На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

"Где «Русская Правда», я вас спрашиваю?"
Школьная история как служанка политических систем
Расшифровка программы «Диалоги» на телеканале «Вести»


Версия для печати
18.09.08, 12:32

директор Института российской истории Андрей СахаровНаш колумнист, ведущий программы «Диалоги» на телеканале «Вести» Иван Семёнов беседует о проблемах преподавания современной истории в российских школах и о зарубежном опыте в этом отношении с академиком РАН, директором Института российской истории Андреем Сахаровым.

- Андрей Николаевич, когда я учился в школе – это было глухое советское время. Мы могли учиться по учебникам истории, оставшихся от ребят, которые закончили школу 7, 8, 10 лет назад, пока не истреплются книжки. Сейчас учебники постоянно меняются. И от этого дети страдают, и они на себе испытывают тезис о том, что Россия - это страна с непредсказуем прошлым. Предлагаю вам посмотреть материал наших корреспондентов из Нижнего Новгорода.


Репортаж:
Заслуженный учитель истории из средней школы райцентра Воротынец думал, что он умеет правильно преподавать и серьезно знаком с историей Отечества. Но оказалось, двадцать лет стажа ничего не значат. На едином госэкзамене все воротынские выпускники на вопрос, что произошло в России в семнадцатом году, ответили "переворот", а нужно было писать "Великая Октябрьская революция".

Александр Дюжаков, учитель истории МОУ Воротынская средняя школа, рассказывает: "А они меня спрашивают: почему ваши ученики не говорят "Великая Октябрьская революция?" В академической науке этот термин никто не отменял. А мы-то можем сказать "переворот", "заговор", даже "большевики берут власть".

Историю ХХ века спутал маятник перестройки. Конечно, белые пятна и черные дыры были и в советских учебниках, но разнобой в политической конъюнктуре вместо школьного предмета начался в восемьдесят пятом году. При Михаиле Горбачеве из названия "История СССР" убрали аббревиатуру СССР. При Борисе Ельцине сначала "История Отечества" стала потом "Историей России". Сегодня учебник можно выбрать. Выбор ограничен 15 книгами. Считается, их все до последнего слова в Министерстве образования прочитали и все поняли. Но что именно там поняли, нижегородской учительнице Елене Колыгановой непонятно.
учебники истории России


"Тут много перечислений фамилий, произведений музыкальных, художественных, но нет ощущения того, что происходило, нет картины времени", - объясняет учитель истории школы №148 Нижнего Новгорода Елена Колыганова.

То, чем занят сейчас 11 "А" класс, по-научному называется "пресс-форумом с использованием проектной технологии". Проектор на доске показывает картинки из медиаприложения к новому учебнику. Ребята обсуждают тему "Роль современной молодежи в XXI веке".

О новом учебнике цвета российского флага 2008 года выпуска сельские учителя слышали и не сомневаются, что в дополнение к нему еще хрестоматия с документами, диски с картами и папка с портретами исторических лиц сильно разнообразят уроки. Но как быть, если все это обещали к первому сентября, но до сих пор не привезли? А в учебниках, которыми приходится пользоваться, по непонятной причине пропущено несколько десятилетий.

"Вот Россия начинается с Византии, с ее связей с Византией. И дальше параграф "Феодальная раздробленность". А где, я вас спрашиваю, "Русская Правда"? Где князья и период становления Московского государства в противовес Киеву?" – недоумевают преподаватели.

К вопросу отсутствия параграфов в учебнике истории педагогам приходится подходить творчески. За творчество вместо фактов на Едином госэкзамене по истории их ученикам ставят в лучшем случае 49 баллов, что равняется школьной тройке и практически не оставляет шансов на высшее образование.

История как наука тем и хороша, что может себе позволить отложить на некоторое время оценку спорных фактов. В ожидании нового учебника по истории рубежа XX-XXI века учителя говорят: последние 50 лет истории – это пока не история.


Серов В.А. Зимний взят

Серов В.А. Зимний взят

- Начну с ЕГЭ. Я думаю, что снизили люди, которые плохо знают историю и плохо знают, скажем, научную литературу, хорошие, объективные учебники, которые созданы, скажем, в рамках Российской академии наук, в рамках нашего института. Я бы ответил на ЕГЭ так: действительно 24, 25, 26 октября 1917 года был переворот, который в дальнейшем по мере развития событий в стране привел к революции, в которую были втянуты сначала сотни тысяч, потом миллионы людей, потом десятки миллионов людей, потом вся страна, поэтому и то и другое, переворот и революция – правильно. Одно событие перерастает в другое. Если вы ограничиваете одним событием, вы отвечаете исторически не совсем правильно, может быть, неправильно. Вот в этом все дело. Это элементарная вещь – посмотреть на такого рода событие как на процесс. Не единовременный акт, а на процесс. И это задача историка.

- Люди, которые имеют перед собой методику проверки ответов на ЕГЭ, они про все это не задумываются. Они думают, соответствует ли ответ ученика или не соответствует.
- К сожалению, так. Мы сейчас находимся в очень сложной ситуации. У нас закончилась советская эпоха, у нас прошла революционная эпоха 90-х годов, когда поменялись все понятия, все, как говорят, парадигмы исторические. И мы вступили в период стабилизации, который означает успокоение общества после событий 90-х годов, идет попытка привести в соответствие наши понятия, в том числе исторические. Этот процесс, естественно, отражается и в учебниках истории. Он отражается в головах людей, он отражается в головах тех, кто пишет историю, тех, кто преподает историю, тех, кто изучает историю. Этот процесс тоже очень длительный. Когда я взялся впервые за учебник истории, у меня в голове еще было очень много понятий, догм, много определенных ограничителей связанных с советским периодом. Первый учебник. Потом я перерабатывал его. Второй учебник в середине 90-х годов. Потом третий учебник был, сейчас уже четвертый или пятый. Постоянно идет процесс осмысления событий. Изменяется, развивается человек, развивается ученый, развивается автор учебника, развивается школьный учитель и развивается ученик. Это нормальное явление совершенно, нормальный процесс.

- Таким образом, вы признаете, что в учебнике истории, все-таки, существенную роль играет оценка?
- Оценка, но основанная на абсолютно научных понятиях, без истерики. Мы спокойно смотрим на эти события. И я думаю, что каждый год и каждое новое поколение учебников дает все больше и больше оснований для того, чтобы считать действительно продвижение исторической науки, в том числе и в области учебников, все более и более поступательным, нормальным, объективным, спокойным, не идеологизированным и сугубо научным.

- Давайте посмотрим на такую систему оценок. Только что наша страна на высшем уровне прощалась с Александром Исаевичем Солженицыным. Было сказано много слов о великом писателе, который донес до нас свою правду, правду о ГУЛАГе. Одновременно с этим появилась новая концепция преподавания истории в старших классах. Ее предложил заведующий кафедрой истории России МПГУ Александр Данилов. Он в этой концепции предлагает, например, преподносить сталинский террор как прагматичный инструмент развития страны. Подробно наш корреспондент ознакомился с этой концепцией. Предлагаю вам с ней тоже познакомиться немного.

Репортаж:
Новая трактовка истории первой половины ХХ века предложена в школьной концепции для учеников 11-х классов. Теперь учителям предлагается преподносить сталинский террор как необходимый инструмент развития страны, а расстрел польских военнопленных под Катынью - возмездием за войну между Польшей и Советской Россией в 20-м году. Пока это только концепция, но после обсуждения специалистами новый учебник "История России 1900-1945" в классах может появиться уже в следующем учебном году.

Авторы концепции прежде всего уточняют само понятие "большой террор". Он ограничен массовыми репрессиями с 37-го по лето 38-го года. Сталину нужно было создать монолитную модель общества. Причина репрессий - заговор военных во главе с Тухачевским, боязнь "пятой колонны", сыгравшей ключевую роль в войне в Испании, и первые выборы в Верховный Совет после принятия новой Конституции. Нужно было уничтожить инакомыслие. В новой концепции массовый голод 32-33 годов, унесший жизни 7 миллионов, объясняется неурожаем.

Репрессированные на строительстве Беломорканала. Фото из архива общества Мемориал
Репрессированные на строительстве Беломорканала. Фото из архива общества "Мемориал"


"Организованного голода в СССР не было. Тем более он не был "спровоцирован" в отношении тех или иных социальных групп. Голод был вызван как погодными условиями, так и незавершенностью процессов коллективизации (колхозы еще не могли обеспечить необходимый уровень производства хлеба, в то время как кулачество было "ликвидировано как класс". Просчет крестьян, у которых отбирали последнее, был в том, что они ничего не спрятали, как раньше".

"Нужно было еще и обеспечить города. А последний ли это мешок, еще вопрос. Ведь по опыту продразверстки 20-х выяснялось, что у крестьян всегда что-то оставалось", - объясняет заведующий кафедрой истории МПГУ профессор Александр Данилов.

Противники новой концепции говорят о некоторой тенденциозности подбора факторов.

"Следует четко определить, кого мы имеем в виду, говоря о репрессированных. Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь осужденные к смертной казни и расстрелянные лица". Это цифра точная, а количество сгинувших в лагерях и на пересылках подсчету не поддается, а это дает почву для спекуляций. Кроме того, о депортации народов предлагается говорить "с особой сдержанностью и осторожностью".

Василий Жарков, историк, заместитель директора Института Восточной Европы, комментирует: "Депортация народов Кавказа - одно из крупнейших сталинских преступлений. Более того, депортации подверглись и другие народы, скажем, немцы. Мы будем пытаться рационализировать и это? А как вы себе представляете школу в Чечне, где все это будет рассказано на уроке?"

Авторы концепции подчеркивают: они ни в коем случае не пытаются пересмотреть события первой половины ХХ века или оправдать террор. Речь идет лишь о том, чтобы объяснить, чем были мотивированны решения руководства страны. Анализ документов говорит, что продразверстка и террор были характерны и для красных, и для белых. Дикая жестокость того времени была характерна для всего общества.

"Государство действовало так, как оно должно было действовать в тех обстоятельствах, - уверен Александр Данилов. - Мы же судим с позиции сегодняшнего дня".

Смысл скорректированной концепции - дать по-настоящему взвешенную оценку событий прошлого века, избегая крайностей брежневской эпохи с одной стороны и гласности с другой. Противники говорят, что подобная дискуссия возможна в научных трудах, но не на страницах учебников.

"Объяснять, что массовые убийства или аресты - рационально с точки зрения государства, это значит проводить ревизию морали. А коль скоро речь идет об учебнике, мы должны понимать, что мы закладываем в головы учеников", - считает Василий Жарков.

Каждый раз, когда речь заходит не о пересмотре оценок исторического периода, а хотя бы о незначительном смещении акцентов, разгораются ожесточенные дискуссии. И многие историки сходятся во мнении, что пока в обществе свежи воспоминания и живы участники тех событий, мы не переступили границу исторического времени.


- Я думаю, что попытка сегодня ревизовать оценки, которые четко прозвучали в течение 90-х годов, с оценкой Сталина, репрессий, ГУЛАГа, с опорой на факты, которые изложены, в частности, в "Архипелаге ГУЛАГ" Солженицына, попытки ревизии, они очевидны совершенно. Потому что некоторые понимают стабилизацию общества, как вопросы ревизии тех понятий и тех оценок, которые были созданы в период освобождения страны, в период того, когда рушился Советский Союз, и рушился коммунизм, и рухнула коммунистическая партия Советского Союза. Такая ревизия считается сегодня нормальной, с точки зрения стабилизации общества. Но с точки зрения научной и с точки зрения того, как эти научные знания вести в школе, я думаю, что это совершенно не выдерживает никакой критики. Потому что, ну, что это такое: власть действовала прагматично, отправляя под расстрел и на поселение, на высылку, на ссылку десятки и сотни тысяч и миллионов людей? Я думаю, что авторы правы в том, что она действовала прагматично. Она действовала с точки зрения своих целей. Необходимо был заселить Сибирь, необходимо было разрабатывать уран и рудники, новые угольные копи в районах отдаленных и богатых полезными ископаемыми. Это было прагматично, но надо четко сказать, что это были за люди, что это были за "прагматики". Действительно, "большой террор", который определяется 1937-38 годом, это – понятие присутствует в этом учебнике, и в некоторых других учебниках. Но, во-первых, необходимо четко сказать, что "большой террор" был вызван не какими-то задачами переустройства страны, индустриализацией и улучшением общества, улучшением жизни человека, совершенствованием личности человека. Этот "большой террор" был объяснен одним: стремлением Сталина сокрушить своих политических противников и истинных, и мнимых. И мнимых было большинство. Нельзя было общество привести к одному знаменателю. Сталин, как человек ограниченный и человек недостаточно образованный, стремился привести общество к одному целому – привести к общему знаменателю всех и вся. Он хотел иметь другой народ. И, кстати говоря, не 1937-38 год был орудием всех этих событий. Здесь, я думаю, авторы учебника сузили проблему большого террора. По всем данным последним и публикациям, в частности, научным публикациям, к ним относится публикация многотомная "Лубянка. Сталину. О положении в стране. Совершенно секретно", которую мы публикуем сейчас – наш институт в тесном содружестве с архивным управлением ФСБ. Эти материалы, которые ложились на стол Сталину, совершенно секретно, показывают реальное положение в стране, что "большой террор" начался, начиная с 1930 года.

Соловецкий камень -  гранитный валун, привезенный с Соловецких островов, где в 1920-1930-х годах функционировал первый советский политический лагерь, установлен на Лубянской площади в память всех жертв политического террора в СССР
Соловецкий камень - гранитный валун, привезенный с Соловецких островов, где в 1920-1930-х годах функционировал первый советский политический лагерь, установлен на Лубянской площади в память всех жертв политического террора в СССР

- Дети все-таки не читают эти публикации.
- Конечно, наши монографии до них не доходят.

- Для них необходима некоторая стройная картина, которая им будет преподана в школе. Я для сравнения попросил своего коллегу, который работает нашим собственным корреспондентом в Германии, Ивана Родионова, подготовить репортаж о том, как вопрос преподавания "неудобных", непатриотичных исторических страниц Германии решается в этой стране. Давайте посмотрим.

Репортаж:
Выпускной, 13-й класс берлинской школы имени Рабиндраната Тагора с историческим уклоном. Сегодняшняя тема - "Возникновение империализма". Историю в немецких школах учат по хронологическому принципу: чем старше класс – тем ближе к современности, тем "свежее" история.

"Учебник истории должен не оценивать исторические события или фигуры по принципу "хорошо" – "плохо", а отображать их. И наша задача – не зубрить, что написано в учебнике, а учиться задавать вопросы и самим делать выводы, кто из исторических деятелей и чем плох или хорош. Учебник – это только помощник для ориентации, как дорожный указатель", - объясняет одна из учениц.

Это первое поколение родившихся не в Западной или Восточной, а просто в Германии. Вместе с ГДР рухнула прежняя коммунистически идеологизированная учебная программа, сделав макулатурой миллионы учебников.

В числе самых первых, неотложных объединительных мер в новые восточные земли были отправлены партии западных учебников истории - безвозмездно. Тогда еще, что называется, Маркса с Лениным со стены снять не успели, а в школьную библиотеку уже заносили коробки с новыми книгами. В них персонажи с портретов представали в ином свете, весь взгляд на только что закончившееся противостояние двух систем был очищен от коммунистической идеологией. Но не от идеологии вообще.

Западные учебники завозили грузовиками, вспоминает учитель истории Харальд Тилльнер: "ГДР там была представлена на полутора страницах в таких формулировках: "диктатура", "режим спецслужб", "система гнета и порабощения". Но мы-то знали по собственному опыту, что мы жили в другой, куда более сложной и многогранной стране. Как я должен был объяснить ученикам, что раньше они были рабами, а падение стены освободило их от всякого зла?"

Учебники с тех пор сменились. Новые, по которым историю преподают сегодня, подписаны к печати 3-4 года назад. Главный редактор редакции общественных наук издательства "Корнельсен" Гётц Шварцрок рассказывает: "В новых учебниках больше уделено места периоду после 45-го года. Без изменений остались главы о периоде национал-социализма, эта эпоха всегда была представлена очень подробно".

Берлинское издательство "Корнельсен", специализирующееся на школьной литературе, приросло в свое время бывшим гэдээровским "Народ и знание" - аналогом нашего "Просвещения".

"Новейший период – это предмет самых больших дискуссий, - продолжает Шварцрок. - К сожалению, интеграция Восточной и Западной Германии еще не так глубока, как хотелось бы. Например, многие школьники в восточных землях мало что знают о западногерманской истории. Для некоторых что Вилли Брандт, что Гитлер одинаково далеки".

На Востоке плохо знают Вилли Брандта, на Западе не вздрагивают при упоминании темы "Госбезопасность и ее осведомители". По какому из допущенных Минобразования учебников работать, школы в лице педсоветов решают сами.

- Это, конечно, провокационный вопрос, но если в учебнике будет написано, что Йозеф Геббельс внес большой вклад в развитие немецкого радиовещания и кинематографии, что бы ты на это сказала?

- Возможно, он и сделал многое для развития. Вопрос, с какой целью. Пусть это формально и так, но вряд ли в учебнике может появиться такая фраза. А даже если бы и появилась, то ведь на то и учитель, чтобы высказать по этому поводу свое мнение.

Принцип составления учебника – равноудаленность от всех политических партий и неприятие ничьей стороны в конфликтах, уверяют издатели, только факты. Все равно учебник истории – это всегда способ легитимации действующей политической системы, неполиткорректно замечает учитель истории Тилльнер, когда камера уже выключена.


- Вы согласны, Андрей Николаевич, с тезисом о том, что любой учебник все-таки реализует право силы действующей политической системы?
- К сожалению, это так. И опыт истории и показывал, что, к сожалению, это так. Но, в руках науки есть мощный противовес. Когда меня спрашивают, что такое прогресс истории и как в учебниках оценивать прогресс истории. Я отвечаю, опираясь на мировую историографию, очень коротко: прогресс истории – это прогресс человеческой личности. Это прогресс качества жизни, духовной и материальной. Что касается того, что мы увидели относительно Германии, я думаю, что это очень показательно. Дело все в том, что Германия тоже пережила переходный период, смену формаций, как мы говорили, от коммунизма, уничтоженного и смытого бархатной революцией, объединение Германии. Понятно, что люди, которые были воспитаны в рамках ГДР, с их понятиями, с их классовыми основами, они не могли очень быстро ужиться и уложиться в какие-то новые рамки научные, идеологические, понятийные, как это было в Западной Германии. Но что меня всегда подкупает в подходе немецком, германском образовании сегодня – они полностью отказались, отвернулись от нацистского прошлого. Германия освободилась от этого ярма. Там жизнь совершенно другая, иная, демократичная. Есть там и плюсы, и минусы. В целом это один из тех конгломератов государственных, к которому сегодня надо стремиться и который является образцом, в частности, для нашей страны.

- Согласитесь, Андрей Николаевич, что очень характерно, девочка разоблачает провокацию нашего корреспондента по поводу Геббельса. Она говорит: ну да, может быть, радио, конечно, развивалось, но мы же должны понимать, что было вокруг и что это значило и для людей, и для страны. То есть несмотря на то, что преподавание достаточно свободно, как мы видим - школы сами выбирают учебники, каждая федеральная земля может свою программу формировать, - но есть историческая константа, что подход к национал-социализму - он везде абсолютно одинаковый, и не может быть никаких нюансов. Как вам кажется, за 17 лет с момента падения коммунистического государства у нас в России не выработалось еще никаких таких же исторических констант, которые навсегда и для всех станут уже очевидными? Ну, например, в отношении тех же самых репрессий?
- Я думаю, что таких констант у нас не выработалось. И по одной простой причине. Наши события, наша революция 1990-х годов, она оказалась незаконченной, незаконченной во многих отношениях. По понятным причинам очень сильны у нас были тенденции, связанные и с советским прошлым, и со Сталиным, и со сталинизмом, и со многими другими явлениям целой эпохи. И люди остались живы, очень многие на своих местах. И люди остались в обществе, остались людьми влиятельными, ответственными. И понятно, что у нас это быть не могло по определению, как говорится. Это надо понимать. И это не есть плохо и не есть хорошо. Это есть вот та самая константа, о которой вы говорите. Это наша история. Это не плохая история, не хорошая история. Можно сказать: ах, 1990-е годы не осудили коммунизм, ах, там не осудили Сталина, ах, не устроили Нюрнбергского процесса нового над компартией. Этого быть в нашей стране не могло. Потому что огромная масса населения, огромная масса народа нитями, жизнью, эпохой были связаны с этими событиями.

- У меня есть свой интерес в разговоре с вами, не только как у журналиста, но как у родителя школьников. Мой сын будет изучать новейшую историю через 6 лет. Что у него будет написано в учебнике относительно сталинских репрессий? Меня это очень беспокоит. Андрей Николаевич, ваш прогноз?
- Я думаю, что будет написано правильно, что сталинские репрессии – это было жестокое, неоправданное издевательство над народом. Это был массовый геноцид народа. И никакими прагматическими причинами, никакими прагматическими увертками мы этот геноцид объяснить не можем. У меня отец был арестован в 1940 году. Он инженер-строитель. Если бы началась война, он получил бы бронь и работал бы на строительстве военных объектов. Он был арестован и попал на строительство Куйбышевского авиационного военного завода. Он делал все то же самое, он делал всю свою работу как строитель, но он был за решеткой. Зачем? Он бы и так это делал все, понимаете? Он не был врагом советской власти. Какой смысл, какой в этом прагматизм? Это – идиотство, глупость глупых людей, ограниченных, самовлюбленных, закомплексованных людей, малообразованных, которые считали, что это можно сделать вот такими методами. Это ужасно.

По каким учебникам школьники будут изучать историю через 5 лет?
По каким учебникам школьники будут изучать историю через 5 лет?

- Андрей Николаевич, вы такой "странный" академик, который пишет не только научные монографии, но и учебники истории. Зачем вы пишите для школ учебники и, вообще, какая цель, с вашей точки зрения, преподавания истории в школах? Дать детям информацию, знания или это все-таки род такого идеологического воспитания?
- Дело все в том, что в науке мы создаем научную основу всего понимания российской истории от древности до современности. И понятно, что любой человек нашей страны, любой гражданин, учащийся, студент, они, я думаю, должны знать свою историю, должны владеть своей историей, должны гордиться своей историей, своей страной, которая прошла тяжкий, противоречивый, славный путь в течение многих веков. И это нормальное явление, когда ученый создает учебную литературу, работает с учебником. Мне хочется, чтобы последние объективные спокойные, не ангажированные, не идеологизированные, а именно научные сведения о нашей истории стали предметом изучения в вузах, в школах. И в этом я вижу одну из целей своей жизни.

- Спасибо большое, Андрей Николаевич. Это был диалог о проблемах преподавания отечественной истории в российских школах с директором Института российской истории, академиком Андреем Сахаровым.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=208982

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
"Где «Русская Правда», я вас спрашиваю?"

Новая трактовка истории первой половины ХХ века предложена в школьной концепции для учеников 11-х классов. Теперь учителям предлагается преподносить сталинский террор как необходимый инструмент развития страны, а расстрел польских военнопленных под Катынью - возмездием за войну между Польшей и Советской Россией в 20-м году. Пока это только концепция, но после обсуждения специалистами новый учебник "История России 1900-1945" в классах может появиться уже в следующем учебном году

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.