Недавно вышел в прокат полнометражный мультфильм «Князь Владимир». Журналисты «Нескучного сада» разошлись в его оценках. Стоит ли детям смотреть этот мультфильм? Насколько исторически оправдана интрига сценария? Решили спросить у специалиста.— Мультфильм — это попытка историю с князем Владимиром, крайне запутанную и требующую определенной работы души, объяснить понятно для обычного человека. Поэтому Владимир изображается изначально добрым. Между тем она показывает, как велика сила покаяния, сила Христовой любви, прощающей и преображающей даже такого лютого грешника, каким был до крещения князь Владимир.
Чтобы разгадать загадки, которые ставит перед нами житие князя Владимира, нужно принимать в расчет духовные реалии. Мне кажется, Господь хочет от нас, чтобы мы духовно потрудились и поверили наконец, что Он любит нас и может дать нам силы больше не грешить.
Это очень важное знание для современного русского человека. Пока же такой работы не происходит, так и будет на всей этой истории лежать, по выражению замечательного русского историка-византиниста Ф. И. Успенского, «печать некоей тайны».
В начале фильма греки разрабатывают план, как навязать веру князю Владимиру, чтобы он создал единую Русь, сдерживающую набеги печенегов. Во-первых, печенеги были скорее союзники Византии, чем что языческая, что православная Русь. Это, может быть, они по «наводке» греков подстерегли в низовьях Днепра Святослава и убили его. Во-вторых, навязывание веры Владимиру я не очень хорошо представляю себе. Он был живым и проницательным человеком, сразу чувствовал обман. И он ощутил радость христианства, которую нельзя навязать. Приход к вере — итог его духовных исканий и кризисов.
Многое — например, убийство Ярополка — происходило не совсем так, как показано в мультфильме. Он был обманом выманен из Киева для заключения мира, а затем во дворце Владимира предательски умерщвлен.
Не совсем точно, мне кажется, показаны отношения Владимира и варягов. Русские князья сами чувствовали себя наполовину варягами. Ведь они потомки варяжского князя Рюрика. Само слово «русь» — варяжского происхождения. По разным толкованиям, это или название племени, из которого происходил Рюрик и другие бывавшие на Руси варяги, или «дружина» (часто летопись пишет: пришел такой-то князь со своей русью, то есть дружиной). Финны до сих пор называют шведов ruotsi — словом, близким по звучанию к русам.
В мультфильме показана борьба «доброго» и «злого» язычества, но исторически это не оправдано. Язычество на Руси было одно — построенное на жертвоприношениях. Хорошими в русском народе были нравственные законы, установленные на основании требований совести. Закрепившая их «Русская правда» записана уже в христианское время, при Ярославе Мудром, но имеет дохристианское происхождение. Это законы запрещали делать постыдное, защищали честь и нравственность. Однако в языческие времена у людей не было силы их исполнять, в их жизнь еще не вошел Христос. Диавол действовал в людях изнутри, человеческая природа не была преображена. В мультфильме очень хорошо показано, как поклонение пустому месту — дереву — вызывает реакцию со стороны диавола, он это поклонение подчинял себе и одухотворял злобой.
Стоит ли детям смотреть этот мультфильм? Я думаю, что все-таки не стоит. Образ князя Владимира в мультфильме достаточно принижен, а детям именно это и запомнится: такой бравый парень. Духовного отца русского народа надо бы показывать по-другому, пусть это и сложно. Чудо его личного преображения имеет особое значение для Руси. Если иудеи — народ Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, то мы — народ князя Владимира и Сергия Радонежского.
Иерей Василий СЕКАЧЕВ
Версия для печати