Необходимость просить прощения для христиан как будто и не обсуждается. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 23-24), -- говорится в Евангелии. Но когда в церкви накричит одна бабушка на другую и тут же кланяется: «Прости меня, грешную» -- или православные братья-сестры даже при серьезной провинности друг перед другом легко говорят: «Прости, дорогая», -- не превращается ли тут покаяние в формальность? Как не превратить просьбу о прощении в благочестивую привычку? И всегда ли уместна просьба о прощении?
«Нельзя заставить попросить прощения»
Анна МАРКОВА, мама семерых детей:
-- Просить прощения и прощать трудно. Например, тебя толкнули в метро или ты толкнул. Казалось бы, пустяк -- тесно, все торопятся. Но именно потому, что тороплюсь, сама в таких случаях забываю попросить прощения. А если меня кто-то толкнул и тут же попросил прощения, не всегда чувствую, что прощаю. Правда, заметила, что если человек не просто на ходу сказал «извините» и побежал, не взглянув даже на тебя, а повернулся и с улыбкой попросил прощения, прощаю с легкостью.
Что же говорить о более серьезных обидах? Вот когда мне плохо, болею, всех прощаю и сама готова у каждого просить прощения. К сожалению, как только выздоравливаю, это проходит. Часто на исповеди признаюсь батюшке, что вроде и не в ссоре с человеком, но в душе таится обида. Единственный способ сохранить мир в семье -- уметь признать свою неправоту и вовремя попросить прощения. Но никого нельзя заставить попросить прощения или простить другого. И мы не требуем, чтобы дети сразу просили прощения у нас или друг у друга. Они у нас разные. Кто-то сразу готов попросить прощения, а другой должен сначала посидеть-подумать. Важно, чтобы это было искренне.
Научить ребенка бережно относиться к близким можно только, если родители сами бережно друг к другу относятся. Хоть супруг и не маленький ребенок, он тоже требует деликатного обращения. Порой лучше помолчать – сказанное может только ухудшить и без того непростую ситуацию. А иногда понимаешь, что прощение получишь, еще не успев договорить. Да и зачем обижаться на заботливого человека, который изредка бывает неправ.
«Важно не дойти до фанатизма»
Наталья ЛОСЕВА, первый заместитель руководителя Объединенной редакции новостей, директор интернет-проектов РАМИ РИА «Новости»:
-- Очень точно: умения легко просить прощение и легко обижать часто идут слишком рядом. Я сама бываю такой -- вспыльчивой и невыдержанной. Могу обидеть, могу сказать очень жесткие или даже жестокие вещи. Знаете, в чем коварство? В том, что часто наш «праведный гнев» на самом деле -- судейская кафедра. Хуже то, что, когда мы судим, когда мы выносим вердикты, мы искушаем того, на кого наш гнев (даже если он нам кажется справедливым) направлен. Я не знаю, что в этой ситуации лучше: раскаяться и попросить прощения на словах или раскаяться и загладить вину поступком. Наверное, в идеале и то и другое.
Не знаю, существует ли догматическая норма «просить прощения» у всех, кого обидел. С точки зрения практики смирения, вероятно, очень правильно, с точки зрения обихода, мне кажется, важно не дойти до фанатизма, в котором форма заменит содержание. Представляете, начнем бегать по всему городу и искать случайного соседа по трамваю, которому нечаянно наступили на ногу, а извиниться забыли. Святые отцы учат нести раскаяние в сердце, потому что только это состояние, это внутреннее ощущение не даст нам возможности повторять грех.
Убеждена, что правильно и достойно начальникам просить прощения у подчиненных. Умение признать неправоту и открыто заявить об этом -- великая сила и дар, которые нужно с помощью Божией, без гордости и без лицемерия в себе развивать.
Проблема осталась только в том, как совместить должный образ жизни с повседневным, полным суеты, эмоций и самооправдания.
«Легко просить прощения могут только святые»
Протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, отец пятерых детей:
-- Мне кажется, легко просить прощения могут только святые. Они победили гордость, для них естественно смиряться перед другими. Если же с легкостью просит прощения человек, только начинающий духовную жизнь, то это, скорее всего, легкость показная, за которой нет серьезного понимания, что такое прощение. Сначала мы привыкаем легко и поверхностно просить прощения, а потом так же легко обижаем других людей. Легко прося прощения, мы на самом деле легко прощаем себя, свои прегрешения перед братом. А христианин должен абсолютно беспощадно осуждать свои грехи -- без этого невозможно искреннее покаяние. И надо заставлять, понуждать себя к молитве, просить у Бога сил на прощение, только так мы можем научиться просить прощение искренне. Когда машина не заводится, мы ее толкаем, чтобы завелась. Так и в духовной жизни. Нет чувства вины, покаяния, но человек себя понуждает к молитве, через силу просит прощения, и благодать постепенно согревает его сердце. Понуждение к соблюдению формы помогает с Божией помощью обрести содержание.
«Первее примирися тя опечалившим… Сим помолися образом со трепетом», -- читаем мы перед молитвами ко святому причащению. Не примирившись со всеми людьми, христианин не только к Чаше не может подходить, но даже начинать готовиться к причастию. Конечно, иногда мы не можем примириться с человеком не по своей вине, а потому что он сам не хочет нас простить. Но мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы примириться со всеми. При сложившейся сегодня практике частого причащения некоторые подходят к Святой Чаше в состоянии ссоры с другими людьми. Раньше люди преодолевали себя, просили прощения, сейчас многие стали относиться к этому проще. Частое причащение -- это хорошо, но при условии повышенной требовательности к себе. Если уж по немощи не получается примириться, надо обязательно сказать об этом на исповеди.
Иногда просить прощения неполезно для того человека, у которого просят. Если ты понимаешь, что он на тебя в обиде, но при этом абсолютно неправ, то, попросив прощения, только введешь его в заблуждение. У меня был такой случай. Я знал, что работник нашего храма на меня обижен, но, как настоятель, понимал, что согрешил перед ним только неполезным для него долготерпением. При его тяжелом характере оно вводило его в заблуждение. Когда я слишком поздно проявил категоричность и стал требовать от него христианского поведения в рамках приходской жизни, он сильно обиделся. И вот наступило Прощеное воскресенье, а мы формально были в ссоре. Я испытывал свою совесть, пытался честно найти ответ и понял, что, попросив у него прощения, я согрешу -- он не сделает никаких выводов. Бывает такое, но в этом случае надо быть особенно строгим к себе, особенно тщательно испытывать свою совесть.
В целом же я думаю, что лучше переусердствовать, чем недоработать. Есть люди с хорошим навыком христианской жизни, которые вообще не умеют обижаться. Обида -- тупиковое, безблагодатное состояние, настоящему христианину оно должно быть незнакомо. И есть добрые христиане, которые, даже если ты перед ними очевидно виноват, находят в своем христианском разуме лазейку и тебя оправдывают. Но я должен преодолеть свою гордыню, позвонить человеку или подойти и сказать: простите, я неправ. Это нужно мне для преодоления моего греха.
У детей обязательно надо просить прощения. Сегодня распространено псевдохристианское отношение к семье. Часто мужчина считает, что раз он глава семьи, то он в своей семье маленький римский папа, который всегда прав. На самом деле старший (муж, начальник), если он христианин, должен уметь поступить правильно, независимо от того, чье это мнение: его собственное, жены, ребенка или подчиненного. А если он умеет попросить прощения, когда неправ, это вызывает в семье или на работе понимание и глубокое уважение. Когда человек по своему статусу может не просить прощения, а просит, это раскрывает колоссальный потенциал искренности отношений. Он становится авторитетом, может требовать строже, потому что все знают: если он будет неправ, попросит прощения. Такого отца или начальника легче слушаться, у него легче просить прощения. Это умножает любовь. Признаюсь, мне сложно просить прощения у своих детей, но я себя к этому понуждаю. Ребенка надо научить просить прощения. Не знаю, результативно ли ждать, когда он сам дозреет. Иногда, наверное, надо и заставить. Например, сказать сыну: ты стукнул сестренку, если хочешь с нами играть дальше, попроси у нее прощения. Для его духовного возрастания ему необходимо смириться, понять свою вину и долг родителей -- это ему объяснить.
По-настоящему научиться просить прощения можно, только когда научишься нормально прощать. Чтобы простить человека, который явно неправ, надо начинать за него молиться. Все внутри протестует, восстает против этого человека, того, что он сделал, нет сил отнестись к нему по-доброму, но, если ты понудишь себя на молитву за него, Господь отогреет твое сердце, и ты не только простишь его, но потом даже полюбишь. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф., 5, 44-45).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Прощение — главная форма противостояния злу Первым обиженным человеком в истории был Каин. Повод для этого он имел серьезный — Бог почему-то не принял его жертву. Получается, Бог обидел Каина?
В чем корень обиды, как она развивается и как с ней справиться — научиться прощать? Размышляет старший преподаватель Высшей школы психологии (Москва) Андрей ФОМИН.
Надо ли обличать ближних? Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.
Формула прощения Митрополит Антоний Сурожский писал, что для того, чтобы простить серьезные вещи — предательство, убийство, иногда требуется вся жизнь. А Церковь призывает прощать своих обидчиков перед каждым причастием. Как же научиться прощать?
По мнению священника Константина КОБЕЛЕВА, настоятеля храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, учиться прощать можно поэтапно.
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Семейное насилие: без Домостроя Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.
Как выйти замуж? Почему нередко умные и красивые женщины — не замужем? Женщины часто ищут причину в себе — что со мной не так? Может быть, есть секрет, зная который, проще выйти замуж?
Одиночество: одно на всех У человека есть он сам, друзья, работа, приносящая радость. При этом он признается, что одинок. Зачем дается одиночество? Когда надо его принять, а когда — бороться? Ответов нет, есть разный опыт
Нам не спастись по одиночке! Экзистенциальная философия и психология признали человека изначально одиноким, потому что не нашли основы для общности людей, путей к пониманию друг к друга. При этом именно одиночество они называют главной проблемой человека, которую как-то нужно бы решить, но решение неизвестно. Христианская вера видит эту общность в Царстве Небесном, которое начинается здесь, на земле, и в котором одиноких не может быть в принципе. Решение есть. Почему же столько страдающих от одиночества: семейных, несемейных, веселых, с активной жизненной позицией, умных и красивых?
Разоблачение лжи Оказывается, наш организм в момент, когда мы лжем, меняется, реагируя особым образом: еще одно доказательство, что нравственное и природное в человеке неразделимо. Верификатор Евгений СПИРИЦА рассказал о лжи с научной точки зрения и раскрыл некоторые секреты ее распознавания.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Мужчины и женщины: неравенство от природы В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами — хоть в строении мозга, хоть в поведении — обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?
Нужны ли нашим детям хорошие манеры? Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике — практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным?
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Обличать с пользой Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.