Православное образование без идеологии и «церковной» субкультуры. Как подготовить миссионера и чем отличается катехизация от миссии, об этом «Нескучному саду» рассказал руководитель отделения духовно-нравственного и социально-культурного просвещения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Юрий Белановский.
4 октября открывает учебный год Общедоступный православный лекторий при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Как и всегда в помещении московского Дома Журналистов перед слушателями выступят известные церковные и светские ученые, популярные московские пастыри и “общественники”. Уже почти 10 лет подряд курс лектория становится той дверью, через которые сотни молодых людей приходят к Церкви. Без лишней идеологии им предлагается за год познакомиться с церковным учением и практикой. О миссионерских и образовательных программах центра нам рассказал руководитель отделения духовно-нравственного и социально-культурного просвещения ЦДРМ Юрий Белановский. -- Патриарший центр духовного развития детей и молодежи существует уже около 12-ти лет. Тезисно, что предлагается в ваших программах?
-- Центр когда-то создавался, как межведомственная структура с разными направлениями служения: миссионерстким, катехизическим, социальным творческим, досуговым. И все это направлено на разные аудитории, где дети и молодежь – приоритетны. На практике Центр реализует сразу четыре направления: приобщение к литургической жизни, учебно-просветительские программы, в рамках которых люди знакомятся с основами вероучения, творчество и досуг, поскольку люди не могут висеть в вакууме, им нужно общаться, что-то делать, для этого есть разные кружки, студии, клубы, и последнее направление – это служение, в том числе два крупных проекта: социальный – «Даниловцы» и «Реставросъ», рабочие отряды, которые помогают восстанавливать храмы. В московском Доме Журналиста работает Общедоступный православный лекторий -- это наш основной образовательный проект, он и задает, если так можно выразиться, нашу идеологическую базу. Подобранный нами состав преподавателей, лекторов читают “основной курс”, знакомят пришедших с церковным вероучением, историей церкви, ее богослужебной практикой. Круг преподавателей сложился достаточно давно, это как правило известные московские священники или общественники, со временем, конечно, происходит вымывание за счет занятости преподавательского состава. Круг людей, готовых протянуть курс хотя бы из 10 лекций можно перечесть по пальцам. Кстати, преподаватели получают деньги за свой труд и в этом заключается наша принципиальная позиция. Основа курса -- это знакомство с Евангелием, знакомство с основами литургической жизни, введение в богословие и актуальные вопросы церковной жизни, под каждый из этих курсов мы ищем преподавателей. По Библии мы сотрудничаем с замечательным ученым и переводчиком Андреем Десницким, которого мы чудом нашли, по богословию и некоторым другим темам с отцом Антонием Лакиревым, это очень образованный и известный подмосковный священник. Введение в богослужение будет преподавать руководитель нашего Центра Игумен Иоасаф (Полуянов). Что касается «Православия в современном мире» - это тема целого круга лекторов.
-- Кто приходит в центр, довольны ли вы своей аудиторией?
-- К нам в основном приходит молодежь, чаще студенческая или только-только вступившая в профессиональную жизнь, но имеющая достаточное количество свободного времени. Довольны ли мы нашей аудиторией? Да, безусловно довольны, потому что это самая активная аудитория, активная именно в силу своей небольшой занятости и некоторой социальной безответственности, что ли: у них нет семьи, они не включены в жесткий рабочий график. Это люди, которые в состоянии деятельно участвовать в программах, активно служить Церкви. Но надо сказать, что молодежью дело не ограничивается. Есть много детских проектов, работаем и с пожилыми людьми.
-- Как меняется аудитория год от года?
-- Ротация происходит регулярно. Здесь нужно сказать немного о той схеме по которой мы работаем. В целом, мы очень похожи на дом пионеров: живем учебным годом, находимся не в спальном районе, а в центре города и так получается, что за год большая часть нашего состава обновляется. Есть, конечно, направления в которых люди участвуют подолгу, например, творческий клуб «Мелос» или добровольческие движения, но в основном пришедшие участвуют в жизни центра год-два, потом уходят. С самого начала мы не ставили цель иметь постоянный состав участников, ведь мы всего лишь структура содействующая воцерковлению людей. Мы не заставляем никого ходить в Данилов монастырь, мы не предлагаем им духовников – мы знаем, что большая часть людей уже ходит в свои храмы к своим священникам, и достаточно быстро они начинают жить самостоятельной жизнью в своих приходах. Мы одна из тех дверей, через которую новообращенные входят в Церковь.
-- А сам типаж посетителей меняется? В начале 90-х православные лектории посещала университетская молодежь, студенты МГУ, интеллигенция, в конце 90-х неформалы, рокеры, кто ходит теперь?
-- Аудитория лектория очень смешанная и все-таки, как я уже сказал, много лет основная масса это студенчество, причем, как правило, представители ВУЗов, гуманитарных и технических одновременно, примерно в равных пропорциях. В какой-то год из МГУ может и вовсе никого не быть, а в какой-то из Университета может быть сразу 10 студентов, в том году было 6 человек из МФТИ, в общем, палитра очень разная.
-- Какова степень церковности тех людей, которые к вам приходят?
-- Обычно это люди, которые уже доверяют Церкви, очень редко, когда кто-то приходит совсем на «нулевой» стадии. Как правило, они уже успели походить по храмам, или только начали ходить в свой храм, но какие-то прочные связи у них там еще не образовались. Это те люди, которые ищут сверстников, круг общения, через который им было бы удобно знакомиться с православной жизнью.
-- О каком количестве идет речь?
-- Всего у нас работает более 30-ти проектов, ежегодно в образовательные, творческие и досуговые проекты приходят порядка тысячи человек. К концу года большая часть расходится, часть остается на будущий год, это внутренняя ротация. В целом за годы, пока мы существуем через образовательные программы прошло около восьми тысяч человек, может быть больше.
-- То есть вы как детский сад промываетесь ежегодно потоком, они выходят…
-- Да, это очень хороший образ, мы как детский сад, который готовит ребят к “школьной жизни”. Сперва они разрознены, но потом видят таких же сверстников как они сами, учатся общаться в этой среде: между собою, со священнослужителями, участвовать в каких-то церковных программах, обретают некоторую взрослость и ответственность…
Мы никого не «зомбируем»
-- Последнее время все чаще говорят о церковной субкультуре: черные юбки, платки, “спаси Господи” …
-- Субкультурности мы как раз стараемся избегать. Изначально у приходящих ее, как правило, нет, так как они близки к нулевой точке и еще не успели на себя принять одежду церковной субкультуры или «храмового благочестия». У нас ежемесячно служатся так называемые «молодежные Литургии», куда мы приглашаем всех участников наших программ, там ребята видят монастырское богослужение, участвуют в нем, после богослужения обязательно совместная трапеза или чаепитие… но это далеко от той «храмовой» субкультуры, о которой Вы говорите.
-- То есть к концу года они так и не становятся ее носителями?
-- По разному. Но мы никого не «зомбируем», каждый из поступивших на Лекторий или учебные курсы ходит в свой храм, и там он перенимает церковные обычаи и культуру принятые на его приходе. Хочу сказать, что все зависит от прихода. Бывают случаи, когда человек приходит обычным, а через некоторое время вдруг начинает проповедовать разную ерунду про заговор масонов или агитировать за что-то странное, но в конечном счете это его выбор и не наше дело изыскивать места, где он этого понабрался. Впрочем, и у нас бывает разномыслие, дискуссии и даже споры, порой достаточно жаркие, ведь в центр приходят очень разные люди. Главное, что наш коллектив объединяет -- это дело, это то, что мы все очень дружны, хотя и не обязательно совпадаем друг с другом по каким-то взглядам.
-- Церковная культура существует в разных изводах: в национально-патриотическом, в рафинированно-интеллигентском, получается, что пришедшего на Лекторий можно индоктринировать в любом из этих ключей…
-- Наша позиция заключается в том, что главная задача центра – это свидетельство о Христе и Церкви. Патриотизм или еще что-то -- это личное дело каждого человека, мы не берем на себя такую ответственность акцентировать внимание на чем либо подобном.
Миссия от первого лица
-- Какое место среди ваших программ занимает Школа молодежного служения?
-- Школа молодежного служения родилась из двухгодичной системы подготовки. Когда-то был просто годичный лекторий, который действует и теперь, и была возможность продолжить обучение, для тех, кто хотел бы в заниматься какой-то миссионерской или катехизаторской работой. Мы предлагаем достаточно большой список организаций где требуется такого рода специалисты, это и социальные и учебные учреждения. На данный момент, с точки зрения внутренней системы так оно и осталось. Программа подготовки миссионеров-катезиаторов была одобрено Синодальным отделом по катехизации и религиозному образованию. Сейчас обе эти образовательные программы оказались разведены по разным «брендам»: лекторий -- это лекторий, а Школа молодежного служения -- это на данном этапе миссионерское и катехизаторское служение.
--Как звучит та специальность, по которой вы готовите ребят?
-- Мы готовим по сдвоенной программе катехизатор-миссионер, так как на практике не разделяем два эти служения. На мой взгляд, трудно разделить на практике миссию, катехизацию, социальную и молодежную работу. Наш опыт показывает, что один и тот же человек посещает образовательные программы и участвует в социальном служении. Когда мы начинали подготовку миссионеров-катехизаторов, миссию еще не мыслили отдельно от катехизации и даже в Свято-Тихоновском Университете был факультет Миссионерско-катехизаторский. Он назывался именно так. Все мы живем в городской реальности, а тут миссия и катехизация переплетена так, что очень сложно провести грань. Чем отличается миссионерская акция от катехизаторской работы? Тем, что первая связана с пробуждением интереса, и бывает обычно разовым приложением усилий, а вторая -- напротив достаточно длительным процессом. Вместе и то и другое, по-сути, это содействие воцерковлению человека. Я думаю, система приходского служения должна быть построена на принципах схожих с НКО. Что-то вроде сетевого проекта на основе активных групп с большой степенью самостоятельности.
--В чем заключается подготовка миссионеров-катехизаторов?
-- Подготовка миссионеров-катехизаторов -- это уже второй год обучения и мы исходим из того, что человек к этому времени прошел базовый курс, что он способен самостоятельно читать и авторитетные святоотеческие, и современные книги, что он имеет какое-то представление о тех вопросах, о которых собирается рассказывать. Поэтому наш слушатель изучает методику миссионерской и катехизаторской работы: принципы и формы миссии и катехизации, основы групповой работы, основы риторики, как организовать миссионерскую акцию, библейскую группу, библиотеку на приходе, диспут, киноклуб и т.д. Важная составляющая – практическое знакомство с проектами и подшефными учреждениями Патриаршего Центра.
-- Сейчас миссионерская работа иногда воспринимается несколько в комсомольском ключе: тогда катехизис оказывается в роли “цитатника Мао”, а Церковное учение становится некой идеологией, которую нужно навязать...
-- Да, есть некоторые миссионеры, которые особенно отличаются таким подходом, я как-то держал в руках их листовки, в которых проповедь сводилась практически к таким словам, что если ты не принял того, что написано, ты отверг спасение и гореть тебе в аду. Как-то один из таких миссионеров читал лекцию и большая часть аудитории покинула помещение, не выдержав идеологического накала и тона лектора, он обратившись к оставшимся “своим” сказал: тем хуже для них, они погибли! Лично я против “Мао”.
-- Как должна быть поставлена подготовка катехизаторов, чтобы она не превращалась в курс молодого бойца, который потом будет все громить вокруг себя на лево и на право?
-- Если говорить не о самом учебном курсе, а о том, каким должен быть миссионер, то я лично уверен, что нужно отказаться от образа идеализированного Православия и идеализированных авторитетов. Нужно больше внимания обратить на реальных миссионеров, на их маленькую, но живую и глубокую правду. Иногда хочется крикнуть, оставьте в покое Святых Отцов, их творения – не цитатники! Отцы обращались к живым людям, чтобы тронуть их сердце, сейчас же их высказывания больше используются как молоток, чтобы забивать гвозди в гроб человеческого личного опыта, свободы, искренности, сомнения и т.д. Я чту Святых Отцов, но конкретных и поименно, нельзя чтить и изучать Святых Отцов “вообще”. Я уверен изучение святоотеческого наследия – это фундамент миссионерского служения, но миссия не сводится к пересказу прочитанного. Миссия прежде всего разговор лицом к лицу, личное свидетельство о своей вере во Христа.
-- Как построены ваши программы?
-- Мы стараемся идти от задач, у нас нет цели выучить какой-то корпус текстов. Очень важна групповая работа. Кроме того, наших миссинеров-катехизаторов мы учим общаться, работать с аудиторией. Я думаю, что пусть лучше человек будет говорить так, как он лично понимает веру и как он ее пережил, пусть будет говорить какие-то вещи, даже спорные, но он их будет говорить именно от себя, признавая, что это его позиция, а не истина в последней инстанции, что есть и Священное Писание и Предание и опыт других православных христиан. Что если появится кто-то более авторитетный, он готов изменить свою точку зрения. Это принципиально иное положение миссионера в группе, это диалог. Конечно, мы должны понимать, что есть область знаний, в которой миссионер разбирается на голову лучше своих подопечных, и эти знания он предлагает им, но каким образом? Он говорит, что эти знания для него лично авторитетны, многократно проверены опытом Церкви. Станут ли они авторитетными для слушателей? Заранее сказать трудно.
Беседовал Дмитрий Ребров
Подробнее о проектах Центра можно узнать на сайте : http://www.cdrm.ru/
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Прот.Димитрий СМИРНОВ: "Многие священники сами нуждаются в катехизации" Церковь крестит младенцев в порядке исключения, считает протоиерей Алексий Уминский. Исключение это возможно, потому что Церковь безгранично доверяет церковной общине, людям, которые пришли в храм и взяли на себя ответственность воспитать этого ребенка в вере. Если ни родители и крестные не умеют исповедовать свою веру, но хотели бы, задача священника – научить их этой вере. Если об этом вспомнить и перед крещением проводить беседы с родителями и крестными, многие не станут крестить детей, поймут, что это им не надо. Тогда дети сами, когда вырастут, решат, нужна ли им вера
Интернет-пути богословия Богословие воспринимается как дисциплина, требующая традиционного подхода к изучению. Но с развитием компьютерных технологий появилась возможность получить богословское образование не выходя из дома, по интернету. Как это сделать и зачем мирянину богословие, корреспондент «НС» Екатерина СТЕПАНОВА выясняла у декана факультета дополнительного образования ПСТГУ иерея Геннадия ЕГОРОВА и студентов отделения интернет-обучения.
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Женский монастырь будет готовить миссионеров В Екатеринбурге при женском Ново-Тихвинском монастыре будут бесплатно обучать миссионеров. В новом Миссионерском институте считают, что чем больше теологических отделений и богословских институтов будет открыто в городе, тем лучше.
Кумранские свитки отдали народу На сайте Иерусалимского музея книги появился уникальный проект. Знаменитые Кумранские свитки — уникальный памятник, проливающий свет на историю Библейского текста и религиозную жизнь Палестины накануне Нового Завета, оцифрованы и выложены в интернет для всеобщего пользования. О новом интерактивном проекте рассказывает заведующий Библейской кафедрой СПб Духовной Академии священник Димитрий Юревич
Рассказ о российских новомучениках итальянцы слушали затаив дыхание О крестном пути Русской Церкви во время гонений XX в., о своей первой исповеди, о встречах с архимандритами Иоанном (Крестьянкиным), Таврионом (Батозским), Серафимом (Тяпочкиным), протоиеерем Всеволодом Шпиллером и другими подвижниками благочестия рассказал протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ на студенческом фестивале "Митинг" в Римини. Аудитория на несколько тысяч была была переполнена. ТЕКСТ ДОКЛАДА, ФОТОГАЛЕРЕЯ
Петиция в Минобрнауки: в защиту теологии и против дискриминации верующих В новой классификации специальностей высшего образования, теология займет подчиненное положение, и религиозное образование в России серьезно пострадает. Так считают эксперты. Нужно собрать 10 тысяч подписей, чтобы донести до чиновников от образования свое отношение – граждан и верующих – к этой мере. Адрес в интернете, где вы можете подписать петицию в Минобрнауки, в статье
Протоиерей Максим Козлов: создается единое образовательное пространство Русской Православной Церкви Священный Синод принял сразу несколько решений в сфере духовного образования. Расширится практика дистанционного обучения, профессора из Москвы или Петербурга будут участвовать в защитах дипломов и экзаменах в регионах. Через три года у нас не будет ни одного духовного училища для будущих пастырей. О том, для чего и кто будет вводить все эти новшества, рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим КОЗЛОВ.
Чем Русская Православная Церковь может помочь Свято-Сергиевскому институту в Париже? На сайте парижского Свято-Сергиевского института размещено воззвание: «Богословский институт переживает по независящим от него причинам небывалый финансовый кризис, грозящий закрытием этой, уникальной в своем роде, богословской школы». Внести свою лепту просят каждого. Вмешается ли Русская Православная Церковь?
ПСТГУ проведет конференцию о путях русского богословия до революции и сегодня Что из опыта русской богословской школы особенно актуально сегодня, какие имена и труды нам сегодня неизвестны, — обсудят 13-14 сентября теологи, философы, историки из Академии наук, ПСТГУ, МГУ, Высшей школы экономии на конференции "Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни".
Протоиерей Максим Козлов: Словарь «Богословская Антропология» — хороший пример межконфессионального диалога Вышел словарь «Богословская антропология», из которого можно узнать, как понимают православные и католики понятия «семья», «общество», «власть», «труд», «личность». Концепцию проекта и его осуществление комментирует профессор Московской духовной академии, преподаватель сравнительного богословия протоиерей МАКСИМ КОЗЛОВ.
Прот. Владимир Воробьев: низкий уровень преподавателей ОПК вызывает нарекания Преподаватели ОПК проходят подготовку у тьюторов, которые сами прослушали 72-часовой курс повышения квалификации. Православию в нем уделено 2 часа. Про возможность прилечь кафедры теологии к подготовке специалистов по ОПК государство забывает, – отмечает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
20 лет ПСТГУ: праздник, лица, поздравления Приветствие двух Патриархов и президента России, более 1000 гостей и удивительно радушная атмосфера встречи старых друзей – 18 ноября Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отметил двадцать лет со времени своего основания. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Творения св. Амвросия Медиоланского: беспрецедентный издательский проект ПСТГУ выпустит полное собрание творений свт.Амвросия Медиоланского на русском языке в новом переводе с параллельным латинским текстом. За последнее время не было примеров столь масштабного издания святоотеческой литературы. Предполагается, что собрание будет состоять из 15-18 томов. Первый и второй тома были представлены 14 ноября
Где взять деньги на церковное образование? Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Российского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым)
Московской Духовной академии не грозит закрытие Известный миссионер и профессор МДА протодиакон Андрей Кураев и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда опровергли слухи о финансовом кризисе в Академии.
Нестандарт Воскресная школа есть почти при каждом храме. Но никогда нельзя знать заранее, чему, как там будут учить и что из этого получится. Все зависит от прихода, а все приходы разные. Сегодня сектор православного образования разрабатывает стандарт учебновоспитательной деятельности воскресных школ РПЦ. Возможен ли такой стандарт и каким он должен быть? Своими размышлениями делится директор воскресной школы при храме Архистратига Михаила города Жуковский Наталья АГАПОВА
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.