На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Как сделать литургию понятной


Версия для печати
17.05.13, 17:08

Как избежать рутины в литургической жизни, каким должно быть участие в Литургии мирян обсудили участники дискуссии на московской презентации книги протоиерея Андрея Дудченко «Евхаристия. Прошлое, настоящее, вечное».



Литургия – сердце жизни Церкви. Одна из самых острых и незавершенных до сих пор дискуссий в сегодняшнем русском богословии посвящена вопросу пресуществления Святых Даров (спор почетного профессора Московских духовных школ Алексея Осипова и протоиерея Валентина Асмуса).

Наиболее обсуждаемые вопросы богослужебной практики связаны со служением Литургии – чтение тайных молитв священником про себя или вслух, чтение Евангелия лицом к престолу или к народу, сохранение церковнославянского языка богослужении или использование современных русских переводов.

Также активно обсуждается и практика участия мирян в Таинствах – частота причащения, практика исповеди и допуска к причастию. Главный редактор портала «Богослов.ру» протоиерей Павел Великанов говорит, что различные вопросы литургической практики есть и в планах Межсоборного присутствия.

Все это делает особенно актуальным выпуск литературы, раскывающей перед читателями, сведующими в вопросах богословия или только входящими в Церковь, глубокий смысл главного христианского Таинства – Святой Евхаристии.

Известный киевский священник протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО занимается темой Литургии давно. Результатом его трудов стала книга «Евхаристия. Прошлое, настоящее, вечное», представленная священникам, богословам и журналистам 16 мая в культурном центре «Покровские ворота».

Еще в сталинское время настоятеля Богоявленского Елоховского собора протопресвитера Николая Колчицкого спросили «А что же осталось у Церкви в СССР?» Он ответил: «Мы сохранили литургию». И добавил, что это главное, а все остальное впоследствии можно будет восстановить.

Сегодня, когда широко отмечается 25 лет свободы Церкви (считая с празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.) вопрос литургического возрождения остается по-прежнему открытым. И, надо добавить, стал лишь еще более сложным, поскольку после советской «заморозки» стали доступны и широко обсуждаемы наследие русского богословия начала ХХ века, эмиграции, современных греческих богословов и литургистов. Стали отчетливо видны и результаты ревизии литургической жизни Католической церкви после II Ватиканского собора: ни стремление сократить последование мессы, ни создание разнообразных вариантов служения литургии, ни перевод литургии на национальные языки, ни возвращение в миссалы древних молитв не сохранил Католическую церковь от оттока прихожан.

При всем перечисленном выше, очевидно, что сообщество христиан в сегодняшней России не похоже ни на дореволюционное, ни на советское. Приходят и те, кто ищет спасения и те, кому по преимуществу важны «здравие» и «благое поспешение». Интеллектуалы, изучившие предание Церкви самостоятельно по книгам, и привившие себе собственное понимание церковной жизни, и простецы, не понимающие, «что там читают». Нова ли эта ситуация? И да, в силу беспрецедентной скорости изменений общества, но и нет, потому что те же проблемы были и в Римской империи века творцов литургии -- Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Так способна ли напряженная евхаристическая жизнь общины создать подлинное сообщество верных?

На презентации протоиерей Алексий Уминский отметил: «Мы научились покрывать крыши медью, писать иконы, всему научились священники, чего не умели раньше. Теперь нам надо научиться служить литургию. Пока человек не поймет литургию, он не поймет и зачем ходит в Церковь».

Отец Алексий обратил внимание, что литургия, став центром жизни общины, способна правильно выстроить и все другие ее составляющие: «Невозможно, не осмыслив литургию, выйти в мир и пойти служить людям. Без нее все прекрасные дела социального и молодежного служения, которыми нас заставляют заниматься, будут из-под палки».

Московский священник продолжил: «Не надо никаких реформ и изменений, если есть литургия. Евхаристическая жизнь все ставит по своим местам. Она поможет правильно осмыслить исповедь, когда сколько и в каких случаях, таинство брака, смерть и воскресение, и жизнь будущего века. Тогда понятно, зачем нужна катехизация, зачем подготовка к таинству брака, зачем человек готовится к священству. «Не ради хлеба куса, а ради Иисуса», как говорил свт. Димитрий Ростовский».

Игумен Петр Мещеринов поднял проблему рутины в церковной жизни: «Я всегда с благодарностью вспоминаю замечательного психолога Федора Василюка, говорившего: «Надо изо всех сил стараться, чтобы отношения с Богом не стали рутиной". Книга отца Андрея вносит живую струю в нашу литургическую жизнь».

Решением может служить участие всего народа, а не только хора в пении за литургией.

Священник Феодор Людоговский: «Любовь к всенародному пению в храме акафистов происходит по той причине, люди жажду т общей разумной сознательной молитвы. Собрались люди, батюшка не «за стенкой», а рядом, все видят текст. Все понятно. Евхаристия здесь не совершается, но, чем богаты, тем и рады. Несколько лет назад мне попала в руки книжка «Молитвы во время литургии». Это не евхаристические молитвы, это закрепление той традиции, когда священник сам по себе и о своем, а миряне о своем. Ну а священник знает, что делать, читает то, что тебе читать не положено. Это печально и разрушает нашу церковную жизнь и церковное сознание».

Протоиерей Андрей Дудченко видит участие народа следующим: «Мы говорим «сослужить», но ведь если посмотреть литургию как она есть, то, окажется, что сослужат не только епископ, священники и диаконы. В литургии могут быть только участники. Литургия не для того, чтобы кто-то на нее «посмотрел», но для того, чтобы все разделили это празднование. Раз в ней могут быть только участники, то понятие сослужения распространяется на всех. Литургия построена на диалоге. Это не только наш диалог с Богом, но и диалог священника с народом. Самая важная часть литургии состоит из кратких реплик, на которые отвечает «лик», как хор называется в наших богослужебных книгах. Лик – это ведь все находящиеся в храме. Каждая молитва заканчивается словом аминь, которое произносят люди. Без этого аминь молитва неполна».

Такие примеры есть. И не только в "интеллигентских", но и в консервативных приходах. В Москве всю службу поет не один хор, а все прихожане на Афонском подворье. Всенощное бдение и Литургию. С полуночи до 6-7 утра. Там несокращенная служба, длиннейшее чтение кафизм. Но на кафизмах сидят. И прихожане не подпевают, а именно поют – к ним выходит регент. Конечно, прихожане не поют стихиры, но все, что они помнят наизусть – поют. И псалом «Благословлю Господа», и Великое славословие, и «Единородный Сыне». Все. Все «аминь» произносит вся церковь, все «Господи, помилуй». И при этом, к слову, там высокий иконостас, и Евангелие читают лицом к престолу.

Но есть и противоположная унынию опасность – поиска неких особых состояний, которые якобы должна непременно дать напряженная литургическая жизнь. Протоиерей Павел Великанов рассказал, как однажды к нему подошла прихожанка и спросила: «Батюшка, и это — все? Посты, молитвы, чтение святых отцов… А мне Христа хотелось».

Вспоминается известная история, как говел Лев Толстой: постился, читал правило, исповедовался, подошел к Чаше, и не ощутил какого-то особого состояния. И от Чаши ушел и впоследствии с особенной силой нападал именно на причастие.

Отец Павел Великанов в одном из интервью, посвященному другому таинству – Покаянию, – так говорил о радости свободы от греха: «Невозможно искусственным образом создать в своей душе радость, она относится именно к тем понятиям, о которых хорошо сказано: если Бог не даст, сам не возьмешь. А Бог дает радость только в том случае, когда человек себя отдает...»

Точно также и переживание Литургии невозможно создать искусственно – ни высоким иконостасом, ни низким, ни отверстыми царскими вратами, ни затворенными, ни русским языком, ни церковнославянским.

На презентации отец Павел, рассуждая о том, насколько определяющим для изучения службы будет знание мирянами тайных молитв, напомнил горькие слова митрополита Вениамина (Федченкова) о том, что все изучали Священное Писание, все знали, а помогло ли это избежать общего отступления от веры?

Протоиерей Алексий Уминский сказал, что частое причащение должно быть средством, а не самоцелью: «Вопрос частоты не так важен, можно часто причащаться, используя это для себя. Нераскрытость смыслов сказывается на непонятости всего, что происходит вокруг тебя».

Книга протоиерея Андрея Дудченко и призвана раскрыть эти смыслы. Хотя она позиционируется как книга для новоначальных, очевидно, что она заинтересует прежде всего самих священников и тех, кто уже не просто "посещает" храм, имеет свой опыт жизни в Церкви, тех, кто живет Евхаристией.

Она поможет тем, кто хотел бы узнать что-то дополнительно, получить сведения о современных исследованиях в области истории литургии (например, о работах католического архимандрита Роберта Тафта).

Она будет интересна текстами тайных молитв на русском языке. Особое внимание привлекут приложения: документы Элладской Православной Церкви о гласном произнесении тайных молитв, тексты древних заамвонных молитв, а также глава о древней практике, согласно которой священник и даже епископ не берут Тело Христово самостоятельно, а принимают его от своего собрата и сослужителя.

Иван НИКИФОРОВ

Версия для печати

Тэги: Евхаристия  Литургия 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.