В Тайланде продолжаются сильнейшие наводнения, в ходе которых уже пострадало несколько миллионов человек, десятки тысяч лишились крова. Среди пострадавших и православные христиане. Мало кто знает, что в Таиланде есть растущая православная община, которая объединяет как русских, так и обращающихся в православие из буддизма и католичества тайцев. В стране действуют пять православных приходов, в том числе один мужской монастырь, год назад был рукоположен первый в мировой истории православный священник-таец. Публикуем репортаж о жизни православных в Тайланде, который был размещен в журнале «Несучный сад» в прошлом году.
С котом в кармане
Храм всех святых, от века просиявших, в русском районе Паттайи. Внизу – трапезная и кабинет настоятеля, второй этаж – собственно церковь. На колокольне установлен «электронный звонарь»
Перед дверьми бангкокского храма в честь святителя Николая высится гора босоножек, а внутри здания по кафелю шлепают босые ноги прихожан. Настоятель храма отец Олег тоже служит без обуви, но в черных носках. Причина такого поведения кроется в особенном отношении тайцев к ногам, которые в культуре страны считаются самой грязной и низкой частью тела. Даже вытянуть в чью-либо сторону ноги или перешагнуть через чьи-то сумки считается предосудительным, а уж пройти по дому в обуви — значит грубо оскорбить хозяина.
Вместо «Господи, помилуй» на ектеньях слышится «Lord, have mercy». Прихожане поют все вместе, пользуясь распечатанным на принтере текстом службы. В основном это этнические русские и их тайские супруги, но есть на приходе и англоговорящие, греки, румыны и один француз, потомок русских эмигрантов Мишель Валери. «Бежал на последнем пароходе с Врангелем», — подшучивают над ним друзья.
Служба идет попеременно на тайском, английском и церковнославянском языках с преобладанием последнего. Возносятся молитвы о здравии королевского дома Таиланда. Как такового свечного ящика в храме нет, свечи лежат в коробке без каких бы то ни было указаний на «рекомендуемый размер пожертвования», а рядом стоит кружка.
Несмотря на работающий кондиционер, кажется, что на службе невыносимо жарко даже в тонкой майке — каково же отцу Олегу в священническом облачении? Наверное, за 12 лет жизни в стране он успел приспособиться. Архимандрит Олег (Черепанин) прилетел в Таиланд в 1999-м, в кармане подрясника с ним прибыл котенок. Из Ярославской епархии молодого игумена прислали для того, чтобы духовно окормлять т. н. экономических беженцев, перебравшихся из России в Таиланд в начале 1990-х. По своем прибытии отец Олег первым делом нанес визиты вежливости главам местных религиозных общин, государственным властям, а также уведомил о своем существовании русских предпринимателей города. С Православием в стране знакомы плохо, и поначалу отца Олега считали в лучшем случае сектантом. Некоторые, принимая его, даже не предлагали сесть, а бизнесмены и вовсе отнеслись к нему как к шарлатану. «Я сначала подумал, что это какой-то мошенник, который захотел на шару денег срубить, — вспоминает Максим, владелец туристического бизнеса в Таиланде. — Звоню в наше посольство, они ни про какого батюшку из России не слышали. Поехал на саму церковь посмотреть, приезжаю, а там сарай какой-то стоит. Ну, думаю, точно разводят».
Многочисленные языческие храмы ослепляют позолотой. Здесь то и дело встречаешься взглядом с каким-нибудь буддистским чудовищем. На фото: гаруда – полуптица, получеловек, национальный символ Таиланда
Отцу Олегу в то время пришлось несладко, две недели он питался пустым рисом. Видя это, соседи-тайцы стали понемногу подкармливать бедствующего монаха. «А потом мы с батюшкой поговорили несколько раз, познакомились, — продолжает Максим. — Личное знакомство изменило мое, доставшееся с советских времен, мировоззрение. Так я стал прихожанином. Да и жизнь заставила, честно говоря». По трапезной, в которой происходит наш разговор, бродит подросшая кошка Тина. Теперь вместо батюшкиного кармана она иногда спит в батюшкином… гробу. Гроб, как по секрету рассказал келейник, сделан из тика и стоит у отца Олега в комнате прислоненным к стенке. Сам о. архимандрит на все вопросы о нем только отшучивается, говорит, что хранит в нем обувь. Многие из приблизительно двадцати постоянных членов общины успели в гробу хоть раз полежать, примеряя на себя. Такой несколько необычный для России подарок одного из верующих выглядит вполне уместным в Таиланде. Своих усопших тайцы сжигают, и гроб у них большая редкость, а тем более такого размера, чтобы в нем можно было уместить европейца.
Тайский христианин
К настоящему моменту в Таиланде регулярно служат в двух православных храмах: Святителя Николая в Бангкоке и Всех Святых в Паттайе. Помимо этого в ста километрах от Бангкока в провинции Ратчабури идет строительство монастыря, на территории которого будет устроено кладбище и, возможно, миссионерская школа. На острове Пхукет заложено здание будущей церкви, а на острове Самуи куплена земля под храм.
Не смотря на внешнее убожество, таиландский дом устроен очень разумно: холодный воздух поступает снизу через щели в полу, а горячий выходит в промежуток между стеной и крышей
Паттайя — город на Тихоокеанском побережье в двухстах километрах к юго-востоку от Бангкока — самый «русский» курорт Таиланда. Здесь на «русской улице» в районе Наклыа можно зайти в кафе, где подают салат оливье и котлеты по-киевски, уличные музыканты поют песни группы «Кино», а в эфире транслируются три русскоязычных телеканала. Совладелец одного из каналов, выходец из России, делает ежедневную передачу «Истины буддизма». По другому каналу каждое утро идет «Слово пастыря», которую ведет отец Олег. «Можно ли это назвать информационной войной? Нет никакой войны. С буддизмом как с культурообразующей религией страны полезно бы было ознакомиться. Но дело в том, что наши очень падки на все восточное и легко ударяются в буддизм. Правда, как только случится что-нибудь по-настоящему серьезное, тут же все бросают и бегут в православный храм», — говорит отец Олег.
В Бангкоке батюшке помогают служить и вести административную деятельность два помощника. Владимир Бунтилов, 27-летний профессор кафедры компьютерной инженерии Махидолского университета в Бангкоке, и монах Серафим (Рачеа), получивший «бронзу» в скоростной стрельбе из пистолета на Олимпийских играх в Сиднее. Отец Серафим родом из Румынии, в Таиланд его пригласили для работы тренером национальной сборной по стрельбе. Будучи православным, он скоро стал прихожанином единственного православного храма страны, а еще через некоторое время принял постриг. Не оставив, впрочем, и должности тренера.
Иерей Даниил (Данай) Ванна – первый в истории православный священник-таец. На фото: батюшка с супругой Еленой во дворе храма в Паттайе. До замужества Елена была регентом в Ярославле
А в Паттайе теперь уже самостоятельно служит священник Данай Ванна (в крещении Даниил) — первый таец, обращенный отцом Олегом. Однажды в департаменте по делам религий его спросили, чем его привлекло Православие. Данай, который тогда еще не проходил сравнительного богословия, ответил: «В Католической Церкви поют, у протестантов танцуют, а молятся только у православных». В России он провел в общей сложности шесть лет, за которые успел выучить русский язык, окончить семинарию и жениться. «Зимой я первый раз в жизни простудился, долго болел, — вспоминает о. Даниил свой первый год в России. — Еда мне казалась безвкусной, совсем неострой (по меркам европейца, тайцы едят непереносимо острую пищу). Отец Олег присылал из Таиланда приправы по почте. Но, вернувшись домой, понял, что немного отвык от местной кухни, потому что после еды живот был горячий. Когда я начинал служить, то очень переживал. Как буду служить? Что буду говорить на проповеди? Сейчас уже привык, успокоился. “А у Вас уже есть духовные чада?” — “Нет, духовных чад у меня нет, только прохожане”», — случайно каламбурит батюшка. Сейчас в Сретенской семинарии в Москве учится еще один здешний прихожанин — Тонгхам Пхисаявонг (в крещении Антоний).
Сестра милосердия и принц Сиама
Отец Даниил все-таки не первый православный таец в истории. Первым крестился принц Сиама Чакрабон (Сиамом королевство Таиланд называлось до 1939 года). В 1906-м он обвенчался с русской сестрой милосердия Екатериной Десницкой, для чего и крестился. Принц Чакрабон был послан в Россию на обучение своим отцом, королем-реформатором Рамой V. Там он находился под личным покровительством императора Николая II, который был дружен с Рамой V еще со времен своего юношеского путешествия на Дальний Восток. У короля Сиама, по слухам, было в общей сложности 44 сына и 33 дочери от 153 супруг и наложниц, но только четырех своих жен он возвысил до ранга королев, поэтому и наследных принцев было значительно меньше, а Чакрабон был едва ли не любимейшим из всех. Король часто писал сыновьям, обучающимся за границей. В этих письмах содержались и назидания, например такие: «Если вы считаете, что положение принцев позволяет вам вести праздную, бесполезную жизнь, значит, вы ничем не отличаетесь от животных, которые рождаются, едят и умирают». Принц Чакрабон и его компаньон Най Пум поступили на учебу в Императорский пажеский корпус в 1898 году. Учебное заведение совмещало в себе гимназию и военное училище, поэтому, помимо фортификации и вольтижировки, сиамцы также посещали уроки музыки. У них даже сложилось трио: принц играл на балалайке, Пум — на скрипке, а учитель музыки — на гармонике. В 1900-м за успехи в учебе им даровали титул камер-пажей. Най Пум прислуживал вдовствующей императрице Марии Федоровне, а Чакрабон носил шлейф за императрицей Александрой Федоровной. «К 5.30 вечера мы все были измучены и умирали от голода. Правда, если ты служишь при дворе, нужно на время забывать, что ты солдат, и сосредотачиваться на этикете», — пишет принц в своем дневнике. В 1901 году, окончив с отличием корпус, сиамцы были зачислены в гусарский полк и продолжили учебу в Военной академии. На одном из светских приемов Чакрабон увидел семнадцатилетнюю Екатерину Десницкую и с первого взгляда влюбился в эту рыжеволосую девушку с серо-голубыми глазами.
Такие домики «для духов-покровителей» тайцы ставят перед своими жилищами
Катя на тот момент училась на курсах сестер милосердия и собиралась идти добровольцем на Русско-японскую войну. Это ее намерение приводило принца в отчаяние, он каждый день приезжал к ней в госпиталь на Фонтанке в своем украшенном императорскими гербами экипаже (чем производил фурор среди остальных сестер) и упрашивал не рисковать собой. Когда в апреле 1905 года Екатерина все-таки уехала вместе с военно-санитарным поездом на Дальний Восток, принц подал прошение отправить на фронт и его, но получил отказ. Через год Катя вернулась с тремя наградами, в том числе Георгиевским крестом, высшей военной наградой для рядового состава. Измученный ожиданием Чакрабон сразу же сделал ей предложение, начав его крайне неуклюже: «Вам нравятся электрические веера?» Катя, не желая показаться невеждой, ответила, что просто в восторге от электрических вееров, хотя понятия не имела, о чем идет речь. Такой ответ вселил в принца уверенность, и он предложил Кате выйти за него замуж и уехать вместе в Сиам, где электрические веера (т. е. вентиляторы) будут обдувать ее круглый день. Они тайно повенчались в Константинополе в 1906-м (там же принц принял крещение). Правда, переход в Православие сам он воспринял как формальность: на родине снова стал буддистом, как того требовали от наследника престола законы страны. Через тринадцать лет брака, во время длительного отъезда Кати, Чакрабон решил завести вторую жену (на тот момент многоженство считалось нормой в стране). Екатерина попросила развода и в 1919 году уехала к брату в Китай, оставив малолетнего сына Чулу с отцом. В переполненном беженцами Шанхае Екатерина присоединилась к Русскому обществу милосердия, где пригодились ее талант организатора и навыки сестры милосердия, а через год 37-летний Чакрабон умер, так и не став королем.
Что до Най Пума, то он отказался возвращаться в Сиам, крестился и стал Николаем Пумским. Его-то и можно считать первым православным тайцем. Получив российское подданство, он был зачислен в личную охрану императора. В Первую мировую Николай Пумский командовал кавалерийским полком, дослужился до чина полковника и был награжден орденом Андрея Первозванного. После революции эмигрировал в Париж, где впоследствии стал личным секретарем Екатерины Десницкой, перебравшейся к тому времени в Европу. Возможно, именно полковник Пумский послужил прототипом для героя романа «Белая гвардия», полковника Най Турса.
Проповедь в публичном доме
Паттайя пользуется популярностью у русских туристов прежде всего потому, что путевка сюда стоит дешевле, чем на другие курорты королевства. Между тем это город с плохой репутацией — он считается едва ли не мировой столицей проституции. Отец Олег называет Паттайю «нашими Содомом и Гоморрой». Чтобы понять, что он имеет в виду, достаточно пройтись по «walking street». Сонная прибрежная улица с наступлением темноты заполняется девушками легкого поведения. Причем многие из них — это мужчины, сделавшие операцию по перемене пола. При всем этом отец Олег считает, что культура Таиланда «высока и целомудренна», а сами тайцы, «как дети, наивны и доверчивы». Как такое возможно? По словам батюшки, 95 процентов населения исповедуют буддизм, в котором нормы телесной близости между мужчиной и женщиной не закреплены. Этим пользуются европейцы, они в основном и строят здесь публичные дома. Началось все, вероятно, с войны во Вьетнаме, во время которой тайское правительство встало на сторону США и разрешило американцам разместить на своей территории аэродромы и военные базы. И здесь же, на курортах Таиланда, солдаты проводили свой отпуск. Именно так бедная рыбацкая деревушка, которой была Паттайя, стала превращаться в публичный дом. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5: 20) — несмотря на такую «славу», второй православный приход Таиланда начал складываться именно здесь. На деньги членов общины всего за восемь месяцев был построен храм. Александр и Наталия Быковы, которые наиболее активно помогали в строительстве храма, описывают свое воцерковление так: «Мы жили вместе шесть лет, но ни детей, ни гражданской регистрации брака у нас не было. Друзья, у которых есть дом в Дивееве, уговорили поехать вместе с ними в монастырь: «Что вы все в своей работе да в этих ресторанах? Поехали, мы вам хоть жизнь нормальную покажем». Приехали, пошли к их знакомому батюшке. Он строго отругал нас за жизнь во грехе, а затем принялся исповедовать. В результате на каждого потратил по два часа. Это была наша первая исповедь. Тогда же мы первый раз в жизни причастились». После возвращения Быковы сразу поженились, обвенчались, и вскоре у них родился первенец.
Осевшие в Таиланде европейцы часто женятся на тайках. Вслед за мужьями тайские жены переходят в христианство. Несколько таких смешанных семей есть и на православных приходах Таиланда. На фото: русский прихожанин бангкокского храма с семьей
Храм освятили во имя Всех Святых только в декабре 2009-го. Сейчас по воскресеньям на Литургию здесь уже собирается человек 10-15 русских паттайцев, прежде всего это деловые люди и туристы. Вообще, отношения внутри русской диаспоры довольно натянутые. «Хочешь нажить врага — познакомься с русским», — говорят в Таиланде. В храме эта пословица не срабатывает. «На работе все очень зажаты, слова лишнего не скажешь. А в храме встречаешь совсем другое отношение, можно спокойно поговорить, чаю вместе попить. Храм сплачивает людей», — говорит Александр.
Всеядная религия
Проповедь христианства воспринимается тайцами как угроза национальному суверенитету. Начиная с XVI века в стране благовествовали католические миссионеры, но нередко их проповедь оказывалась лишь прикрытием для вмешательства во внутренние дела государства, имевшего своей целью подчинить «Золотой Сиам» очередной европейской стране. Государство, всегда радушно принимавшее иностранных послов и шедшее на дипломатические уступки, впоследствии было вынужденно последовательно воевать против Испании, Португалии, Голландии, Англии и Франции. К началу XX века королевство оставалось единственной независимой страной Индокитая. Кроме того, буддистское мировоззрение, которое со школы прививают тайцам, готово принимать другие религии, но лишь в рамках своей собственной. Буддист примет Христа, но он будет считать Его очередным воплощением Будды, а христианство — лишь частью более универсального буддизма.
Также многое зависит от русских, ведь по нашему поведению тайцы судят о христианстве вообще и о Православии в частности. «Посмотрите, как мы себя ведем, приезжая в Таиланд! Не удосуживаемся соблюдать даже самые элементарные правила приличия. Один из наших прихожан за двенадцать лет жизни в стране выучил всего три фразы: “здравствуйте”, “сколько стоит” и “бутылку пива, пожалуйста”, — негодует отец Олег (сам батюшка владеет английским и тайским). — Попади мы, скажем, в Англию, разве стали бы мы вести себя подобным образом? А тут считаем себя чуть ли не высшей расой, тем более если есть деньги!» Как пишет отец Олег в своей книге «История христианства в Таиланде», сегодняшние проблемы, стоящие перед Православием в Таиланде, можно выразить словами Священного Писания «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9: 37). Проповедовать Слово Божие среди местного населения возможно. Но для того, чтобы это Слово было услышано, нужны такие «делатели», которые любят и понимают Таиланд и его людей.
Страна в фактах.
Королевство Таиланд — государство Юго-Восточной Азии, расположено в юго-западной части полуострова Индокитай. Столица — город Бангкок. Площадь — 514 000 кв. км. Население — 65 млн человек. Экспортер риса номер один в мире. Грамотных — 92%. Инфляция — 2% в год. Право супруга продавать своих жену и детей было отменено королем Рамой IV в 1868 году. С 1932 года в стране было 18 переворотов. Король страны Пхумипхон Адульядет является самым долгоправящим монархом в мире, он находится на троне уже более 64 лет. За оскорбление членов королевской семьи (например, за рисунок на портрете короля) полагается длительное тюремное заключение.
Напомним, что Тайланд переживает сильнейшее за последние 50 лет наводнение. Муссонные ливни, которые не прекращаются в Юго-Восточной Азии с середины июля, вызвали небывалый разлив рек Меконга и Чаопрайя. Наводнениями затронуты 60 из 77 провинций Королевства. В стране введен режим чрезвычайной ситуации. Согласно официальным данным, с начала июля жертвами наводнений стали 320 человек, десятки тысяч остались без крыши над головой. По сообщению CNN общее количество пострадавших исчисляется миллионами. Для помощи пострадавшим Представительство Русской Православной Церкви в Королевстве Тайланд объявило
сбор средств.
Последние новости из Тайланда в материле
«Православные Тайланда спасаются от наводнения в монастыре».
Кирилл МИЛОВИДОВ
Версия для печати
Тэги:
Поместные Церкви
Миссия