Известно, что православные молятся не как придется, а по «правилу». В чем его смысл и как сделать ежедневную молитву живой, объясняют наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) и духовник г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Георгий БРЕЕВ.
Зачем нужно «правило»?
Утреннее и вечернее правило может выглядеть по-разному и состоять из разных молитв. Но оно необходимо каждому христианину. Утром мы просим у Бога благословения на все наши дела, а вечером благодарим Его за прожитый день, попросим прощения, если в чем-то ошиблись, согрешили. Смысл правила в том, что оно порождает в нас навык постоянного обращения к Богу, беседы с Ним. Но как быть, если молитва становится общими словами, и появляется ощущение лицемерия: вроде все что нужно прочитал, а на душе холод?
«Молитва должна быть неким пламенем для души. Человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго, -- объясняет прот. Георгий Бреев. -- Потом опомнятся: “Ой, что же я делаю, разве от того, что я оставил молитву, мне стало лучше? Стало во много раз хуже”. Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва -- это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем – впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной.
В старых молитвословах везде говорится: прежде чем встать на молитву, приведи все чувства в порядок, отложи на время молитвы все заботы о делах. Сразу по пробуждении от сна возблагодари Господа. Слава Тебе, что Ты даешь мне новый день, что я встречаю его в здравии, и сразу начинай молиться. А уж потом включайся в текущие свои дела. Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением -- она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей души. А молитва вечерняя дает покой душевный, с молитвой заснешь, будет сон твой питательный, восстановит твои силы, ангел хранитель укрепит на новые труды».
Короткое или длинное?
Наиболее коротким принято считать правило прп. Серафима Саровского, состоящее из трижды повторяемых «Отче наш» и «Богородице Дева, радуйся» и единожды «Верую». Считается, что достаточно прочитать его только два раза -- утром и перед сном. Однако правило, которое прп. Серафим рекомендовал или малограмотным, или имеющим целодневное послушание, подразумевает практически непрерывную молитву. Он советовал читать эти молитвы и перед обедом, а в течение дня до обеда повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» -- или хотя бы молиться просто: «Господи, помилуй». После обеда, исполняя свое дело, говорил преподобный Серафим, нужно читать «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного» и так до самого сна.
По словам архимандрита Алексия (Поликарпова), важно не столько количество молитв, сколько «качество»: «Если через правило преподобного Серафима мы выражаем перед Богом все свои мысли и чувства и больше не можем приложить к этим молитвам ничего -- нам недосуг или еще по каким-то причинам, -- Бог невозможного не требует. Важно наше стояние перед Богом, важно сердце, которое открыто перед своим Создателем. И будем ли мы читать при этом набор молитв в обычном нашем молитвослове или какие-то свои молитвы, это будет принято Богом. Бог же все видит и знает и немощь нашу, и слабость, и помогает нам во всем. Если же по каким-то объективным причинам (а не по лености и нерадению) не можешь прочитать все правило, а делаешь какие-то сокращения, то лучше хоть так, чем вообще никак не молиться.
Бывает, что человек часть молитв читает дома, а часть по дороге на работу. Но если он едет, например, в метро и чувствует, что не в состоянии сосредоточиться и в голове каша -- тогда, конечно, это будет профанация. Тогда имеет смысл сократить правило, чтобы успевать его прочитать дома или читать правило преподобного Серафима. Точно так же для человека, живущего в напряженном ритме, будет извинительно слушать молитвы в диктофонной записи. Лучше хотя бы так, чем никак. Но если он лукавит перед самим собой и не молится из-за лени, то это неправильно. Бывает, что кто-то привык молиться только вечерами, а утром времени нет. Но ведь мы находим время умыться и привести себя в порядок, значит, можно встать на две минуты раньше и посвятить их молитве. Хотя бы одну молитву прочитать, например «Отче наш», и начало новому дню уже будет положено. И все-таки ограничиваться правилом преподобного Серафима Саровского более приемлемо для новоначальных, только вступающих на путь христианской жизни».
Чтобы молитва была живой
Отец Георгий уверен: молитве нужно не только учиться, но и готовиться к ней. «Если я не собран, то собраться, если в сердце вражда, встать перед Богом и сказать: “Господи, меня кто-то оскорбил, я ответил оскорблением, нахожусь в нехорошем состоянии, как я могу принести Тебе достойное моление?” Если во мне угасло чувство веры и близости Бога нужно прибегнуть к покаянию: “Господи, я потерял это живое отношение к Тебе, потерял благоговение”. Покаяние очищает совесть, и в душе восстанавливается единение с Богом, в силу того, что “сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Молитва -- не только прославление Бога, не только прошение к нему, но прежде сокровенная жертва, посильная нам. Что другого могу я совершить из дела благого? А помолиться всегда могу, если с сокрушением помолюсь, это и есть уже жертва Богу -- дух сокрушенный. Сокрушение меня опять восстановит, молитвенные правила опять оживут, обретут смысл. Нужно с благоговением просить: “Господи, помоги мне, Ты же источник обновления”. Молитва может загореться и от чтения духовных книг. Читаешь кого-то из святых отцов -- Исаака Сирина, Макария Великого, Максима Исповедника, Иоанна Кронштадского, -- и вдруг слова коснулись сердца, загорелось чувство к Богу, родилось удивление или восхищение, и это уже -- молитва. Ее как искру из кремня высекает из сердца слово Божие или слова святых к Богу».
Правило для семьи
У людей, внимательно читающих Евангелие может возникнуть смущение, что слова Христа (Мф. 6, 7) «молясь, не говорите лишнего, как язычники… (которые) думают, что в многословии будут услышаны» входят якобы в противоречие со словами апостола Павла: «Молитесь непрестанно» (1 Фес. 5, 17). На самом деле никакого противоречия здесь нет, считает о. Алексий (Поликарпов): «Молиться непрестанно можно и краткой молитвой. У аскетов практикуется молитва Иисусова, но непрестанно повторяемая. Под многословием же подразумевается то, когда в молитве мы подчас сами не знаем что просим, и просим неразумно.
Среди некоторых людей бытует мнение, что нельзя возвращаться к прочитанному, если невнимательно прочел что-то при чтении молитвенного правила. Между тем подвижники благочестия говорят: если есть такая возможность, то вернись и прочти внимательно. Если во время молитвы в голову приходят посторонние, праздные мысли, святые отцы говорят: ум наш как река, мысли приходят и уходят, а наше дело не соглашаться с ними. Обращая на них внимание, мы лишимся молитвы. Но если это мысль об исповедовании какого-то греха, которая пришла к нам под благочестивым настроением, то ее можно и записать. Иногда спрашивают, можно ли общепринятое молитвенное правило заменить чем-то еще, допустим, утром читать каноны, вечером Псалтирь? Можно. И каноны, и Псалтирь, и Евангелие и другие молитвословия тоже будут молитвой. Особенно если человек читает их внимательно и сосредоточенно -- Бог эту молитву принимает. Но опять же, если мы говорим об утренних и вечерних благословениях, испрашиваемых на начало и конец наших дневных дел, то при возможности, хотя бы частично, их надо присовокупить».
Церковь приучает своих чад к молитве с младенчества. За младенцев молятся их родители. Учат их молитве, просто занимаясь и играя с ними. «И хорошо, если ребенок сидит, играет в кроватке и слушает, как молятся его родители, -- советует о. Алексий. -- Когда дети подрастают и могут сами что-то читать и выучить наизусть, то активное участие в таком молитвенном правиле очень ценно для них. Дети не могут долго смирно стоять, помолитесь с ними вместе кратко и отпустите, а сами продолжите свое правило.
Родители вправе по своему усмотрению выбрать молитвы для совместного утреннего и вечернего правила с детьми. Когда же встает вопрос о подготовке ребенка к причастию, к ежедневному правилу нужно добавить одну-две молитвы из последования ко святому причащению или, может быть, из канона ко причащению -- чтобы дети постепенно возрастали в духовном плане. Трудно назначить какой-то определенный срок или возраст, когда ребенок уже может выстоять все молитвенное правило, это все решается индивидуально. Главное -- его понимание, что молитва необходима, что это его личное обращение к Богу, что он молится за всех своих близких и всех, кто ему дорог. У детей чистая, ясная память, и если почаще обращаться вместе с ними к Богу, то они быстро запоминают молитвы».
Современный канон утренних и вечерних молитв складывался постепенно. Упоминания об утренних и вечерних молитвах впервые встречаются в первых изданиях славянского Акафистника (вторая четверть XVII века) и в уставе Флорищевой пустыни (основана в XVII веке в Нижегородской области). В этих книгах приводятся «молитвы спальные», то есть читаемые перед сном. К концу XIX -- началу ХХ века есть уже несколько видов молитвословов, но утреннее и вечернее правило в них заметно короче, чем в современных. Если судить по молитвослову старообрядческой церкви, до раскола место утреннего и вечернего правила в молитвенной жизни православных людей занимали Полуночница (ночное уставное богослужение) и Повечерие (краткое вечернее богослужение), которые читались в Церкви. Эти молитвы многие верующие знали с детства наизусть, ведь большинство населения не умело ни читать, ни писать.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Отче наш»: что стоит за словами молитвы Мы знаем много молитв, составленных святыми отцами. Есть и молитвы, повторяющие ангельские славословия. И есть одна молитва, словами которой заповедал нам обращаться к Богу Сам Христос. Это молитва «Отче наш». Большинство из нас знает ее текст наизусть, но эти слова нужно не только знать, их нужно понимать. Потому что духовная наука — это не таблица умножения, которую можно выучить и потом автоматически пользоваться. Она требует постоянного усилия, возвращения к тому, что мы уже знаем, чтобы оно оживлялось в нашем сознании и в нашем сердце. Что стоит за словами молитвы Господней, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
"Учиться видеть": открылась конференция памяти митрополита Сурожского Антония 13-15 сентября в Москве проходит конференция, посвященная наследию митрополита Антония (Блума) «Учиться видеть». На ней выступят протоиерей Иоанн Ли, протоиерей Александр Борисов, Ольга Седакова, Федор Василюк, Фредерика де Грааф, Александра Сонькина и другие.
Протоиерей Георгий Бреев: Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать И в Византии, и на Руси иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. Григория Паламы, протоиерей Георгий БРЕЕВ рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума
Из чего состоит молитва «Отче наш» «Отче наш» — это не только одна из важнейших молитв, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах и заповеданная Христом система жизненных приоритетов.
Тайные молитвы Евхаристии: почему их не читают громко? Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?
Записку на молебен к мощам свт. Иоанна Шанхайского можно подать онлайн 12 октября празднуется день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францусского. На сайте собора в Сан-Франциско можно заполнить форму и подать записку о здравии. Записки каждую неделю читают за молебном у мощей святителя.
Современные молитвы: кто автор? Все знают о том, что существуют архитекторы, проектирующие новые храмы, иконописцы, пишущие иконы, и мастера, которые льют колокола. При этом о людях, составляющих новые молитвы и церковные службы, говорят очень редко. И это не случайно
Не все молитвы одинаково душеполезны Как определить каноничность текста? Какой акафист можно использовать в молитвенной практике, а какой — нет? Рассказывает секретарь Саратовской комиссии по канонизации, член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим ПЛЯКИН
Епископ Пантелеимон о монашестве Мирянам образец монахи, а монахам – ангелы, напоминает старую отеческую поговорку епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Смотрите ВИДЕО, в котором владыка рассказывает, почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв.
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Защитники Церкви вышли на площадь Сегодня более 75 тысяч человек собрались на площади перед северной стеной Храма Христа Спасителя в Москве, чтобы помолиться о защите веры, Церкви и поруганных святынь и попросить у Бога прощения за свои грехи
Поруганные святыни показали журналистам Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Собор разрешил молиться за революционеров? Завкафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов объяснил, почему Церковь молилась о красногвардейцах, но это не дает право мирянам читать литию перед мавзолеем.
Лития у Мавзолея Необычный пикет прошел в воскресенье на Красной площади: православные миряне помолились об упокоении захороненных в Кремлевской стене. Зачем – рассказывает инициатор акции
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.