28 августа — последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне.
Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Изображения Успений Пресвятой Богородицы XII века на иконах из собрания монастыря св. Екатерины на Синае в общем воспроизводят схожую иконографию.
Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века. Здесь иконография праздника усложняется: появляются изображения святителей, по преданию присутствовавших при этом событии (это могут быть святители Иаков брат Божий, Иерофей Афинский, Тимофей Эдесский и Дионисий Ареопагит). Кроме того, появляются изображения Небесных сил, сопровождающих Христа. На фреске Мирожского монастыря архангелы Михаил и Гавриил представлены в лоратных одеждах, как царедворцы Небесного Владыки. В архитектурных сооружениях по краям композиции помещены изображения плачущих иерусалимских жен.
Изображение Погребения Богоматери на т.н. «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (XII-XIII вв.), равно как и некоторые другие более ранние памятники византийского мира, свидетельствуют о наличии целого изобразительного цикла, связанного с преданиями об Успении Богоматери. В дальнейшем различные разновременные части этого цикла, как мы увидим, будут совмещаться в пределах одного изображения… Кроме того, здесь появляется изображение нечестивого Авфонии, попытавшегося перевернуть одр Богоматери и наказанного за это ангелом.
Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало XIII века) является первым из сохранившихся до наших дней русских примеров иконографии «облачного» Успения. Апостолы изображены приносимыми на облаках, в свою очередь ангелы уносят душу Богоматери на Небо.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника. Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа – наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках. Интересные детали – душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме. Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое.
Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века. Это одна из наиболее сложных трактовок иконографии Успения. Погребение (апостолы несут одр Богоматери) и собственно Успение оказываются совмещенными.
Авфония с отсеченными руками т.о. перемещается в центр композиции, хотя наказующий ангел с мечом остается слева вверху.
Ангелы появляются не только в окружении Христа, но и среди апостолов на земле . Апостолы приносятся на облаках, и у каждого в облаке свой «личный» ангел-путеводитель. А пониже этих облаков изображены ветхозаветные пророки, предрекшие появление Марии, вместе с символами их пророчеств.
Выше фигуры Христа – телесное вознесение Богоматери и отдание пояса апостолу Фоме. Некоторые из вышеперечисленных особенностей будут впоследствии восприняты древнерусской иконописью.
Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия.
Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина XIV века.
Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (XIV век, ныне – Македония) – также замечательный вариант трактовки иконографии праздника. Здесь ангелы переносят Душу Богоматери в виде фигурки с распростертыми белыми крыльями в распахнутые двери Рая, а апостолы приносятся на облаках по трое, причем несущие их ангелы изображены снаружи облаков.
Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек (?) Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи).
Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век.
Храмовая икона «Успение Богоматери» первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало XV века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Храмовая икона «Успение Богоматери» Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г.
Икона Дионисия «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника). Белый цвет одежд возносимой ангелами Богоматери особенность, встречающаяся в памятниках круга Дионисия.
«Успение Богоматери». Мастер Феофан Критский. Икона середины XVI века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне.
Икона XVI века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ) – один из поздних образцов «сложной» иконографии праздника. За святителями слева изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также св. царь Давид (в данном случае они изображены как предки Богоматери), подчеркнуто «многослойно» изображение Небесных Сил, окружающих Христа. Уникальные для иконографии Успения особенности в этой иконе – изображение Небесного Иерусалима вверху и образ Ветхого Днями – возможно заимствованы из икон Страшного Суда того же времени.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец XVII века.
Болгарская икона XIX века Успения Богоматери. От некогда многосложной композиции с летящими апостолами осталось лишь явление Богоматери апостолу Фоме.
Современная греческая Успения Пресвятой Богородицы.