В дни зимних каникул перед родителями стоит сложная задача: с одной стороны, детей нужно развлечь, «устроить им праздник», а с другой — сделать это так, чтобы развлечение не противоречило рождественской радости. Есть мероприятия, где гарантированно не будет буйного веселья, двусмысленных шуточек и гремящей музыки.
Москва: Начнем с Малого. В филиале Малого театра на Большой Ордынке (ул. Большая Ордынка, д. 69; м. «Добрынинская») уже много лет идет замечательный спектакль «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца. Это классическая постановка с яркими декорациями и красивой музыкой. Несмотря на свою традиционность, отсутствие спецэффектов и длинные рассуждения действующих лиц, здесь нет ни капли занудства. Многие дети знают «Снежную королеву» Андерсена почти наизусть, от многократного чтения сказка становится пресноватой, но пьеса Шварца от нее несколько отличается — появляются новые персонажи, неожиданные реплики (вспомнить хотя бы атаманшу с ее «Детей надо баловать! Тогда из них вырастут настоящие разбойники!»). Но, конечно, главный смысл остается — это все та же сказка о любви и самоотверженности.
Московский театр русской драмы «Камерная сцена» (ул. Земляной Вал, д. 64) также радует уставших от елочной суеты зрителей своими новогодне-рождественскими спектаклями. Это «Два Мороза», «Морозко», «Двенадцать месяцев» и «Бенгальские огни» (по рассказам Николая Носова). «Два мороза» — веселый и красивый спектакль по мотивам русских сказок «Снегурочка» и «Два Мороза», о любви и испытаниях. В одном из отзывов зрители советуют немного подготовить детей к просмотру и объяснить им заранее такие понятия, как «холоп», «вольная», — без этого понять сюжет может быть сложно. В постановке «Морозко» сценарий тоже несколько отличается от оригинального: в конце все отрицательные герои перевоспитываются и становятся добрыми. Но зрители любят этот театр не за мораль, а за тот душевный подъем и сказочное настроение, которые появляются благодаря прекрасной, искренней игре актеров. У «Камерной сцены» есть много почитателей, которые ходят на эти новогодние спектакли в течение нескольких лет и отмечают, что каждый раз актеры играют по-новому и по-новому открываются давно известные произведения.
Вертепные представления заслуживают особого разговора. По мнению многих зрителей, простой вертеп передает рождественскую атмосферу гораздо лучше красочных спектаклей. Вертеп — это совершенно особая атмосфера и интонация. Это камерность, неотмирность, маленькое чудо, напоминающее о вечном. Как говорит Александр Греф, стоящий у истоков возрождения вертепной традиции: «Вертеп строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к Рождественскому празднику и в этом смысле играется не для “публики”, не для нейтральных зрителей, а для сопричастников». Уже не первый год Александр Греф со своим театром «Бродячий вертеп» проводит в центре детского творчества «На Вадковском» (пер. Вадковский, д. 3) фестиваль вертепов. Участвуют в нем не профессиональные коллективы, а вертепы школьные, любительские, семейные.
Также в Москве можно увидеть и замечательный теневой спектакль «Рождество» театра «Ученый медведь» (+7 (926) 394 79 14), поставленный по мотивам традиционного вертепа Андреем Пронькиным. В отличие от обычного вертепа в этом спектакле много авторского текста, а вместо кукол — тени. Что, по мнению многих поклонников театра, не является недостатком. Теневое представление — особенно волшебное и легкое, тонкое. А вторая часть действия — это рождественское путешествие по разным странам. Несмотря на свою необычность, теневой спектакль «Ученого медведя» — такое же искреннее, теплое и исполненное любви действие, как и традиционные вертепы.
В Санкт-Петербурге в январе 2011 года в дни Святок на территории Александро-Невской Лавры для детей пройдут праздничные елки, где можно будет увидеть кукольный вертеп театра «Берег», послушать праздничные колядки, попробовать угощения монастырской кухни. Православный драматический театр «Странник» (ул. Цветочная, д. 16) обещает, что на его спектаклях вы не увидите «персонажей американских мультфильмов, героев злых сказок, хамства и пошлых шуток».
Вероника БУЗЫНКИНА
Версия для печати