Советские детские фильмы для многих из нас до сих пор остаются прекрасными отголосками детства, свидетельствами радостного, бесхитростного и беззаботного ушедшего мира. Но только ли в обычной ностальгии по детству дело? Священник Дионисий ГУДЗЬ считает, что это не так. Эти фильмы были своего рода житиями святых, прикровенно проповедуя совершенно христианские ценности.
Кадр из фильма "У моря, где мы играли". Реж. В. Македонский, 1967 г.
Кино против реальности
Погрузившись в мир детского отечественного кино советского периода, я почувствовал, как повеяло на меня чистотой, благородством, высокими идеалами. Даже трудно выразить, насколько тепло стало на душе. Слово «ностальгия» здесь не подходит. Это отнюдь не ностальгия. Скорее что-то родное моей душе, что-то созвучное моим идеалам — странное чувство, вызванное фильмами вроде бы идеологически чуждой эпохи.
Я начал думать, в чем недостатки этих школьных милых фильмов, которые и через много лет оставляют неравнодушным мое сердце. И конечно, эти недостатки я могу назвать. Прежде всего, очевидно, оторванность от реальной жизни. Я помню, как после этих фильмов, где чудесные мальчики и девочки отстаивали честь и достоинство, вставали перед подлецами и говорили им в лицо про их подлость, спорили с учителями о смысле жизни, не боялись быть смешными, находили поддержку у взрослых (учителей или просто старших друзей), понимающих их переживания и максимализм, я приходил в свою среднеобразовательную школу и видел совсем другие лица, слышал совсем другие речи. Меня точно ковшом холодной воды обливали. Я не находил отражения в жизни тех любимых моих идеалов, от которых трепетал, посмотрев кино. Меня коробило от жаргона, от того, что лидерами в классе были те, кто наглее и сильнее. Я не видел в учителях участия в наших проблемах, они не чувствовали атмосферу, которая была в классе, и даже не интересовались ею.
Мир кино, книг и мир реальный, были столь разными, что я поскорее спешил зарыться в очередную книгу, желательно потолще, чем смотреть на школьную жизнь. Да, советские школьные фильмы были не совсем жизненными. Не отражали многих процессов, происходивших в среде детей, семей учителей, да и страны в целом. Почему же тогда я за всю жизнь так и не смог найти лучших фильмов, чем эти наивные, идеальные, нереальные? Почему?
Школьные жития
И я нахожу для себя лишь один ответ. Потому что они и должны быть именно такими. В этих фильмах должны жить люди, которые имеют те качества души, которые пленяют своей красотой и благородством и навсегда оставляют в душе след: «Ах! Как хочется быть таким же». И если эти герои нетипичны в окружающем нас мире людей, то пусть они и остаются белыми воронами.
В конце концов, и святые в любом веке оставались очень нетипичными в сравнении с окружающими их людьми. Их чувства, настроения, мироощущение совсем не родственны большинству живущих с ними. Неужели тогда не смотреть на них. Про кого тогда смотреть кино? Про погрязших в мелкой пошлости и тупо живущих подростков? Снимать кино о том, как плохо быть такими и жить так, как они живут? Да все и так знают, что это плохо. От этого не откроется, как измениться, от этого зрелища не родится даже желание измениться. Святость прививалась детям через жития святых, но не через описания жизни грешников. И советское детское кино, несмотря на советский атеизм, само того не понимая, давало образ нравственной святости или чистоты. Эти фильмы были своего рода житиями святых, прикровенно проповедуя совершенно христианские ценности.
Только надо иметь в виду, что кино, как и любой вид искусства, не может изменить человека. Оно может побуждать человека к чему-то, формировать идеалы жизни, но давать силы к осуществлению их, внутренне себя преображать, конечно, не в состоянии. И не стоит от него требовать так много. После хорошего фильма можно захотеть стать добрее. И это замечательно. Этот фильм уже не зря создан. Но чтобы стать реально лучше, нужен подвиг. Нужно еще очень много. Нужна семья, в которой сын или дочь увидит, как отец и мать борются и побеждают свои недостатки. И этот отец или мать живут теми же идеалами, и их дети видят, как они живут и как их воплощают. Нужно еще очень многое. И одним из этого многого может быть хорошее кино, в котором живут редкие, нетипичные, но очень симпатичные герои, зовущие нас на подвиг, оставляющие в наших сердцах неизгладимый след красоты добродетели.
Я рос на этих фильмах. Я не находил в себе силы стать похожим на своих любимых героев. Но я так и не сумел довольствоваться чем-то мелким в жизни. Мои идеалы были вне сферы потребления мировой индустрии развлечений и занятий. Мне всегда хотелось чего-то совершенного в дружбе или любви, в профессии или искусстве. Поэтому, мне кажется, когда я приблизился к Православию, оно совершенно естественно вписалось в систему моих ценностей. Поскольку сродные были идеалы. И осмелюсь предположить, что свою не единственную, разумеется, но и не самую маленькую роль в принятии Православия сыграли чистые, светлые, благородные школьные фильмы, посмотренные в детстве и запечатлевшие навсегда красоту добра, верности, честности, достоинства, справедливости, жертвенности и самоотверженности.
Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию несколько фильмов из совсем забытого жанра: короткометражного детского кино. В коротких сюжетах когда-то поднимали очень важные детские и недетские вопросы и успевали их решить за 20-30 минут. Не то что нынешние вулканом телеизвергающиеся сериалы, где за 20-30 серий так и не понимаешь, для чего они были сняты. Я бы назвал советские детские короткометражки антисериалами. Итак.
Короткометражный фильм-новелла «Красный агат» (режиссер А. Пологов, 1973) . Фильм для ребят 3-4-х классов. У девочки больной старый дедушка. Она узнает от рыбаков о легенде про красный агат — камень, который может вылечить любую болезнь. Но найти его непросто. Надо быть очень смелым человеком, готовым идти до конца. В этой небольшой картине главное даже не героизм девчушки, а ее характер, который раскрывается все больше, когда путь к камню становится труднее и опаснее. И в какой-то момент ты понимаешь, что перед тобой не просто девятилетняя девчонка, но совершенно необыкновенный человек, всегда готовый идти до конца и пожертвовать собой ради других.
Детский короткометражный фильм «У тебя есть я» (режиссер С. Потепалов, 1976) . Фильм для ребят 5-6-х классов. 1944 год. К эшелону с детдомовскими детьми прибивается девочка-подросток, едущая к тетке. Она знакомится в поезде с мальчиком Витей. А дальше… надо смотреть. А потом можно обсуждать, ставить себя на место героев и думать над тем, что же такое дружба, верность и предательство.
«У моря, где мы играли» (режиссер В. Македонский, 1967) — короткометражка для детей 6-7-х классов. У моря на волейбольной площадке собираются играть матч между двумя пионерскими отрядами. На вышке сидит мальчишка-судья. Принципиальный и бескомпромиссный. И как ни намекает ему капитан одной команды, что им надо помочь, судья не склоняется ни на чью сторону. Хотя совсем недавно он был капитаном этой самой команды и очень болеет за нее. На него обижаются, ему угрожают, его команда в итоге проигрывает. Все уходят, а он остается сидеть, потому что… ходить он не может, он инвалид. В какой-то момент ты вдруг понимаешь, что это необыкновенно мужественный паренек, потому что он нашел в себе силы смотреть, как другие делают то, что он сам недавно хорошо умел, а теперь уже не сможет. Нашел в себе силы радоваться за других, переживать за своих ребят, не будучи уже среди них на поле. В этом пареньке чувствуется такая цельность внутренняя, что верится: он и в инвалидной коляске проживет очень нужную жизнь и сможет служить другим и быть необходимым для других.
«Первое признание» (режиссер П. Чарквиани, 1974) — короткометражная лента для ребят 6-8-х классов. Мальчик в грузинской деревне, замкнутый, отказывающийся драться, когда его задирают, и из-за этого презираемый за трусость сверстниками. Но у него есть тайна. В деревню приезжает девочка. Мама просит паренька показать гостье самое интересное. И ей одной он открывает свою тайну. Потому что она необыкновенная. И он видит ее так, как не видит никто другой. Он открывает ей свое сердце. Только совсем скоро девочка уезжает. Очень трогательная, чистая, нежная картина.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Детские фильмы с недетскими воспосами Священник Дионисий ГУДЗЬ рассказывает о несправедливо забытых советских детских фильмах, которые ставят важные вопросы и дают на них неожиданные ответы.
Внимание: детское кино Конечно, я не хочу сказать, что кино надо запретить. Это невозможно. Но показывать его детям надо очень осторожно. Даже самое хорошее и доброе. Я бы и мультфильмы не показывал детям младше десяти лет, потому что эта громкая, яркая, цветная, ритмически выстроенная, с огромной скоростью меняющая формы реальность может повредить доверчивой и еще неокрепшей, несформированной душе ребенка. Повредить своей формой, не говоря о содержании. Оглушить, притупить чувства, исказить восприятие жизни вне рамок телевизионного экрана
Можно ли детям показывать «Хоббита»? Отвечают протоиерей АНДРЕЙ БЛИЗНЮК, который занимается миссионерской работой с молодежью, и преподаватель Димитриевской школы священник ДИОНИСИЙ ГУДЗЬ. Отцу Андрею предыдущая экранизация Толкиена Питером Джексоном – трилогия «Властелин колец» – понравилась, а отец Дионисий считает, что режиссер «убил все, что есть в книге»
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Юрий Норштейн: «Шинель» и Евангелие «Все мировое искусство имеет смысл, если в наших душах открывается любовь» -- эти христианские по сути слова принадлежат человеку, который называет себя нерелигиозным, но его творчество, как немного у кого из сегодняшних художников, полностью соответствует этому духу любви
<strong>На вопросы НС отвечант Юрий НОРШТЕЙН</strong>
Борис Заходер: неверный звук страшнее адских мук 9 сентября 1918 года родился Борис Заходер - один из тех поэтов, которые отчеканивают строчку раз и навсегда – совершенную, как дубовый лист или красная брусничина, и абсолютно необходимую на своем месте.
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Играют войну Фильмы о войне 1812 года, даже снятые в совершенно разные годы, как ни странно, имеют много общего между собой и при этом часто воспроизводят некую фантастическую реальность, почти не имеющую ничего общего с реальной войной. Откуда берутся кинематографические мифы и куда исчезает историческая достоверность, разбирается кинокритик Татьяна ШОЛОМОВА.
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Юный герой старой войны Кино о войне давно уже стало особым жанром с традиционной устойчивой системой образов. Однако последнее время установившийся канон расшатывается, герои молодеют, история меняется на глазах. Связано ли это с новыми задачами, которые ставит перед собой новый кинематограф, или причины нехудожественные и объяснение лежит в области социологии? Кино о войне смотрит и комментирует Татьяна ШОЛОМОВА
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.