В мае 2002 года мы побывали в британском городе Истборн и познакомились с работой истборнского отделения неправительственной организации "Эйдж Консерн" ("Забота о пожилых"). "Эйдж Консерн" - самая большая благотворительная организация Великобритании. Она возникла во время Второй мировой войны, когда был создан национальный комитет поддержки пожилых людей. Сейчас у организации около 450 отделений (они есть в большинстве городов и даже в некоторых деревнях), подчиняющихся единому уставу и оказывающих услуги пожилым по общим стандартам. Качество услуг контролируется из общего центра. Если работа местной организации не соответствует принятым стандартам, у нее могут забрать право называться "Эйдж Консерн".
Население Истборна - 120 000 человек, из них 25% - в возрасте 65 лет и старше. Этот город занимает седьмое место в Великобритании по количеству пожилых людей на число населения. 42% жителей города старше 50 лет, половина всех пенсионеров, живущих в Истборне, одинокие.
Отделение "Эйдж Консерн" в Истборне было создано в 1948 году и помещалось сперва в маленькой комнате в центре города. В 1999 году на средства одной из старейших жительниц города миссис Патриции Вентон для "Эйдж Консерн" было построено здание, которое получило название "Вентон-центр". В нем сосредоточено большинство служб для пожилых людей Истборна. Здесь обслуживают относительно здоровых людей, которые могут сами добраться до центра.
В штате центра 16 человек, пять-шесть из них работает каждый день, остальные - несколько раз в неделю. Есть также 170 волонтеров, в основном тоже люди пожилые. Привлечение волонтеров - принципиально важное направление работы "Эйдж Консерн".
Главная задача организации - предотвратить социальную изоляцию стариков и помочь им как можно дольше оставаться независимыми. Как сообщил нам Грэм Рутланд, менеджер, организующий ежедневную работу Вентон-центра, центр устраивает для пожилых завтраки и обеды в кафе и ресторане, проводит занятия лечебной и обычной физкультуры, есть педикюрный и маникюрный кабинеты, парикмахерская, оказываются психотерапевтические услуги, специалисты центра дают психологические и финансовые советы, консультации по вопросам страхования, организуют отдых и др. Есть, например, клуб путешественников, который устраивает развлекательные и познавательные экскурсии. Пользоваться этими услугами может любой горожанин старше 50 лет. Какие-то из них бесплатные, другие - платные, но в любом случае обходятся дешевле чем просто в городе. Чтобы старики могли сами ездить за покупками, из Вентон-центра присылают микроавтобус, а тем, кто не может пойти в магазин, покупки привезут. У центра есть два благотворительных магазина, средства от которых идут на развитие программ для пожилых.
У "Эйдж консерн" есть и бесплатные программы помощи на дому одиноким старикам с различными заболеваниями. Сьюзен Гример, координатор программ "Возвращение домой из больницы" и "Помощь в поиске друзей", рассказала нам, что "Эйдж Консерн" поддерживает людей старше 60 лет, выходящих из больницы, помогая им оставаться жить в собственных домах. Первые 2-3 недели после выписки из больницы старики наиболее уязвимы, они не уверены в своих силах и не знают, как дальше будет строиться их жизнь. В этот период помощь им особенно необходима. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная программа, в которую входит адаптирование домашних условий (нужно устроить все так, чтобы человеку, ослабевшему после болезни или, например, частично парализованному было удобно себя обслуживать), покупка продуктов, уборка квартиры, психологическая поддержка. В этой программе большое участие принимают волонтеры.
За время своей поездки мы познакомились и с различными государственными и частными специализированными учреждениями, которые работают с пожилыми. Интересно, что в каждом из них есть возможность временного пребывания. Например, дом для престарелых св. Антония осуществляет реабилитационную программу "Жизнь дома", предназначенную для тех, кто выписался из больницы и имеет проблемы в самообслуживании - например, после инсульта или других заболеваний. Программа рассчитана на 6 недель, в течение которых пожилые могут заново овладеть утраченными бытовыми навыками и приспособиться к самостоятельной жизни. Для этого в доме св. Антония есть специально оборудованная кухня, ванная, спальня - "кабинеты бытовой реабилитации", где клиент может потренироваться под руководством специального терапевта. Кстати сказать, в Англии существует отдельная специальность - "оккупациональный терапевт" - то есть специалист, помогающий решать проблемы самообслуживания, трудовой деятельности и досуга (например, он может предложить специальные упражнения для повышения устойчивости, укрепления силы мышц и пр.). Пребывание доме св. Антония частично оплачивается государством, частично самим клиентом с учетом уровня его доходов.
Старики нуждаются не только в медицинском и социальном обслуживании, но и в информации, касающейся транспорта, работы, отдыха, образования, жилищных вопросов и т. п. В Великобритании очень хорошо развита информационная служба, которая собирает данные о различных видах помощи пожилым людям, а также о проблемах, с которыми сталкивается пожилой человек. Сообщить о своих затруднениях и получить нужную информацию можно по телефону, в офисе службы или вызвав сотрудника службы на дом. Услуги эти бесплатные и доступны всем пожилым людям независимо от пола, возраста, происхождения, финансового положения, включая тех, кто изолирован от общества и находится в неблагоприятном положении в связи с тяжелой болезнью, имеет нарушение подвижности, зрения, слуха, не знает своих прав. Получая информацию, пожилой человек имеет возможность сделать осознанный выбор средств для решения своей проблемы.
Вообще все услуги, которые оказываются пожилым людям в Великобритании, можно разделить на три группы:
- профилактические: консультирование по различным вопросам, организация клубов для пожилых, предоставление реабилитационного оборудования (например, для обеспечения безопасности в ванной и туалетной комнатах, на кухне и др.);
- услуги, которые помогают пожилым жить в собственном доме: помощь с покупками, мытье, стирка, ежедневное обеспечение горячей едой, организация центров дневного пребывания, организация краткосрочного пребывания пожилых в стационаре (в интернате или в семье, которую специально для этого нанимают);
- специализированные услуги: интенсивная срочная помощь, которая помогает в экстремальной ситуации (например, выписка пожилого из больницы после тяжелого заболевания, смерть близких и др.), реабилитация, предоставление оборудования людям с сенсорной недостаточностью (слабослышащие, слабовидящие и др.), адаптация жилищных условий к нуждам пожилого человека и др.
А главное, что хочется подчеркнуть - основным направлением социальной деятельности всех трех типов является помощь пожилым людям в сохранении дееспособности и независимости, чтобы пожилой человек как можно дольше оставался в собственном доме, приспособленным специально для его нужд.
Людмила Сухова,
преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия,
Лилия Полякова,
заместитель начальника отдела комитета соцзащиты г. Москвы
Версия для печати