На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Биробиджан обетованный


Версия для печати
23.10.08, 13:59

В 70 километрах от китайской границы, в городе Биробиджане живет батюшка, который организовал при храме не только столовую для малоимущих и театральную студию для детей с ЗПР, но и маленькую больницу.

СПРАВКА
Биробиджан -- столица Еврейской Автономной области (ЕАО) -- основан в 1931 г. на месте железнодорожной станции Тихонькая. Город расположен на Транссибирской магистрали в пространстве между реками Бира (по эвенкийски «река») и Биджан (по эвенкийски «постоянное стойбище»). Расстояние до Хабаровска -- 172 км, до китайской границы -- 75 км. В Биробиджане сегодня проживает 75,1 тыс. человек, а во всей ЕАО -- 184 тысячи. Национальный состав на 2002 год: русские -- 89%, украинцы -- 4%,евреи --1,2%, белорусы и татары -- по 0,4% и др. Китайцев 102 человека. Коренное население до заселения казаками в сер. XIX века составляли орочи, нанайцы, удэгейцы и эвенки. По указу Сталина, решившего создать на Дальнем Востоке место компактного проживания евреев, в 1934 году Биробиджанский район был преобразован в ЕАО. За 6 лет начиная с 1928 года в Биробиджан добровольно-принудительным образом были привезены около 20 тысяч евреев из Украины, Белоруссии и западных областей России. Но из-за трудных бытовых условий и тяжелого климата (+35 летом, -35-зимой, большая влажность) 11,5 тысяч из них уехало обратно. Тем не менее, процесс переселения шел до 1948 года, до второй волны сталинских репрессий. В 1958 г. Хрущов признал «биробиджанский эксперимент» неудавшимся.


Китайское счастье
Биробиджан -- это крытые шифером трех-пятиэтажки из серого кирпича, сопка с телевышкой, рынок в центре и внешне тихая, неторопливая жизнь. Тут не принято выделяться внешним видом или шумно себя вести, эпатируя окружающих (про таких говорят: ну, это хабаровчане). Здесь вас оштрафуют на 300 руб. за переход улицы в неположенном месте, а в парке Дружбы старики вспомнят, что их родители, евреи-переселенцы, приехали в Биробиджан в 1928 году, и расскажут свежий анекдот:
-- Доченька, взвесь мне пять килограмм картошки, но боюсь, я ее не донесу.
-- Не волнуйтесь, бабушка, я взвешу так, что вы донесете.

Кроме стелы с менорой (еврейский семисвечник) на вокзале, синагоги и памятника переселенцам, почему-то больше навевающего мысли о коллективизации, ничего особенно еврейского в Биробиджане нет. Да и памятник делали китайцы, успешно конкурирующие здесь с местными в строительной и сельскохозяйственной сферах. В местной газете не редкость объявления типа: «Бригада трудолюбивых китайцев и всезнающие прорабы построят все что угодно в кратчайшие сроки».


Попасть в Биробиджан можно только на поезде, аэропорт в горде не работает. Сойдя с поезда можно было бы принять Биробиджан за подмосковный городок, если бы не стела с менорой (ритуальный еврейский семисвечник) и памятник переселенцам

Улица с указателями

Филармония
Одним из символов Биробиджана можно сичтать сопку с телевышкойСтарики в парке шутят: две руки, что держат земной шар: правая -- русская, левая – китайская, означают: «Вместе мы весь мир завоюем»
Старики в парке шутят: две руки, что держат земной шар: правая -- русская, левая – китайская, означают: «Вместе мы весь мир завоюем»

Около дворца бракосочетаний не только плавают лебеди,и пасутся коровы
но и пасутся коровы



Быстрота и дешевизна китайского труда привлекла даже епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа. «Это дешевле и надежней, чем заказывать в России», -- признался владыка, поручивший китайцам изготовить по фотографии поклонный крест в память жертв сталинских репрессий. Единственное, чего не могут осилить «всезнающие прорабы» -- это купол для храма. Почему, загадка для всех.

Успех работников из Поднебесной объясняется просто. Во-первых, мешок китайского цемента со всеми таможенными накрутками стоит 100 рублей, наш той же марки -- 250. Если бы местная власть не сдерживала поток мигрантов, русские строительные фирмы приказали бы долго жить, а вместе с ними и Теплоозерский цементный завод. Во-вторых, китаец согласен работать за 6-8 тыс. рублей в месяц (заработок все равно получается в два –три раза выше, чем в Китае), русские просят 10 тыс. Жизнь в бытовках и отсутствие социальных гарантий китайцев не смущают.

«В Поднебесной считается, что если в России китаец не выживает, значит у него что-то с головой, -- говорит местный предприниматель, китаянка Татьяна Чжэн, эмигрировшая вместе с родителями в СССР в разгар культурной революции и получившая образование в России. -- У вас люди сажают в огороде цветы и радуются им, но при этом жалуются на бедность. Китайцу это непонятно. Ведь в огороде можно посадить картошку. Зачем сажать цветы, если ты -- бедный?»


У китайских торговцев демпинговые цены. Они пордают морковку по 6-12 рублей за килограмм, арбузы -- по 8. Но не все прельщаются низкими ценами -- китайские овощи и фрукты нашпигованы удобрениями



Островок спасения в море конопли
На улицах -- сплошные праворульные «японки», даже у гаишников. Отечественный автопром поддерживает только настоятель Никольского храма отец Сергий Матвеев. Если вы увидите на улице темно-зеленую «Волгу», не сомневайтесь, это он. Отца Сергия знает весь город: уже 30 лет он трудится врачом. 16 из них -- главврачом приходской больницы св. мч. Пантелеимона.


Никольскйи храм, настоятелем которого является отец Сергий



Больницы -- это как посмотреть. Это оштукатуренное двух этажное здание белого цвета -- бывший детский сад -- стало «островком спасения» для сотен обездоленных, потерявшихся в этой жизни людей.
-- Сколько у вас пациентов, о.Сергий?

Батюшка меряет линейкой высоту стопки больничных карточек на столе: «Человек сто тридцать на постоянном учете -- это прихожане, их родственники и беспомощные пожилые люди, -- и с улыбкой: -- А кроме них -- вся страна». Ирония священника оправдана. Через Никольский приход «течет» неиссякаемый поток бомжей, волей судьбы оказавшихся на Дальнем Востоке.

Специальность у батюшки самая востребованная -- психиатр с уклоном в наркологию. Большую практику приобрел, когда вся страна взялась за «трезвый образ жизни», а протрезвевшие мужики вспомнили, что вокруг них -- заросли конопли, заполонившей всю округу благодаря влажному и жаркому (до +35) лету. И пока власть в Еврейской автономии борется с дикорастущей коноплей, сельское население нашло свой способ борьбы с нищетой. В СМИ то и дело мелькают сообщения о задержании «лиц, выращивающих на своих огородах коноплю» или оптом реализующих марихуану. Полгода назад в Биробиджане к трем годам условно была приговорена пенсионерка, заботливо обихажившая среди кустов картошки 61 куст конопли. По словам таксистов, в городе действует не менее 8 точек наркоторговли. «Большинство моих пациентов именно наркозависимостью и страдают, -- признается о.Сергий. -- Чтобы помочь им, нужно более глубоко понимать суть их болезни, видеть ее корни, поэтому священство для меня -- продолжение врачебной деятельности».

Сколько их, бедных, ходит по земле
Лечить обездоленных о. Сергию помогают еще три врача -- невролог, терапевт и инфекционист, которые регулярно получают свою долю пинков от начальства за милосердное служение, поэтому мы не называем их имена.

К ним о. Сергий отправляет своих «бесполисных» пациентов, если сомневается в диагнозе или нет возможности оказать помощь. Если требуется серьезное обследование или операция, о. Сергий выписывает направление в больницу. «С моим направлением просто так не выгонишь, я и скандал могу поднять, совесть врача обязывает»,-- поясняет о. Сергий.

В год на приеме у о.Сергия бывает более трех тысяч человек. Две трети из них получают лечение непосредственно в приходской амбулатории. Все процедуры выполняет Светлана Пимнева, операционная медсестра из детской горбольницы. Здесь она проводит полдня.

Ее функции -- дезинфекция, инъекции, перевязка и обработка ран и т.д. «Один раз даже пришлось снимать швы бомжу. В «скорой помощи» прооперировали, а чтобы снять швы -- нужен полис», -- вспоминает она. Светлана по настоящему пришла к вере именно работая в приходской амбулатории: «Я увидела здесь, с каким воодушевлением молятся дети, с каким трепетом подходят к Святой Чаше. Мне стало обидно, что у самой такая пустота в душе».

После того как Светлана проведет дезинфекцию бездомных, ими занимается Евдокия Кузьминична. Ей 80 лет, на свое служение приходит раньше всех и позже всех уходит. Уже 16 лет она кормит, обувает и одевает здесь бомжей. Ведь кроме всего прочего, при храме действует и столовая для малоимущих, где каждый день горячую пищу получают около 60 человек, треть из них -- дети. Цену «вшивоты, голода и холода» Евдокия Кузьминична узнала еще ребенком во время войны. Закончив Томский медицинский институт, всю жизнь проработала фармацевтом в аптеке. «Мне так радостно и легко становится на душе, когда эти несчастные грязные, голодные люди помоются, оденут все чистое и садятся за стол… Это мое. И в этом вся моя жизнь. Ведь сколько их бедных бродит по земле». В «кризисные» 90-е в приходскую столовую приходили обедать даже безработные заслуженные артисты. «Они очень смущались, краснели, но выбора не оставалось», -- вспоминает Евдокия Кузьминична. «Однажды моя дочь пошла за хлебом и вернулась домой в слезах, -- добавляет о.Сергий. -- Какой-то бомж на улице вырвал у нее из рук авоську. И тогда я понял, что голодный человек -- это действительно страшно. Он же мог запросто убить ее. В Китае можно нормально поесть на 2 юаня (10 рублей), и мы должны помочь таким людям, пока у государства нет возможности решить эту проблему».


Православная больница оказывает помощь примерно 27 тысяч человек в год. Чтобы обедов хватило всем, батюшка придумал систему талонов. Относит талоны в собес, а там уже распределяют среди стариков, инвалидов войны и малоимущих семей



Однажды к о. Сергию пришел бомж с синей до колена ногой. «Гангрена, -- константировал батюшка. -- Братец, тебе к хирургу надо! «Только что сбежал от него, -- ответил бомж.-- Сказали: срочно на операцию, отсекаем ногу по колено». «Рад я тебе помочь, да не могу, -- сказал о.Сергий и добавил. -- Но ты подойди к иконе целителя Пантелеимона, посмотри ему в глаза и попроси, чтоб он тебе помог, своими словами проси, ты же неверующий». Бомж полчаса стоял перед иконой, опершись на палку и пристально глядя вм. Пантелеимону в глаза. На следующий день отец Сергий позвонил в больницу и узнал, что бомж там больше не появлялся. Наверно где-то выпил, гангрена пошла и все… умер, -- подумал батюшка. Но через неделю о.Сергий заметил его на автобусной остановке. «Ну-ка, покажи ногу!». Бомж закатал штанину и батюшка увидел, что гангрены как и не бывало. «Я -- врач, не поверил своим глазам, -- продолжает о. Сергий. -- Благодари Бога, говорю, на тебе Он чудо сотворил!».

Я учила ее кричать
Театральная студия при храме далека от «искусства для искусства»: вместе с благополучными детьми тут занимаются и очень «трудные». Двое-трое из них -- с задержкой психического развития.

Иру (имя изменено) ждала впереди бесперспективная и возможно одинокая жизнь. Справка о задержке в развитии, стянутый тиком рот, психологическая зажатость и неуверенность в себе, заикание и постоянное смущение при ответах на самые простые вопросы. «Судя по всему, ее просто забили в школе, дети ведь порой бывают очень жестоки к тем, кто не похож на них, -- говорит руководитель театральной студии и прихожанка Никольского храма, филолог Елена Смирнова. -- Мы с Ирой репетировали вдвоем. Сначала я учила ее кричать свою роль, чтобы она не боялась говорить громко». Примерно через год Ирина научилась нормально общаться с другими людьми. «Мне, конечно, не удалось залечить ее психологические раны. Слишком много комплексов она вынесла из детства, тут требуется работа профессионального психолога, -- продолжает Елена. -- Но занятия в нашей студии помогли в постановке речи, раскованности, научили спокойно и уверено отставать свою точку зрения». Сейчас Ира работает швеей, вышла замуж и воспитывает ребенка.


Елена Смирнова репетирует со своими воспитанниками. Отопление еще не включили, но уже холодно. Но это для ребят, которые хотят ходить в театральный кружок не помеха, правда, репетировать приходится в куртках



Главное, по мнению Елены, научить детей с нормальным психическим развитием с уважением относится к детям с природными изъянами и любить их, не допуская никаких грубостей. «Это самое трудное -- научить членораздельно говорить намного легче», -- считает Елена.

Коле Бунину 13 лет. Родители давно отказались от него, он воспитывается у бабушки с дедушкой. Дедушка и привел внука в театр-студию. Коля сложный, «дерганный» ребенок. Первое время он очень мешал на репетициях. Но теперь в церковь и театр-студию бежит со всех ног. «Искорка какая-то появилась в его душе»,-- говорит бабушка. Недавно Коле стали поручать небольшие роли, которые он терпеливо учит вместе с дедушкой и участвует во всех постановках. Более того, он помогает в алтаре батюшке, хотя и бывает, что мальчишке приходится повторять одно и то же три раза подряд.

«Когда одноклассники Коли, которые тоже ходят в воскресную школу, защищают его от насмешек и обид других детей, у меня отпадают всякие сомнения в необходимости нашей работы», -- признается Елена. -- И когда наши дети вырастают, приходят ко мне -- я ведь еще и в библиотеке работаю -- я чувствую, что мои силы не уходят в песок. Недавно пришла красивая молодая мама. Когда-то она была вертушкой и истеричкой из неблагополучной семьи. Сегодня у нее самой прекрасная семья и растет хорошая девочка. И сама мама в храм ходит, и дочку крестила. Значит, наш труд не пропал зря».

Мои «дурачочки»
Но на особом духовном попечении у о. Сергия Дом-интернат в пос. Валдгейм для детей с умственной отсталостью и поражением опорно-двигательного аппарата. Таких детей здесь 200.

«Они ближе к Богу, чем мы и готовы к встрече с Ним в любую минуту. В отличие от нас, их не держит здесь ни страх, ни материальные блага, ни страсти», -- батюшка гладит руку двухлетнего малыша с поджатыми к животу рахитическими коленками и крупной, как у марсианина головой. Лицо ребенка светится от счастья, он с беззвучным смехом ловит руку батюшки и старается прижать к себе. Но стоит священнику отнять руку и глаза мальчишки мгновенно гаснут, радость в них сменяют страх и обида. Кажется, он сейчас заплачет. «Некоторые говорят, зачем таким детям жить и мучиться? -- Но по какому праву этот человек задает такой вопрос? Ведь каждому из них Бог даровал жизнь, и у них такое же право на нее, как у всех нас», -- говорит директор Валдгеймского интерната Александр Климанский.




В центре: Вячеслав Бубякин. Его работы неоднократно демонстрировались на региональных выставках живописи «Весенняя акварель» и городской выставке юных талантов. У этого пятнадцатилетнего паренька только одна рука, но и с ее помощью он уверенно передвигается на коляске и пишет картины.
Слева от него: Денис Якимов несмотря на болезнь, приковавшую его у инвалидному креслу, сумел завоевать за несколько лет 17 медалей по гонкам на колясках, лыжным гонкам и дартсу в Международных легкоатлетических турнирах «Амурские зори», Дальневосточных Олимпиадах для инвалидов и областных соревнованиях «Лыжня России».

После освящения молельной комнаты отец Сергий окропил святой водой отделение милосердия, где лежат малыши с ЗПР





Это право ребята доказывают, читая стихи, танцуя, исполняя песни и инсценировки в двух биробиджанских домах престарелых. «Вы не представляете, какую радость приносят старикам мои «дурачочки», -- улыбается Александр Климанский и продолжает: -- У нас свое подсобное хозяйство (14 гектар, есть трактор, в штате свой механизатор), отапливаемая теплица, в год снимаем по три урожая петрушки, укропа, и т.п. Все овощи -- свои. В меру сил дети помогают в ведении хозяйства». Между тем среди обитателей детдома есть необыкновенно талантливые ребята.

Денис Якимов несмотря на болезнь, приковавшую его у инвалидному креслу, сумел завоевать за несколько лет 17 медалей по гонкам на колясках, лыжным гонкам и дартсу в Международных легкоатлетических турнирах «Амурские зори», Дальневосточных Олимпиадах для инвалидов и областных соревнованиях «Лыжня России». Несмотря на болезнь, он -- жизнерадостный и целеустремленный молодой человек (Денису 18 лет) с крепким, мужским рукопожатием и располагающей, добродушной улыбкой.
А работы Славы Бубякина неоднократно демонстрировались на региональных выставках живописи «Весенняя акварель» и городской выставке юных талантов. У этого пятнадцатилетнего паренька только одна рука, но и с ее помощью он уверенно передвигается на коляске и пишет картины.

За хребтом
О человеке из-за Урала биробиджанцы говорят: «приехал с Запада». Когда спрашиваешь, как тут ощущается присутствие Москвы, ответ один: никак.

«Приедет очередной журналист, расспросит о том, о сем, особо не вникая в наши проблемы и напишет то же, что и все: посмотрите, какие чудаки здесь живут! -- говорит батюшка. -- А у нас тут в Биробиджане мальчик есть, Илья Симаков, со сложной спинномозговой травмой. Операцию такого уровня только в Москве могут сделать. Она стоит 350 тыс. руб., пока на счет больницы их не внесешь, с тобой в Москве никто говорить не будет. А еще нужно где-то найти деньги на проезд, проживание, сиделку и оплатить лекарства. Но разве этот ребенок не гражданин России и не имеет права на медицинскую помощь, как и все остальные дети?»

Недавно отец Сергий освятил в интернате молельную комнату (все дети тут крещены). И директор, и батюшка, и дети мечтают о настоящем храме. «Я мечтаю отслужить тут литургию, -- говорит о.Сергий. -- Пока причащаем детей запасными Дарами. Вывезти на службу в Биробиджан, к сожалению, возможности у нас нет».

На строительство храма уже есть благословение правящего архиерея, готовится проект, а сельская администрация предоставила площадку непосредственно за Домом-интернатом, которую ребята постоянно очищают от сорной травы. «Это будет храм не только для детей, но и для всех жителей села», -- говорит Александр Климанский.

Для тех, кто хотел бы помочь храму в Биробиджане (для ремонта храму необходимы: 1 тонна пакли, 400 кг краски, 1,5 т цемента, 100 кг извести, три куба пиломатериалов) или Валдгеймскому интернату:

РЕКВИЗИТЫ:
Кому: Приход Храма Святителя Николая г. Биробиджан
Куда: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 52

ИНН 7901014467
кор/счет: 30101810700000000714
Наименование банка: Банк: Биробиджанский филиал
ОАО АКБ «Связь-Банк» в г.Биробиджан
рас/счет: 40703810100130000037
БИК 049923714

Сообщение(назначение платежа): «На уставную деятельность».

Если вы хотите пожертвовать на строительство храма при детском Доме-инвалидов в пос. Валдгейм, то в графе «Назначение платежа» напишите: «Для Валдгеймского детского дома-интерната».

Дополнительная информация для юридических лиц:
КПП 790101001
ОКОПО 49092924
ОКВЭД 91.31
ОГРН 2037900000433


Китайцы и Православие
Есть ли какие-то шансы обратить китайских рабочих в Православие? По словам владыки Иосифа, у них в этом нет никакой заинтересованности. Хотя в Биробиджане и есть переводчики с китайского, которые охотно помогли бы в миссионерской работе. «Власти не поощряют стремление своих поданных к православию,-- говорит владыка. -- В среде работающих китайцев развито доносительство, и если кто крестится, возможны неприятности с «органами»». «За 16 лет я знаю в Биробиджане только один случай, когда китаец крестился», -- добавляет настоятель Никольского храма Биробиджана протоирей Сергий Матвеев.

Татьяна Чжэн считает, что дело не в политике властей. «Китайцу некогда тратить время на вашу веру. Он приезжает заработать копейку и накормить семью, а не духовные проблемы решать. Очень мало, кто хочет здесь остаться, от силы несколько десятков от общей массы». По ее оценке половина браков китайцев с русскими женщинами носят коммерческий интерес.

Отец Сергий был хорошо знаком с последним китайским священником о.Григорием Чжу, который служил в Покровском храме г.Харбина (сейчас в этом храме только по воскресениям собираются бывшие прихожане о.Григория и читают молитвы. Им всем за 40 лет, если ничего не измениться (в храме не возобновятся нормальные службы), то через 15-20 лет "ловить" нам, православным, в Китае будет нечего. Власть вряд ли разрешит открыть новый православный храм, куда приходили бы непосредственно китайцы). Отец Григорий неоднократно предлагал о.Сергию приехать и жить в Харбине, служить вместе с ним в Покровском соборе. Он объяснял, что отец Сергий служиля бы для русских, а о.Григорий -- для китайцев и так православная китайская паства потихоньку бы увеличивалась, и можно было бы со временем рукоположить китайского молодого священника. Такой храм невозможно было бы закрыть (как остальные, превращенные в музеи, на которых китайцы делают хорошие деньги, т.к. их желают увидеть русские туристы), поскольку там служил бы русский священник, окормляющий русских.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.