власть любила воздать хвалу труду. Но забывала о главном — без веры в Бога напрасен был бы весь наш труд на земле
Алексей РЕУТСКИЙ
фото Никиты МАШКИНА
Версия для печати