Предпоследняя заметка диакона Августина Соколовски, доктора Фрибургского университета и преподавателя Киевской Духовной Академии посвящена сошествию Спасителя во ад и теме смерти Бога.
«Бог умер, мы убили его». Эти слова немецкого философа Фридриха Ницше, начавшие собой новую эпоху в истории человечества, несут в себе глубокую правду. Бог уходит из мира, уходит из человеческого сердца, уходит из общества, если он превращается в идола. Превращенный в идола Бог становится синонимом, заменяющим своим именем любое другое понятие. Возвращенное на свое место, это понятие вытесняет Бога.
В течение столетий многие видели в Боге, в вере в Него, гаранта стабильности общества. После того, как стабильность была достигнута, Бог сделался не необходимым. Многие полагали, что Бог является средством сдерживания негативных сил в самом человеке. Всем знакомы слова Достоевского: «Если Бога нет - то все позволено». Общество, человечество, достигшее благополучия, научившееся контролировать себя, более не нуждается в Боге. Бог становится синонимом благополучия, синонимом добропорядочного поведения, синонимом социальной и любой иной стабильности. Так Он превращается в идола и перестает существовать.
Восприятие Бога, Живого Бога библейской традиции по необходимости является смысловой целью всякого человеческого дыхания. Однако, оно невозможно без правильного взгляда на Бога. Каждый призван к тому, чтобы проверять себя, вдумываться и вглядываться в глубину своих помышлений, задавать себе вопрос о том, кто для меня Бог? Не является ли Он всего лишь средством преодоления страхов здесь и сейчас, или же преодоления страхов перед непонятным будущим.
Восприятие Бога, правильное отношение к Богу невозможно без правильного и адекватного отношения к ближнему. К ближнему и дальнему. Человек - предстоящий нам, человек стоящий рядом с нами, это человек, в своей беззащитности раскрывающийся нам навстречу. Это человек - несущий в себе предельную хрупкость и безобидность, человек, который может умереть потому, что у него нет нужной таблетки. Фридрих Ницше, человек и философ, провозгласивший смерть Бога, неизлечимо заболел и умер в результате болезни, когда увидел, как хозяин жестоко избивает лошадь.
Христианство по замыслу своему призвано возвещать миру весть о Живом, никогда не умирающем бессмертном Боге, Боге, который делает потухшие человеческие сердца и жизни живыми, наполняет их силой, светом и славой, которые принадлежат Ему Одному, но которые Он отдает миру без остатка. Свидетельство наше и свидетельство Церкви будет подлинным только тогда, когда оно будет видимым. Только тогда мир сможет понять, принять и воспринять слова о том, что Бог жив и Он делает нас живыми
Ад как доказательство
Согласно библейскому слову, в мире существует только одна организация, во всеуслышание говорящая о своей вечности. Имя ей – ад. Размышлению об аде посвящено значительное число богослужебных текстов, как первой, так и завершающей недели Великого поста.
В Каноне Андрея Критского нам встречаются тексты, говорящие об аде. Об аде, как следствии свободы, ставшей несвободой, и приобретшей всемогущество. Всемогущество, которое разрушает.
Слово об аде - это доказательство подлинности творения, неподменяемости истории. Это слово, подтверждающее, что всякое действие, всякое размышление, всякая причина имеют свое следствие. Это слово о том, что мир, предстоящий нам, не иллюзия, а реальность, которая стремится к завершению, и которая, в следствие греха, стала носителем саморазрушения.
Слово об аде парадоксальным образом делает свободу реальностью, делает свободу свободой, потому, что, по слову Отцов Церкви, настоящая свобода заключается не в способности выбрать между добром и злом, а в неспособности совершать зло. Именно поэтому мы и говорим, что Господь наш Иисус Христос был подлинно свободным Человеком. Слово об аде является, вопреки представлению о большинстве церковных догматов, не словом веры, но словом знания. Мы не веруем в ад, мы знаем о нем. Современность преподносит нам знание об аде в неожиданной перспективе.
Один из мыслителей 20го века, французский философ Жан Поль Сартр, которого по праву можно считать одним из отцов современного западного мира и цивилизации, произнес такие слова: «Ад - это другие». Так ад раскрывается в перспективе нежелания знать о нем, становится реальностью там, где, как кажется, от него можно отказаться. Неслучайно, современное миросознание, современная психология, часто говорят о невозможности всякого подлинного взаимного восприятия людей. То, что некогда называлось любовью, симпатией, искренностью, дружбой, является всего лишь способом прикрыть тот мир одиночества, то неприятие других и другого, которое живет в глубине человека.
Ад это реальность не веры, но реальность знания. Каждый из нас богат опытом ада, каждый из нас вполне может поделиться знанием о нем. Ребенок, заблудившийся в лесу, человек, оставшийся наедине с умершим… Что пугает их? Ведь рядом нет никого. И это «нет никого» является подлинным переживанием ада.
Слово Библии, размышление об аде в библейской перспективе, говорит нам о сошествии Господа Иисуса в ад. О сошествии Господа Иисуса в ад говорит и один из древнейших символов веры, Апостольский Символ, который словами общины говорит о том, что Господь сошел в ад.
Библейское слово об аде, о том, что человека ожидает после жизни, различается по своему содержанию в Ветхом и Новом Завете. Ветхий завет не говорит нам практически ничего о вечной участи человека, не говорит ничего о жизни после жизни. Согласно ветхозаветному библейскому представлению, всякого по смерти ожидает Шеол. Шеол - это место, в котором существование становится несуществованием. Это место, которое мифология называла Царством Теней.
Христос восходящий на Крест, терпящий смерть на Кресте, нисходит в ад, нисходит туда, где существования больше нет. Где остается или осталась только тень тени человека. Сошествие во ад Христово видимо прослеживается в его Крестном Подвиге, о котором свидетельствует вера Церкви, свидетельствует священное Писание, и свидетельствует жизнь Литургии в Церкви, когда мы вспоминаем о Его крестных страданиях. Молитвенный возглас Христа на Кресте «Боже мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) является подлинным переживанием ада, подлинным переживанием оставленности, воспринятой Господом на Себя.
Христос сходит в ад и избавляет из царствия одиночества тех, кто там находится. Так слово об аде для нас перестает быть словом знания, но преображается и делается словом веры. Словом веры, говорящей о том, что ад может быть преодолен. О том, что для каждого из нас по достижении того рубежа, где, как кажется, более нет ничего, и, что самое страшное, никого, нас ожидает Тот, Кто победил ад.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Как сделать пасху: пасочница Кулич, творожная пасха и крашеные яйца – вот три ключевых момента пасхальной трапезы, ее сакральные блюда, освященные и долгожданные, необходимые и достаточные, обрядово-традиционные и современно-актуальные. Пасхальная трапеза сегодня – все та же, что и много десятков лет назад
Как причащаться в пасхальные дни? Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?
Страстная седмица: гид по неделе После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха - крестная. Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.
Тропарь Великого четверга: между Причастием и предательством До конца времен остаются связанными темы Тайной Вечери и предательства. Предательство остается возможным и для того, кто получил дар участия в Трапезе Божией и кому омыл ноги и назвал своим «другом» Сам Господь. Тропарь Великого четверга комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Стихира Великой среды: почему вспоминают про Магдалину? О женщине, принесшей миро, сказано: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, будет сказано в память ея и о том, что она сделала». Больше никому во всех четырех Евангелиях такой памяти не обещано. Это заставляет нас надолго задуматься над тем, что же значит то, «что она сделала». Стихиру «Яже во многие грехи впадшая жена» инокини Кассии комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Подготовка к Пасхе: тайм-менеджмент православной хозяйки Готовясь к празднику Пасхи, важно помнить о том, что кажущиеся такими важными хозяйственные дела совпадают с периодом Страстной Седмицы. Мытье окон, выпекание куличей, многочисленные покупки и украшение дома не должны заслонить от нас главное – службы Страстной. Как все успеть?
Страстная седмица После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха - крестная. Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.
Что такое Плащаница? «Плащаница» — древнерусское слово, соответствующее нынешнему «простыня», по-гречески — синдон, отсюда «саван». В богослужебном обиходе так называется изображение почившего Христа. Его выставляют для поклонения в Великую пятницу и Великую субботу, а на Пасху переносят в алтарь, где плащаница пробудет на престоле до дня Вознесения Господня
Страстная Пятница. Страстная Суббота Все те события, о которых мы услышали в четверг из чтения двенадцати евангелий, разворачиваются в службах Великой Пятницы.
Страстной Четверг Тот, кто ходил в храм Великим постом регулярно, в последний четверг перед Пасхой заметит изменения. Уже со среды, после Преждеосвященной Литургии в храме не кладут земные поклоны и не слышно чтения молитвы Ефрема Сирина.
Вход Господень в Иерусалим: иконы, фрески, рельефы Царь царей въезжает в город не на белом коне, а на осляти. Дети постилают одежды по пути. Апостолы радуются. Но вдалеке уже замышляют свои коварные планы книжники, фарисеи и саддукеи. Многофигурная композиция Входа Господня в Иерусалим одна из излюбленных для художников разных эпох.
Вербное воскресенье. Начало Страстной седмицы Когда до Пасхи остается всего семь дней, верующий погружается в богослужебной церковной жизни в череду торжественных и скорбных событий. Первое из них – Вербное воскресенье. Песнопение, которое поется на службе этого дня 7 раз: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Благодать святого Духа собрала верующих в Церкви, чтобы порадоваться и поприветствовать входящего в Иерусалим Господа («Осанна»!), но и затем, чтобы последовать по его крестному пути.
Святыни Европы: терновый венец В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции — соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира — Терновый венец Спасителя
Чин умовения ног: первый стал слугой Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин умовения ног, омыв ноги 12 священникам по образу Христа, омывшего ноги своим апостолам в знак глубокого смирения. Роль Иуды не досталась никому, а роль апостола Петра выпала прот. Владимиру Дивакову
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Великая Среда: Зачем Церковь проклинает Иуду? В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Священное Писание называет его "сыном погибели", церковные песнопения "раб и льстецом", "другом и диаволом". Но в наши дни часто говорят, что ученик-предатель просто несчастный соблазнившийся человек или даже орудие Божиего замысла о спасении человечества. Как относиться к Иуде, рассуждает архимандрит ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)
Великий Четверг: между Христом и Иудой Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.