«Церковь воинствующая» — это про нас? Протоиерей Сергий Правдолюбов объясняет — с кем воюет Церковь, должны ли христиане быть воинственными, чтобы защитить свои святыни от поругания и действительно ли Иоанн Златоуст предлагал «затыкать» хулителей.
Настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, магистр богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов
— Воинствующая церковь – что это такое? Значит ли это, что православные должны быть воинственными?
—Тут все просто. «Наша брань не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной. И вы еще не до крови сражались». Какой крови, человеческой? Врагов? Да вы что! Нет, исключительно до крови, как это и читается в некоторых житиях, самих преподобных отцов (вспомните преп. Феодора Студита). Зачем же с людьми воевать? Никто никогда не учил Церковь воевать с людьми.
— А я читал на «Русской народной линии», что свт. Иоанн Златоуст предлагал богохульникам затыкать рты, чтобы они побаивались.
— Это место мое самое любимое. Я вам сейчас точно процитирую. Это из первого тома, цикл проповедей о статуях. Святитель Иоанн сказал замечательные слова: «Идешь по площади городской и слышишь, что кто-то ругает веру и православие – останови и скажи: “нельзя так делать”. Если ты слабосильный и худой, а он сильный, то станешь мучеником. А если нет, то загради уста, освяти ударом свою руку». Это реалии древней Антиохии, в которой люди были чрезвычайно активными. Иоанн Златоуст здесь не призывает убивать человека, но заставляет людей понять, что это важная проблема. И нужно понимать, что это сказано в совсем другой обстановке, нежели сейчас. В этот момент христианству как дозволенной религии не было еще и ста лет. А в Константинополе? Там нравы невоцерковленной столицы были таковы, что свт. Иоанну приходилось говорить: «Настал великий пост, идешь по улице – увидел красивую женщину, вспомни что пост — пройди мимо». А если поста не было, то красивую женщину византиец запросто мог «взять на абордаж», для него это было крайне естественно. Если мы возьмем за правило слова свт. Иоанна, обращенные к людям Византийской империи эпохи ее начала, то мы будем в ужасе. Например, он, под конец своего служения в столице, сказал с амвона, что вокруг него творятся такие страшные вещи, что когда он видит, как грешат мужчина с женщиной, то ему уже кажется, что это добродетель. И что, свт. Иоанн одобряет блуд и грех мужчины с женщиной? Ну конечно, нет! Это же ритор, оратор, у него специальные приемы воздействия на умы людей, с помощью которых можно сказать так, чтобы это осталось в голове. Это педагогика и ораторское искусство, прием преувеличения в дидактических целях, а вовсе не наставления преподобного отца из пустыни. И поэтому никаких «сокрушений уст», ни в коем случае!
А что касается добровольного мученичества, то нам известны случаи из житий греческих новомучеников XVI века, когда люди объявляли себя христианами и шли в лапы иноверцев и врагов, которые их убивали. Но ни в коем случае нельзя идти на такой подвиг по собственному желанию, ибо ты можешь в последний момент отказаться и предать Христа! Это только по послушанию, и то – далеко не всем. Но чтобы убивать кого-то? Где же здесь христианское учение? Вы знаете, я не могу этого понять. Это ожесточение, и эта агрессия, которые идут от неумеренных и мощных, прошу прощения, неофитов. Мой дед по материнской линии священномученик Михаил был противомагометанским миссионером в городе Касимове, в котором половина жителей была мусульмане, а половина – православные. Он говорил им об Истине церковной, об истине Божественной, что есть Господь Иисус Христос. И никто никогда не пытался его за это убить. Зачем же дразнить, нападать, приводить в неистовство людей? Вы помните историю из жизни Макария Великого про столкновение с язычником? Ученик старца встретился с языческого жрецом, который куда-то спешил с поленом в руках. Ученик воскликнул: «Куда бежишь, демон»? Жрец, рассердившись, жестоко побил его, и пошел дальше. Через некоторое время жрецу повстречался сам прп. Макарий, который приветствовал его так:
—Здравствуй, о трудолюбец!
— Что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать меня?
— Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то.
— От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты - великий служитель Бога.
И с этими словами жрец пал к ногам монаха, обнял их, и воскликнул: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Преподобный и пожалел язычника, и милостиво к нему отнесся. А вот этой современной агрессивности молодого христианства, абсолютно неофитского, я не могу понять. Ревность не по разуму, которая кончается сегодняшним скандалом, связанным с девицами, которых некоторые православные требуют срочно посадить на семь лет.
— По вашему, сажать их нельзя?
— Ни в коем случае! Больше чем общественными работами их никак нельзя наказывать! Пусть подметут территорию вокруг Храма Христа Спасителя – этого будет более чем достаточно.
— А не можем ли мы все-таки более активно защищать свои святыни, в том числе силой? Ведь может быть, если бы мы проявили больше силы в 17 году и встали на защиту царя и отечества от безбожной власти, не было бы и революции? Не пора ли нам сейчас об этом вспомнить?
— Вы знаете, если мы внимательно-внимательно посмотрим на историю России, то мы увидим, что трещина между государством и Церковью прошла давным-давно. В самое святое время, в самое древнее, которое мы считаем золотым веком, еще до Сергия Радонежского. Что было при Иване III-м? А что делал Иван IV Грозный? Когда он ушел в Александровскую слободу, какая трещина пошла по всей России между церковью и людьми. И какая была страшная война против собственного православного народа во время опричнины, когда был уничтожен Новгород, а Псков царь пощадил только из-за юродивого. А Петр Первый, который разорвал церковное единство, уничтожил Патриаршество? Который создал «интеллигенцию» и отделил ее от народа и от Церкви. Он смеялся и издевался над Церковью больше, чем большевики.
Еще два слова. Посмотрите, вот есть Александр Васильевич Суворов — уникальный образец развития русской природной интеллигенции. Он был не только верующим, но и молитвенником, автором покаянного канона, он молился и поклоны клал сам и врачей немецких заставлял. Но почему это оказалось тупиковой линией поведения? Почему буквально через 20 лет после его кончины в 1800 году, русские, интеллигентные, и вроде бы верующие дворяне уже стеснялись креститься на кресты храма? Почему они отошли в сторону? Академик Панченко очень верно и точно сказал, что мы наследники тех, кто был против царя и тех, кто убивал царя, если мы одобряем декабристов и всех остальных. А этот отход произошел еще вон когда. И уже тогда царь перестал быть нам отцом родным. И дело дошло до нашего времени, это органичное продолжение. Большевики всего лишь подняли то, что было брошено на землю. Было надломлено, и они сломили. Это логичное завершение страшного тяжелого исторического развития. И что же, вот так вот сейчас, как отец Всеволод предлагает, убивать как можно больше большевиков? Дорогой мой, почему так поздно?! Ты дойди до Ивана Третьего и начни там, подними вопрос. С какой стати, что там произошло с Церковью и с государством? Почему икона Пресвятой Богородицы уже тогда покидала Кремль? И только молитвы преп. Сергия и преп. Варлаама Хутынского остановили ее. Не говорю уже о патриархе Никоне и о старообрядческом расколе.
— Я думал все намного проще, честно говоря, – пойди и порви плакат на пикете.
— Ни в коем случае! Это, вы знаете, примитивно. Эта агрессивность людей приносит Церкви только зло, она ставит Церковь в тяжелое и страшное положение. Вместо милосердия – призывы к прокуратуре. Господи, помилуй! В доме повешенного, я имею в виду Россию, о прокуратуре не говорят. Прокуратура это у нас орган, который страшнее всех прочих. Вспомните Новомучеников. И вспомните современные судебные ошибки. Какой же может быть разговор, о том, что мы, Церковь, обращаемся в прокуратуру?! Да кто надоумил нас? Апостол Павел вообще запретил обращаться в мирской суд! Кто, кому в голову пришла такая совершенно советская мысль? Да вы что? Терпите и страдайте, и ничего страшного не будет. И только лишь страданием и выдержкой и молитвой победит Церковь противников, а не агрессией и какой-то дикой, первобытной физической силой.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
В Москве начались торжества, посвященные 1025-летию крещения Руси Сегодня, 24 июля, торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя собрало предстоятелей 9 поместных православных Церквей. Богослужение открыло череду торжеств, посвященных 1025-летию крещения Руси.
1025-летие Крещения Руси — повод подумать о будущем цивилизации Принесением из Греции креста св. ап. Андрея Первозванного началось масштабное празднование 1025-летия Крещения Руси. Торжества пройдут в России, на Украине и в Белоруссии. Ожидается прибытие делегаций 14 Поместных Церквей, большую часть которых возглавят их предстоятели. Почему это событие представляется столь важным комментирует председатель Синодального информационного отдела Владимир ЛЕГОЙДА
Святые-на-Неве Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни — здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней
Святыни Европы: в Рим по стопам апостолов Выбрать одну, да еще главную, святыню в Италии, в городе-колыбели христианства, невозможно. Мы решили опереться на святоотеческий авторитет. Иоанн Златоуст где-то писал, что он любит Рим, потому что здесь проповедовали, примирились (были в непростых отношениях) и приняли смерть первоверховные апостолы: Петр и Павел
Как хранить святыни дома? От чудотворных и мироточивых икон я привозила маленькие репродукции с ваткой мира. Со временем миро подсыхает, помазываться уже не получается. Что делать с ваткой? И куда девать старую продукцию с религиозной символикой: например, журналы, календари, бумажные репродукции икон, бутылочки из-под святого масла и воды?
Святыни Европы: Первейзе Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) — один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан
Святыня. Разобрали на щепочки В Троице-Сергиевой лавре старый деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского паломники разнесли (разобрали) на кусочки. Теперь эти кусочки — святыни?
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
«Как я обретал мощи» 18 лет назад в Америке были обретены мощи свт.Иоанна Шанхайского. В конце сентября Церковь празднует это событие. О том как были обретены мощи святителя корреспонденту журнала «Нескучный сад» рассказывает очевидец, протоиерей Петр Перекрестов:
Святая вода: в чем ее сила? В Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения в Церкви совершается Великое освящение воды. Кроме того, молебны с водосвятием служатся в течение всего года. Как обращаться со святой водой? Где граница между благоговением перед святыней и простым магизмом?
Мартовский номер «Нескучного сада»: как измерить чудо? Верующий всегда ждет чуда – потому что верит. Порой вся жизнь и окружающий мир кажутся ему исполненными чудес и мистических совпадений. Скептик скажет: «обольщение». Как отделить истинное чудо от ложного, где найти золотую середину в отношении к непостижимому и святому?
Иверская икона: народ впервые помолился перед возвращенным образом Впервые после передачи Иверской иконы Божией Матери из Исторического музея в Новодевичий монастырь, люди получили возможность соборно помолиться перед чудотворным образом. Народный молебен на Васильевском спуске в день своего тезоименитства возглавил Святейший Патриарх Кирилл
Святыня и дети Что делать, если маленький ребенок срыгнул сразу после Причастия или оно пролилось, когда он его принимал? Когда дочка была еще младенцем, однажды в храме перед Причастием женщина, стоявшая за свечным ящиком, предупредила меня: «Смотрите, чтобы ребенок не срыгнул: если так случится, вам придется сжечь всю его одежду...»
Музейщики на тропе войны Письмо от Святейшего Патриарха поступило в ГТГ 30 октября. В нем Его Святейшество просил позволить перемещение «Троицы» из музея в Троице-Сергиеву Лавру на 3-4 дня. Речь шла о празднике Троицы, который в 2009 году приходится на 9 июня. Мы начали готовить расширенное заседание реставрационного совета, чтобы определить, позволяет ли состояние иконы ее транспортировку и выставление вне музея. Помимо экспертов-реставраторов, в совете приняли участие и представители Церкви, в частности, казначей Лавры архимандрит Порфирий. К сожалению, в ходе совещания обнаружилось, что большинство присутствовавших реставраторов категорически против каких бы то ни было переговоров о временном перемещении иконы
От места убийства до места молитвы Святыни Екатеринбурга связаны в первую очередь с нашей недавней историей и семьей последнего русского императора Николая II. В советское время на екатеринбургском (тогда еще свердловском) вокзале экскурсоводы, приглашавшие посетить достопримечательности города, в их числе называли «дом, где расстреляли последнего русского царя».
К каким святым Москвы идет народ? В Москве множество храмов с чудотворными иконами и мощами святых самых разных исторических эпох и видов духовных подвигов. Церковное почитание строго соблюдается: написаны службы, иконы, даже акафисты. А каково народное почитание? К каким святым сейчас идет народ, а к каким – нет? И ко всем ли есть свободный доступ? Наш корреспондент побывал в нескольких самых известных храмах Москвы
Ирина Языкова: Дольче и Габбана профанируют иконы В коллекции итальянской марки Dolce & Gabbana повторяется ошибка византийских императоров, уверена известный искусствовед. Изображать сакральное на одежде нельзя
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.