На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №3(7)'2003

Православная гимназия
Православные гимназии Москвы
Реплика родителя
Как воспитывали до революции


Версия для печати
01.12.03, 15:52

Может ли школа воспитывать?

На что прежде всего обращают внимание родители, выбирая для своего ребенка школу? На уровень подготовки учителей-предметников, поступаемость выпускников в вузы, продвинутость образовательных технологий и методик. Светская школа сегодня все больше осознает себя как учреждение, предоставляющее (в том числе и за плату) образовательные услуги, и не слишком задумывается о воспитании.
Позиция православных школ совсем иная.


Цели ясны
Православные школы, старейшие из которых возникли уже больше десяти лет назад, по определению не могут отказаться от воспитательной задачи: ведь они и создавались, чтобы защитить детей от атеистического воспитания. Но может ли школа воспитывать и как именно она должна это делать? Или, может быть, воспитание - это действительно дело сугубо семейное?

Сейчас только в Москве действует около 20 православных школ. Мы обратимся к опыту пяти авторитетных и старейших: гимназии "Радонеж", Свято-Владимирской школы, Традиционной гимназии, Центра непрерывного образования "Сабурово", Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина. Замечу в скобках, что никто из их руководителей - а мы говорили с директорами и духовниками - не отрицает стремления к качеству обучения. Некоторые даже решительно называют позицию "создадим для детей благочестивую среду, а образование - как-нибудь" детской болезнью православной школы. Тем не менее прежде всего эта школа ставит перед собой именно воспитательную цель. Так что разговор о предметах, программах и оценках отложим и поговорим об идеалах.

Вернее - об идеале ученика. При естественном и общем для всех православных школ стремлении воспитать доброго христианина и патриота своего Отечества тут интересны детали. Самую высокую формулировку предложил директор Традиционной гимназии о. Андрей Постернак: "Чем больше наша школа будет выпускать святых людей, тем скорее она достигнет тех целей, которые перед собой ставит". С такой высокой целью уживаются и более простые вещи: идеальный ученик - это в первую очередь тот, кто успешно окончил школу. И ступенькой выше: это человек, который искренне рвется в храм, регулярно причащается и, окончив школу, не утратит связь с приходом и сумеет приложить свои силы в церковной сфере.

А еще, по словам директора Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Елены Федоровны Шичалиной, "это добрый, порядочный и хорошо образованный человек, имеющий привычку серьезно и самостоятельно трудиться". И, добавляет директор гимназии "Сабурово" Татьяна Ивановна Лещева, "он должен найти свое место в обществе и выбрать свою будущую профессию - не как ему выгодно, а как ему полезно для спасения, с учетом того, кто он есть и какое его предназначение".

Удается ли выполнять эти благородные задачи? По словам педагогов, не в каждом случае, но вот что любопытно. Как рассказывают сотрудники одной из православных гимназий, однажды пришедшие на какое-то общешкольное мероприятие проверяющие удивились: почему нет старшеклассников? Им показывают - вот же 11-й класс. "Это одиннадцатый? Как-то они у вас невзросло выглядят..." Действительно, даже в старшеклассниках здесь остается детскость, а значит - чистота.

Телевизор, телефон, пистолет
Самое интересное, конечно, это как воспитывают. "Школа - и даже православная школа - может только создать границы, знаете, как река течет в берегах. Выстроить очень крепкие набережные и направлять течение потока", - размышляет преподаватель одной из названных выше гимназий. Вы уже поняли? Речь пойдет о запретах.

"Любая воспитательная система должна зиждиться на сочетании определенной свободы учеников и системы абсолютных запретов, - говорит директор Традиционной гимназии о. Андрей Постернак. - В воспитании должна быть большая четкость: дети должны очень четко понимать, что есть добро, а что зло. А если ребенку говорить, например, что курить вообще-то плохо, но, если ты покуришь пару раз, ничего страшного не случится, на таких утверждениях система воспитания основываться не может".

Система запретов и правил у православных школ разнится в деталях, но едина по духу. В Традиционной гимназии - жесткий запрет на просмотр телевизора и компьютерные игры ("некоторые ученики, конечно, нарушают это требование, но плоды всегда видны - у ребенка притупляется внимание, он начинает мыслить в пошлых категориях массовой культуры"); в Свято-Владимирской запрещены клички и прозвища, не разрешается посещение видеосалонов, ночных баров и проч., не разрешены мобильные телефоны, специальным пунктом устава запрещаются игры на деньги или продажа друг другу игрушек, вещей или книг; в Классической гимназии - под запретом электронные игры и плееры; в "Радонеже" из игрушек запрещены, например, всякие пистолеты - водные и прочие. Везде строго возбраняется курение, выпивка, сквернословие, серьезнейшая провинность - принести в школу журнал, фильм или игру безнравственного содержания.

Понятно, что часть запретов (пистолеты, мобильники) объясняется простым желанием сохранить порядок. Смысл других, более важных, - оградить от массовой культуры и всяческой грязи, которой наполнен современный мир. И здесь одна из очевидных особенностей православной школы: оппозиция духу времени. Когда я спрашивала руководителей школ, насколько ситуация в этом отношении приближена к боевой, ответ был: как на передовой. Но запретить просто, а вот как добиться выполнения запретов? К тому же запретный плод, как известно, сладок. Что более плодотворно - по возможности изолировать ребенка от вредных влияний или объяснять, почему то или иное плохо? Насчет этого единодушия у православных педагогов нет. Видимо, потому, что проблема-то действительно сложная: если и можно создать "православное гетто", то еще неизвестно, будет ли это благом.

Тут реплики моих собеседников-директоров сами собой выстраиваются в дискуссию:

Т. И. Лещева, директор гимназии "Сабурово": "Можно запретить, а соблазнов очень много, и вот ребенок дома не смотрит телевизор, но приходя в гости, дорывается до телевизора и смотрит без остановки все подряд. Запрещать непродуктивно. Надо контролировать то, что дети смотрят, советовать им, прививать им вкус. А все, что касается запретов, должен решать духовник семьи - потому что все дети очень разные".

О. Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии: "Но, с другой стороны, без отгораживания от внешнего мира, без недопущения этого мира в свое учебное заведение воспитать ребенка хорошо нельзя. Нельзя допускать какие-то вещи, которые на самом деле недопустимы. Это и в чем-то внешнем может проявляться. Некоторые со мной могут не согласиться, но, например, православные девочки все-таки должны ходить в платье, а не в брюках, и если в православной школе допустить ношение брюк, то нормальных православных девушек не воспитаешь, потому что за брюками пойдет косметика, а за косметикой - совершенно другая линия воспитания.

Многие считают, что после такой изолированной среды ребенок уже не может нормально адаптироваться, оказывается беззащитным против окружающего мира и становится жертвой первых же попавшихся искушений. Но это совершенно не так. Потому что если в ребенке сформированы определенные жизненные установки, то ему уже ничего страшно вокруг не будет. Эти установки и будут некой прививкой против окружающего мира".

О. Алексей Уминский, духовник Свято-Владимирской православной школы: "Наша система запретов, хоть и очень четкая, не является основополагающим принципом воспитания. Она есть некий страховочный момент. У нас, например, нет такого принципа не смотреть телевизор. Мы решаем эту проблему другим путем. В прошлом году у нас для старшеклассников существовал киноклуб - они приносили свои кассеты, и мы с ними обсуждали фильмы, которые они смотрят, или я приносил и показывал им фильмы, которые я сам любил в детстве. Дети ведь все равно нарушают запреты. У них своя система эстетических ценностей, они не доросли еще до нашей системы. Педагоги по крайней мере должны знать, что наши дети делают, что им нравится. Если мы будем просто запрещать, мы никогда этого не узнаем. Для нас очень важно разговаривать с детьми на любые темы, которые их волнуют. Дать им возможность задавать любые вопросы и найти в нас, учителях, собеседников. Скажем, у нас устраиваются гимназические литургии, а после литургии мы приходим в гимназию и у нас тут бывает трапеза и беседа. Я в течение трех часов отвечаю на всевозможные вопросы - от самых духовных и сложных до самых простых. "Почему нужно платить в транспорте, какие книжки читать, почему нельзя читать про Гарри Поттера, что можно смотреть по телевизору, какую музыку слушать?" На этих беседах иногда я прошу самих старшеклассников отвечать на какие-то вопросы для тех, кто младше. Таким вот образом мы пытаемся готовить их к тому, что на эти вопросы им придется отвечать самим".

Елена Федоровна Шичалина, директор Классической гимназии: "Я считаю, что нужно детей ограждать от воздействия массовой культуры, вне всякого сомнения. Я бы с удовольствием и взрослых людей от нее ограждала, но уж это никак не в моей власти. Насколько можно, нужно этого избегать. Но нельзя просто запретить смотреть телевизор, потому что это тут же превращается в запретный и потому притягательный плод. По телевизору, например, можно выбрать английские фильмы о птицах или животных, которые великолепно сняты и которые смотреть интересно и полезно. А если родители позволяют смотреть всякого рода триллеры, то это уже другой разговор".

О. Алексей Сысоев, директор и духовник гимназии "Радонеж": "Телевизор мы показываем, когда нужно - учебные фильмы. Конечно, мы в коридорах не ставим телевизоры для развлечения, и вообще культуры развлечений у нас нет. Она изживается, где только можно, потому что она перевоспитывает человека в сторону расслабленности, в сторону бессловесности, безличия. Человеку хорошо не тогда, когда его все развлекают, тогда ему как раз очень плохо, потому что он быстро насыщается, и ему все становится скучно, и его уже влекут наркотики, преступления и т.д. Поэтому мы детей так нагружаем, что у них особо времени и нет на это, дай Бог справиться с уроками, дай Бог вздохнуть, погулять. И в школе - как можно больше всяких событий, всякого общения, целый мир отдельный должен быть".

Главный инструмент воспитания
Приятно, что в православной школе есть место понятиям, казалось бы, давно ушедшим из нашей повседневной жизни. Например, "честь". "Дорожа своей честью, ученик дорожит и честью своей школы, своего класса, а потому должен воздерживаться сам и удерживать своих товарищей как в стенах гимназии, так и вне ее от всякого рода дурных поступков", - гласит устав Свято-Владимирской школы. Устав этот в нынешнем виде сложился после пяти или шести лет жизни школы. Но обсуждать его школа продолжает до сих пор.

О. Алексей Уминский, духовник Свято-Владимирской школы: "Важно научить ребенка внутренней цельности, и чтобы эта цельность была не просто декларирована и навязана школой, но избрана самим учеником. Поэтому каждый год мы устав принимаем заново - собираем всех детей и с ними вместе обсуждаем: есть ли их собственная воля на то, чтобы жить именно так. В идеале школа - это то, что дети любят. То, что они строят вместе с нами".

И вот мы снова возвращаемся к той самой, высокой воспитательной задаче школы. "Свой труд в гимназии преподаватели, учащиеся, родители... рассматривают прежде всего как церковное послушание, исполнение которого приносит не только прочные знания, но, самое главное, духовно созидает человека, совершенствует его, соединяет со Христом", - сказано в том же уставе. То есть жизнь православной школы рассматривается как некое церковное служение. А эта жизнь и есть главное средство, инструмент воспитания.

О. Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии: "Чтобы воспитать православного христианина, нужно показать ему пример настоящей христианской жизни. Каждый педагог должен являться таким примером - это основная часть воспитательной работы любой школы. От введения дополнительных богословских дисциплин - например, изучения Ветхого и Нового Завета, церковнославянского языка - у ученика, может быть, прибавится знаний, но от этого еще он не станет добрым христианином. Должна быть определенная атмосфера - атмосфера христианской любви, церковной обстановки, церковного духа, которым дети должны жить. Это требует от учителей, в частности, усиленной работы над собой".

Тут важно особое единство, которое достижимо только в Церкви.

О. Андрей Постернак: "Залог успеха воспитательной работы - единство между учителями, родителями и духовниками детей. В каком-то смысле должен быть коллектив единомышленников, который шире самой школы. В условиях современной России такую атмосферу может создать приход. Именно церковный приход должен быть тем стержнем, который объединяет родителей и педагогов и священников".

О. Алексей Уминский: "Чем действует обычная школа? Тем, что между всеми созданы определенные барьеры, и каждый живет по свою сторону баррикады. Учитель ученика воспринимает как своего врага, оппонента. И наоборот: если ученик учителю не противодействует, то он в глазах других учеников какой-то "ботаник". То же самое - учитель с родителями: он постоянно давит, чтобы они чего-то добивались от своего ребенка, а они отбиваются. У нас тоже все это бывает - взаимные претензии и пр., но мы стараемся по-другому решать эти проблемы. В Церкви же нет между нами таких барьеров. А существует система христианских добродетелей, к которым мы стремимся: послушание, покаяние, терпение, вера, милосердие, кротость и многое другое. Мы принимаем семью в эту систему отношений. Если родители входят в нее и начинают вместе с нами созидать школу, получается очень хорошо. Получается такой педагогический эффект, которого нигде никогда не достигнешь. Если же родители начинают противоречить, то бывает гораздо тяжелее".

Внутренний враг
А что вообще бывает, если взгляды родителей расходятся с принципами той или иной православной школы? Такая ситуация для всех участников достаточно драматична. Марина Леонидовна Кондюрина, директор Свято-Владимирской школы: "Способ воспитания только один - каждый день быть рядом с детьми и показывать им свой пример христианской жизни, благочестия. И чтобы дома они видели то же самое. Ребенок все время должен быть в одной и той же среде - и в школе, и дома". О. Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии: "Именно атмосфера семьи формирует личность. Школа совершенно бессильна в той ситуации, когда родители хотят добиться чего-то иначе. Примеры этому есть, в таких случаях происходят очень серьезные конфликты, и в конечном счете родители побеждают".

В такой ситуации выход один - менять школу. Конечно, повод для исключения - действительно серьезные проступки, которые случаются и с православными детьми. О. Андрей Постернак: "Поверьте, что в последнее время мы сталкиваемся практически со всеми проблемами, с которыми сталкивается любая светская школа. Не надо думать, что у нас учатся ангелы, которые только молятся и ходят в платочках". Бывает всякое: дети и врут, и ябедничают, и списывают, и крадут что-то друг у друга, и дерутся, и обзываются - как все дети. В одной из школ сталкивались с употреблением наркотиков...

Иногда такие провинности воспринимаются как преступление против школы, почти что вражеская вылазка. "Бывают дети, они могут быть даже отличниками, которым вся эта жизнь православная совершенно не нужна, и этот отличник тебе улыбается, а на самом деле ведет свою подпольную работу среди детей", - слова одного из преподавателей Традиционной гимназии. Такое отношение смущает стороннего наблюдателя, но имеет свои причины. Вот как это объясняют руководители Свято-Владимирской школы: "Скажем, кто-то принес неприличный журнал или украл вещи из карманов. Действительно, это поступок на уровне вражеского. Это как бомба замедленного действия, которую ребенок приносит в школу, зная, что это плохо, - конечно, это позиция, явно противоборствующая тому благому, чему здесь мы пытаемся научить". "Когда к нам приходит ребенок из другой системы отношений, где его как православного все шпыняли, потому что он был в меньшинстве, то здесь оказывается, что он молодец среди овец. - говорит о. Алексей Уминский, - И он начинает себя утверждать на фоне вот этих овец, которых никто не обижал, не сманивал покурить или пивка попить. А они, как под дудку крысолова, моментально, разинув рот, за таким парнем куда-то уходят, не умея ничего ему противопоставить. В этом смысле очень похоже, что приходит враг вместе с этим ребенком. Хотя не сам этот ребенок, конечно, враг". И не всякий такой случай - повод для исключения. Тут главный критерий - готовность семьи что-то менять, сотрудничая со школой. "Бывает, что с каким-то мальчиком сложности, но поговоришь с мамой и видно, что за этого мальчика дома борются, мама видит все проблемы и пытается что-то сделать. А бывает, что ты говоришь с родителями, а родители врут. Т.е. делают вид, что они живут православной жизнью, и просто покрывают ребенка", - признаются преподаватели. С трудными детьми школа может работать упорно, проявляя немалое долготерпение ведь исключение - это в любом случае признание педагогического поражения. Но на другой чаше весов - другие дети, которых надо сохранить. О. Алексей Уминский: "Единственное, за что мы выгоняем сразу и всегда, это поступки, связанные с безнравственностью. Потому что здесь уже вопрос заразы, вопрос сохранения других детей стоит на первом месте".

Интересная жизнь
Драмы и конфликты, конечно, не составляют сердцевину школьной жизни. Православные педагоги, говоря о том, что воспитывает прежде всего атмосфера школы, прилагают немало усилий, чтобы сделать школу интересным для детей местом - выстроить эту самую школьную жизнь, наполнить ее событиями, традициями, праздниками, экскурсиями, паломничествами, чаепитиями и даже балами. В Традиционной гимназии очень популярен спорт - волейбольные и другие соревнования; каждый год на Рождество и на последний звонок ставятся спектакли, а география школьных поездок простирается весьма далеко - этим летом, например, ездили в Екатеринбург. Не чужды здесь и академичности: гимназия устраивает ученические естественнонаучные конференции. В Свято-Владимирской школе издают два собственных журнала ("Красно Солнышко" - для младших, "Гимназист" - для старших) и газету Alma mater, в которой обсуждаются актуальные и спорные для школьников вопросы. Дети из "Сабурово" на каникулах занимаются археологическими раскопками, расчисткой и обустройством старых заброшенных сельских кладбищ, проходят практику по биологии на исследовательской станции на Белом море, а однажды ездили в Приокско-Террасный заповедник - посмотреть на зубров. В Классической гимназии устраиваются детские научные конференции, в конце каждого семестра ставятся спектакли. За 9 лет гимназисты посетили около 50 русских городов, ездили на учебную практику по истории и истории искусства в Псков и Санкт-Петербург, побывали в православном лагере в Греции. В "Радонеже" уже три года действует туристический клуб, есть изостудия, где кроме школьников могут заниматься их родители и вообще прихожане гимназического храма. Многим, наверное, известен палаточный детский лагерь "Радонежа" возле Оптиной пустыни - за 10 лет его существования там перебывали сотни детей, причем не только из самой гимназии. В общем, увлекательных дел хватает. Сразу двое из директоров пожаловались мне, что после уроков детей из школы не выгонишь...

Что же касается сомнений скептиков относительно того, по силам ли школе "воспитать настоящего христианина", то хочется напомнить: трудность задачи не означает, что от нее вообще надо отказаться. Мне лично показались очень убедительными слова духовника гимназии "Радонеж" о. Алексея Сысоева: "Конечно, мы можем не выполнить того, что предначертано. Но мы точно знаем, что не мы все совершаем. И нам Господь не дал низких задач, если вспомнить, как написано: "Будьте святы, ибо Я свят". Вот ведь как! "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное". Попробуйте укрыться где-нибудь в тени после этого!"

Юлия Данилова



Православные школы: штрихи к портрету

Гимназия "Радонеж"
ИСТОРИЯ
. Старейшая из православных гимназий Москвы (открылась в 1990 году), при этом с самого начала была не приходской, а открытой школой. Состоялось 9 выпусков. Сейчас занимает здание бывшего детского сада в Ясеневе.

ДЕТИ. Принимают детей только из воцерковленных семей. Рекомендация духовника семьи желательна, но не обязательна. Родители всех поступающих проходят собеседование с духовником гимназии. В старшие классы детей принимают с испытательным сроком не менее двух месяцев - чтобы разобраться, потянет ли ребенок здешние учебные нагрузки.

Сейчас в школе около 210 учеников, есть все классы, в основном по два класса в параллели.

ЦЕРКОВЬ. С 1993 года при гимназии открыт домовый храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во всех классах 1 раз в неделю преподается Закон Божий. Каждый день - общешкольная молитва перед занятиями, молиться ли перед каждым уроком - зависит от куратора класса. По понедельникам - молебен прп. Сергию. Начиная с 4-го класса два раза в год есть литургическая практика: дети поют, читают и прислуживают в храме, и все исповедуются и причащаются.

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс при поступлении в 1-й класс - 1,5-2 человека на место. Гуманитарная направленность образования, углубленное изучение языков, в том числе древних, с акцентом на сравнительный грамматический анализ.

Поступаемость - практически 100%: МГУ (в основном филологический и исторический факультеты), ПСТБИ, Медицинская академия, Педагогический университет, МАРХИ и др. вузы.

ЦИТАТА. Директор и духовник гимназии о. Алексей Сысоев: "Если родители искренне живут с Богом, то они могут увидеть, что как не они задумали и "слепили" этого ребенка, так они его не могут и всецело воспитать и всецело ввести в эту жизнь. Они должны найти свою скромную, но достойную нишу здесь. Если они ошибутся, то они будут или тиранами - и тогда ребенка искалечат, или слишком отпустят ребенка - и он вырастет сластолюбцем или даже преступником. Нужно здесь занять строгую религиозную позицию. Есть такая пословица: ребенок - гость в семье. Точно так же и школа должна находить верные пропорции взаимоотношений и понимать, насколько она смеет видеть человека".

Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского (гимназия "Сабурово")
ИСТОРИЯ
. Открылся 12 лет назад как несколько православных классов на базе государственной школы, затем школе было передано здание бывшего детского сада, сейчас строится собственное школьное здание.

В структуру центра кроме школы входит православный детский сад, досуговый центр, воскресная школа и филиал музыкальной школы.

ДЕТИ. Приоритет при поступлении у детей из близлежащих приходов, однако в школу принимают и детей из семей, только начинающих воцерковляться. Перед поступлением проходит собеседование сначала с семьей, а затем с ребенком. У родителей есть возможность посещать воскресную школу, а домашнее задание по Закону Божию дается не только ребенку.

Сейчас в школе 270 детей, есть все классы - от 1-го до 11-го.

ЦЕРКОВЬ. Своего храма пока нет, но на одной территории с новым зданием гимназии строится храм во имя прп. Иосифа Волоцкого. В самой школе ежедневно вычитывается акафист прп. Серафиму Саровскому (дежурные классы), молитвы перед началом каждого урока и после его окончания. Раз в неделю служится водосвятный молебен. Духовные дисциплины в программе: Закон Божий (1 час в неделю), в начальной школе добавляется духовное пение и церковнославянский. Духовник - о. Александр Иванников (служит в Подмосковье, настоятель строящегося храма во имя прп. Иосифа Волоцкого).

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс - 3 человека на место в 1-м классе. Старшие классы профильные (гуманитарный, математический, естественнонаучный). Многие выпускники поступили в семинарии и ПСТБИ.

ЦИТАТА. Директор Т.И. Лещева: "В вопросах воспитания большое значение мы придаем послушанию. Неумение или нежелание подчиняться в дальнейшем приведет к анархии, а достигший начальственного положения, но не знающий послушания, не сможет быть добрым и умелым руководителем для других. Добродетель же послушания более всего помогает раскрыть творческие способности человека".

Традиционная гимназия
ИСТОРИЯ
. Гимназия официально существует с 1992 года, хотя уже в конце 80-х прихожане Николо-Кузнецкого храма фактически создали православный класс в обычной светской школе. Первый выпуск - в 1993 году. Гимназия начинала свою жизнь в помещении музыкальной школы им. Шопена, теперь располагается в специально построенном в 1998 году здании в центре Москвы.

ДЕТИ. Принимаются дети только из воцерковленных семей, при этом приоритет - прихожанам Николо-Кузнецкого и Свято-Димитриевского храмов. При поступлении требуется письменная рекомендация от духовника ребенка или его родителей (для малышей, которые еще не исповедуются). Сейчас в гимназии 393 ученика, все классы (по два в параллели). С 2000 года введена школьная форма.

ЦЕРКОВЬ. Домовый храм во имя свт. Петра, митрополита Крутицкого. Раз в неделю проходят гимназические литургии, присутствие на них необязательно, но желательно. Директор гимназии о. Андрей Постернак: "Мы требуем от учеников, чтобы они вели добрую церковную жизнь. Но нельзя заставить причащаться или ходить в храм - это было бы кощунством, насилием над свободной волей человека. Жесткий учет тут был бы некой профанацией, формализацией церковной жизни, которая произошла, например, в России в начале XX века, когда люди хорошо знали катехизис, но были совершенно нецерковными по духу. Примером этого являются многие наши революционеры, которые кончали духовные школы. Надо постараться сделать так, чтобы дети ходили на уроки Закона Божия с радостью, чтобы они молились искренне, от всего сердца". Закон Божий во всех классах - 1 час в неделю. Каждый день - общая молитва перед началом занятий. Духовник гимназии - настоятель Николо-Кузнецкого храма, ректор ПСТБИ прот. Владимир Воробьев.

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс в гимназию - 2 человека на место. Специализации нет, но на высоком уровне преподаются физика и математика. Для особенно успевающих по этим дисциплинам даже учреждена специальная стипендия. Практически все выпускники продолжили обучение в вузах. Около 23% всех выпускников поступили в МГУ, около 22% - в ПСТБИ.

ЦИТАТА. Директор гимназии о. Андрей Постернак: "Православные школы изменились и сейчас находятся перед теми же проблемами, которые стоят перед обычными школами. Это связано и с натиском извне, и с тем, что православные школы прошли героический этап своего становления, когда приходили дети из очень крепких церковных семей, когда эти школы держались на религиозном порыве. Энтузиазм быстро проходит. И школы переходят в новое состояние, когда требуются профессионализм кадров и духовное обновление школы".

Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа
ИСТОРИЯ
. Школа была создана по инициативе прихожан храма св. Владимира в Старых Садах в 1991 году. Уже около семи лет в ней есть все классы - с 1-го по 11-й. Расположена в помещениях, когда-то принадлежавших Ивановскому монастырю. У старшей и младшей школы отдельные здания, соединенные общим двориком.

ДЕТИ. Школа создавалась для детей прихожан, но, по словам ее духовника о. Алексея Уминского, "давным-давно переросла приход". Принимаются только воцерковленные дети (нужна письменная рекомендация духовника семьи, плюс проводится собеседование с духовником школы). 125 учеников, по одному классу в параллели.

ЦЕРКОВЬ. Домовой церкви нет, но школа расположена в двух шагах от храма святого Владимира в Старых Садах. День в школе начинается с общей молитвы, в старшей школе - молитва перед каждым уроком. Из устава: "Руководство гимназии не следит специально за тем, все ли гимназисты посещают храм. Но в те дни, когда праздничный день совпадает с учебным, все гимназисты, преподаватели, по возможности - родители исповедуются и причащаются в храме св. Владимира".

Два раза в год, в Рождественский и Великий пост, все дети исповедуются у духовника гимназии. С 1-го по 11-й классы преподается Закон Божий (1 час в неделю, в 10-м и 11-м классах - по 2 часа в неделю).

ОБУЧЕНИЕ. Желающих поступить в первый класс обычно в 2-3 раза больше, чем мест в школе. Специализации нет. Поступаемость в вузы близка к 100%: МГУ, МАИ, Педагогический университет, Университет Патриса Лумумбы, Энергетический и другие московские вузы.

ЦИТАТА. Директор М.Л. Кондюрина: "Любое проявление жизни ребенка - взаимоотношения с товарищами, с родителями, с учителями, отношение к школе, к учебе - все это является проявлением его духовного устроения. Естественно, что любое отклонение ребенка от нормальной, христианской духовной жизни сказывается во всем - в учебе, в отношениях с товарищами. Детей у нас мало, и они все на виду. Любые неправильности - соперничество, зависть, ревность, жадность, тщеславие - видны и требуют нашей реакции. Все эти неправильности опять же из области греха, неправильного устроения. Если у нас православная школа - как мы можем проходить мимо этого?"

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете
ИСТОРИЯ
. Эта гимназия создавалась не как приходская школа. В начале 90-х годов при научно-просветительской организации "Греко-латинский кабинет" были организованы курсы древних языков, откуда в 1993 году были набраны дети в классическую гимназию. Первый выпуск - в 1999 году. Первоначально в гимназию принимались дети с пятого класса, начальной ступени образования не было. Начальная школа создана в 1999 году.

Сперва гимназия действовала при Спасской церкви Заиконоспасского монастыря, где когда-то размещалась Славяно-Греко-Латинская академия, а теперь занимает здание бывшего детского сада недалеко от Новодевичьего монастыря.

ДЕТИ. Сейчас здесь 131 ученик, есть все классы (по одному классу в параллели). Принимают не только воцерковленных детей, но и тех, родители которых хотят приобщиться к православной вере. Директор Е.Ф. Шичалина: "Есть дети, которые были крещены за время учения в нашей школе".

Из всех школ, которые мы посетили, эта единственная, где девочкам разрешено ходить в брюках.

ЦЕРКОВЬ. Домовый храм во имя Трех Святителей, приписанный к храму пророка Илии (Обыденному), освящен в 2000 году. Участие в богослужении для детей не обязательно. Обязательно присутствие на общих молебнах на начало или окончание учения. Молятся перед и после трапезы, а также перед и после урока Закона Божия. Что касается задачи воспитания в вере, то директор школы Е.Ф. Шичалина формулирует ее так: "Мы ставим задачу воцерковления, приучения детей к храму. А что касается воспитания, то вера, на мой взгляд, не воспитывается, вера Господом посылается. Я бы так сказала: у нас школа, развивающаяся в направлении православной школы". Для изучения Закона Божия выделен 1 час в неделю в течение всех 11 лет. С 1-го по 5-й классы школьники обязательно посещают занятия православного обиходного хора. Факультативно можно заниматься церковным пением на греческом языке.

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс - 2-3 человека на место.

Школа строится по модели дореволюционной классической гимназии: преподавание древних языков (латыни и древнегреческого) в большом объеме, плюс сильная математика. Преподавание новых языков: английского или французского как первого языка, по выбору учащегося второй язык: французский, немецкий или английский.

Все выпускники поступили в вузы: МГУ (физфак, биофак, мехмат, географический, исторический, филологический и экономический факультеты), РГГУ, МГИМО, МАРХИ и др. вузы.

ЦИТАТА. Директор Е.Ф. Шичалина: "Чтобы обсудить с детьми явления и проблемы современной жизни, мы часто используем древние тексты. В древних текстах, написанных на латыни и греческом, много мудрости. В баснях Эзопа, например, в беседах Сократа. Все, что Сократ обсуждал, оказывается весьма актуально в нашей жизни".
Православные общеобразовательные школы Москвы
Публикуя список, мы хотели бы отметить, что это лишь справочная, а не рекомендательная информация. Школу для своего ребенка, конечно же, должны со всем вниманием и ответственностью выбирать родители.


Гимназия "Радонеж". Классы: 1-11-й. Адрес: пр. Одоевского, 13. Тел.: 423-51-22.

Свято-Владимирская школа. Классы: 1-11-й. Адрес: М. Ивановский пер., 4. Тел.: 924-82-94.

Школа во имя ап. Иоанна Богослова. Адрес: ул. Герасима Курина, 22, кор. 2. Тел.: 145-58-74.

Православная школа искусств. Классы: 1-9-й. Адрес: просп. Мира, 43. Тел.: 281-95-71.

Гимназия "Сабурово". Классы: 1-11-й. Адрес: ул. Ясеневая, 33, кор. 2. Тел.: 399-44-79.

Традиционная гимназия. Преимущественно дети из Николо-Кузнецкого и Свято-Димитриевского приходов. Адрес: Тессинский пер., 3. Тел.: 916-36-13.

Школа "Свет". Принимаются только дети из прихода храма Благовещения в Петровском парке. Классы: 1-11-й. Адрес: ул. 8-го Марта, 6г. Тел.: 214-29-26.

Классическая гимназия при церкви иконы Божией Матери "Знамение". Классы: 1-11-й. Адрес: ул. Ляпидевского, 10а. Тел.: 456-41-87.

Классическая гимназия во имя свт. Николая Чудотворца. Классы: 1-11-й. Адрес: Булатниковский пр., 16, кор. 3. Тел.: 383-89-56.

ЦПШ при храме Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря. Классы: 1-11-й. (Набор в первый класс на 2004 год приостановлен: пока нет помещения.) Адрес: 2-й Красносельский пер., 5, стр. 1. Тел.: 264-55-74.

Школа во имя св. блгв. князя Александра Невского. Классы: 1-11-й. Адрес: ул. Талалихина, 24. Тел.: 270-63-58.

Общеобразовательная школа им. св. блгв. князя Даниила при Даниловом монастыре. Школа открыта недавно, пока есть подготовительный, 3-й и 5-й классы, в 2004 году будет набор в 1-й класс. Адрес: Даниловский вал, 22. Тел.: 955-67-90.

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина. Классы: 1-11-й. Адрес: Новодевичий пр., 6а. Тел.: 246-43-47.

Средняя общеобразовательная школа "Живоносный Источник" в Царицыне. Классы: 1-8-й. Адрес: ул. Солнечная, 2. Тел.: 325-43-03.

Школа "Димитриевская". Открыта в 2003 году, пока есть первый класс, идет набор в 1-й и 3-й классы на 2004/05 год. Адрес: Ленинский просп., 8, кор. 12. Тел.: 237-60-49.

Лицей духовной культуры во имя прп. Серафима Саровского. Классы: 8-11-й. Адрес: ул. 3-я Парковая, 34, стр. 3. Тел.: 163-15-41.

Прогимназия "Пересвет". Светская школа с православными компонентами обучения: преподавание истории с позиций Православия, молитва перед занятиями, беседы со священником. Классы: 1-4-й. Адрес: ул. Б. Грузинская, 67. Тел.: 254-65-18.

Почему я отдаю своих детей в православную школу?

Я родился в православной семье. Мне 33 года, и мое школьное детство прошло при советской власти. Мне есть с чем сравнить современную ситуацию в школьном образовании. Было ли нам, православным детям, трудно в школе? Пожалуй, было. Можно даже сказать, что некоторые из нас становились маленькими исповедниками веры: нам приходилось отвечать на ироничные (в лучшем случае) вопросы одноклассников и учителей, нас пытались заставить снимать нательные крестики на уроках физкультуры. Нужно сказать, что далеко не все мы одинаково выдержали эти испытания: я знаю примеры, когда 7-летние дети открыто и гордо исповедовали веру, но известны и случаи, когда мои ровесники и стеснялись, и комплексовали, и даже отрекались. Но, оглядываясь на свое детство, я вижу одну общую и главную нашу проблему: мы были вынуждены жить в двух земных мирах. Один мир "домашний": мама, папа, братья, Церковь, батюшка. Другой - "школьный" (ведь школьная жизнь занимает чуть ли не половину времени школьника): одноклассники, политинформация, совет отряда. И между этими мирами - пропасть, через которую мы перешагивали все детство.
Кто-нибудь скажет: ну теперь-то, чай, не советская власть, никто православных не гонит. Это вопрос спорный, если учесть армию покемонов, человеков-пауков, черепашек ниндзя, шреков и "просто маленьких миленьких вампирят", которые вместе с детьми из невоцерковленного общества приходят в школы. В моем детстве хоть и спрашивали, широко раскрыв глаза: "Вы что, ве-ру-ю-щи-е?!" - зато меньше вампирят было, а отдаленный слух про наркотики долетел до наших ушей только в последних классах. А теперь все иначе. И выходит, что пропасть между мирами все равно осталась.

У моих детей есть возможность жить в мире целостном, гармоничном. Что я имею в виду? Любая система воспитания предполагает систему свобод и запретов. Так вот, отдавая детей в православную школу, я знаю, что система свобод и запретов там такая же, как и у меня дома (не путать с "домашней атмосферой", которой хвалятся иные гимназии!). Это свобода помолиться вместе с одноклассниками и учителями перед занятиями. Свобода пойти в день Ангела не в школу, а в храм. Свобода не чувствовать дискомфорта от своей православности. Это запрет смотреть телевизор. Запрет приносить неприличные журналы. Запрет сквернословить. Пока система свобод и запретов в моем доме и в моей школе одна и та же, я предпочитаю православную школу.

Федор Котрелев, отец четверых детей



Нестареющий опытВ Москве, в Староконюшенном переулке стоит школа № 59 имени Н.В. Гоголя. Хорошая московская школа. Но есть в ней одна черта, которая отличает ее от многих других московских школ: это школа старинная, еще дореволюционная. Раньше она называлась Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых. В редакцию "НС" попала очень интересная книга - подробнейшее описание Медведниковской гимназии, изданное еще в 1904 году.
СПРАВКА.
Свое название Медведниковская гимназия получила в честь коммерции советника Ивана Логгиновича Медведникова и его супруги Александры Ксенофонтовны. Представители сибирского купеческого рода, знаменитого своей благотворительностью, они завещали крупную денежную сумму на дело народного просвещения. В 1901 году душеприказчик Медведниковых Н.А. Цветков получил разрешение начать строительство мужской гимназии. В 1902 году здание было заложено, а уже в сентябре 1903-го гимназисты вошли в новые классы.

Через 100 лет после открытия гимназии поражает энергичность людей, ее создававших. Внушительных по тем временам размеров четырехэтажное здание было построено всего за год, а еще через год дирекция гимназии уже публикует 600-страничную книгу "Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни" с подробнейшим описанием устройства гимназии и осмыслением ее педагогического опыта.
Основы, на которых строилось образование и воспитание в Медведниковской гимназии, были для своего времени весьма прогрессивными, а сама гимназия была замыслена как учебное заведение нового типа. На рубеже XIX-XX веков как раз шла оживленная полемика о необходимости школьной реформы в России. Во-первых, сторонники реформы призывали сделать школу более национальной, увеличив количество часов русского языка и истории и ограничив изучение древних языков. Судя по учебным планам Медведниковской гимназии, изучение латыни начиналось там лишь в 3-м гимназическом классе (соответствует нынешнему 6-му), а греческого - вообще в 5-м (наш 8-й), да и то в виде факультатива. Без всякого преувеличения это было новаторство. Вторая идея реформаторов состояла в том, что вместо древних языков вводилось усиленное изучение новых. В Медведниковской гимназии даже приготовишки (1-й приготовительный класс, наши первоклассники) имели 5 часов французского в неделю! Больше часов было только русского языка - 6.

Третья идея, провозглашавшаяся реформаторами, - теснейший контакт педагогов с родителями. В книге публикуются советы гимназического доктора родителям учеников. С поразительной основательностью сообщаются такие вещи, как оптимальная температура воздуха в детской, частота гигиенических процедур, наилучшее устройство письменного стола и множество других вещей. Анкета, которую ежегодно должны были заполнять родители медведниковцев, содержит 19 пунктов, среди которых такие, как "Учился ли музыке?", "Применялись ли телесные наказания?", "Самостоятельно ли готовит уроки?" и "Какие средства исправления больше действуют: убеждение, ласка, угроза, устрашение, лишение чего-нибудь, наказание?". Руководство гимназии действительно хотело знать о своих учениках как можно больше. С самого начала существования гимназии ее дирекция объявила о своем намерении проводить регулярные родительские собрания и старалась сделать их неформальными. В книге публикуются вопросы, обсуждавшиеся на этих собраниях: "Не замечается ли недостатков нынешнего расписания уроков?", "Сколько времени ученик тратит на приготовление уроков?", "Замечается ли влияние школы на характер ученика, на его привычки, вкусы?" - и еще множество других вопросов.

При всем своем новаторстве Медведниковская гимназия оставалась преданной принципам православного образования. Каждый учебный день начинался с общей молитвы. Молитвенное правило состояло в пении и чтении обычных молитв и чтении Евангелия на русском языке. Домового храма в Медведниковской гимназии не было, но в храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке (в советское время он был разрушен), располагавшемся напротив, для нужд гимназии был выделен целый придел.

Самая интересная часть книги касается нравственного воспитания. Из "Основ" можно видеть, что в гимназии всячески поощрялись такие качества, как правдивость, товарищеский дух, честность. Директор гимназии рассказывает историю, показывающую, как гимназисты дорожили честью своей школы. "Следует указать один случай, когда весь класс, как один человек, на уроке директора заявил, что такой-то их товарищ (тут же при этом присутствовавший) скверными выходками, совершенными где-то в переулке на Садовой, позорит Медведниковскую гимназию и в частности их класс и что они не желают иметь с ним ничего общего. Провинившийся не пытался даже защищаться, когда целый ряд его товарищей горячо и беспощадно-точно изложили в его присутствии все его выходки". Преподавателям удалось установить с учениками такие отношения, что дети, по свидетельству директора, очень часто не хотели уходить из гимназии домой, рвались выйти раньше срока после болезни, а одним из самых страшных наказаний для гимназистов был запрет на посещение гимназии.

"Случилось так, что один из занимавшейся немецким языком группы в 10 человек, выходя первым по окончании урока из класса, затушил электричество, а другой стал в дверях и не пускал товарищей выходить, отчего произошла в темноте свалка и возня, - рассказывает директор. - На другой день зачинщики, правда, после минутного колебания, по обычаю, назвали себя, когда к целому классу был обращен вопрос, кто это сделал. Им было объявлено, что они могут более не являться на уроки немецкого языка. Это было около 2 часов. Директор, наложивший это наказание, засиделся в кабинете с делами до 5 часов и, выходя, к великому своему изумлению, увидел, что эти два мальчугана, кстати сказать, довольно легкомысленные и большие шалуны, все в слезах, дожидаются его уже два часа, чтобы выпросить у него позволение оставаться несколько раз в неделю в гимнази после уроков до 4-5 часов!"

Особое внимание уделялось спорту, подвижным играм и всевозможным упражнениям. Под крышей, в мансардном этаже был устроен прекрасный гимнастический зал, зимой у здания гимназии заливался каток и горка. В "Основах" специально подчеркивается, что никто из преподавателей не препятствует беготне и шумным играм в коридорах во время перемен. Впрочем, это вовсе не означает, что детям позволялось "выходить из себя". Им "разрешается борьба и всякие игры, но строго воспрещается драка, ссоры, грубые выходки, т.е. только то, что вредно и опасно для здоровья или носит в себе начала обиды и оскорбления личности товарища".

Учебный день был разбит во всех классах на две части: после двух-трех уроков была большая перемена, игры и гимнастика. После этого гимназисты завтракали. Проблема горячих завтраков очень сильно волновала дирекцию: отдельная глава книги посвящена тому, насколько питание в школе отражается на самочувствии и успеваемости учеников. Обычно завтрак гимназиста был заботой его родителей. В Медведниковской же гимназии с самого начала было решено сделать завтрак централизованным. Однако обеспечить горячими завтраками все классы гимназии удалось не сразу, и дирекция делает весьма поучительные наблюдения. "Классы, не пользовавшиеся завтраками в гимназии, дали больший процент заболеваемости заразными болезнями и больший процент отсутствия на уроках по болезни. "..." Ученики, мало прогрессируя физически, обнаруживали и слабую успеваемость в занятиях и отличались от остальных классов особенно слабой восприимчивостью и внимательностью". В книге приводится и примерное меню горячих завтраков в Медведниковской гимназии. Современного православного читателя список блюд удивит весьма либеральным отношением к посту: "Среда: рубленые говяжьи котлеты с гречневой кашей, чай с белым хлебом. Четверг: горячая ветчина с горошком, чай с белым хлебом. Пятница: рулет с рисом, чай с белым хлебом". Специальное постное меню гимназистам предлагалось лишь на 1-й и 4-й седмицах Великого поста: "Среда: рисовые котлеты с грибным соусом, чай с белым хлебом. Пятница: жареные пирожки с капустой или расстегаи, чай с белым хлебом".

Обучение детей в гимназии обходилось родителям в 100 рублей в год - довольно дорого для тех времен. Судя по социальному составу, здесь обучались дети из небедных семей. В 1904 году из 279 учеников 177 были представителями дворянства, 86 - различных городских сословий, 9 происходили из семей духовенства и шестеро были выходцами сельских сословий.

К сожалению, нет никакой возможности пересказать более полно все содержание 600-страничного труда. Здесь перечислены сотни учебных и наглядных пособий, тысячи единиц иллюстративного материала, десятки "туманных картин", диапозитивов, подвижных карт звездного неба, солнечной системы и т.п. Здесь подробно описаны коллекции минералов, чучел и скелетов, наборы инструментов, препаратов, химических реактивов.

Для работников современных школ и гимназий книга может служить настоящей энциклопедией школьной жизни - конечно, со скидкой на целый век. Основательность, с которой она написана, дает прекрасный пример такого отношения к делу, при котором каждый, казалось бы, маловажный вопрос приобретает значение первостепенного. Кто из современных директоров способен фактически через год после создания школы рассказать о ней в таком объеме?

Федор КОТРЕЛЕВ



Нам показалось интересным обратиться с просьбой прокомментировать опыт Медведниковской гимназии к духовнику недавно созданной православной школы "Димитриевская" прот. Аркадию ШАТОВУ.

- О. Аркадий, вы знакомились с опытом Медведниковской гимназии. Что вам показалось поучительным, что захотелось повторить в вашей школе, а что, наоборот, вызвало критическое отношение?
- Достойно подражания то, насколько серьезно тогда подходили к организации гимназии, как все было продумано, как много времени уделялось подбору учебных пособий и материалов, как хорошо были оснащены классы и лаборатории, как тщательно тогда анализировали жизнь гимназии, какую подробную и интересную статистику вели, - все это очень глубоко и интересно. Многие воспитательные принципы очень интересные и хорошие - например, система наказаний, когда каждый проступок наказывался соответственно провинности: скажем, если совершил проступок против товарищей, то лишаешься общения с ними, если обманул учителей, то на некоторое время "выходишь из доверия".

Но примечательно и печально то, что Закону Божию и религиозному воспитанию уделяется в этой книге, о которой идет речь, совсем мало страниц. Об эстетическом и нравственном воспитании говорится много, а религиозное воспитание как бы само собой разумеется, о нем как бы и говорить не стоит. Они много думали о том, как избежать "мертвящего духа, мертвой буквы" в воспитании, но это не было распространено на религию. Там есть программа Закона Божия, но это не программа приобщения детей к духовной жизни, а программа преподавания неких знаний. Но если эти знания не затрагивают сердца, не касаются души, то они не помогают сохранить веру. Удивительно, ведь гимназия создавалась в 1903 году, уже подступали очень страшные времена, а люди не понимали, что дети, которых они воспитывают, веру могут очень легко потерять. Они вообще не видели здесь проблемы, им казалось, что все в порядке.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Православная гимназия

Может ли школа воспитывать? Православные гимназии Москвы Почему я отдаю детей в православную школу Реплика родителя Нестареющий опыт Как воспитывали до революции

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.